Щербакова Е., Щербакова Т. | ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 4.8]

                    Елена Щербакова / доцент Института педагогики и  психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический                   университет г. Москва    Е-mail: elena08041966@yandex.ru Татьяна Щербакова / доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет г. Москва Е-mail:  aleks170573@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей учащихся, а также факторы, способствующие данному развитию. Особый акцент делается на  эстетическом компоненте образовательной среды. Приводится обзор и  анализ понятия средового фактора в воспитании в отечественной литературе.

В последние годы в педагогической науке возрос интерес к развитию творческих способностей учащихся. Это обусловлено изменениями в современном обществе, в отношении подрастающего поколения к миру и к себе. Повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому знанию, новому опыту, творческое отношение к учебе, деятельности и т.д. Развитие творческих способностей – процесс сложный. Существует много факторов, способствующих или препятствующих данному развитию. Одним из  таких факторов, на наш взгляд, является образовательная среда, а точнее эстетический компонент образовательной среды.

Прежде чем приступить к раскрытию заявленной темы рассмотрим основные понятия.

Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. Однако оно  не имеет однозначной трактовки.

Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения. В этом его значении  в то время рассматривали: 1) макросреду как общественно – экономическую систему в целом (производительные силы, совокупность производственных отношений и социальных институтов, сознание, религия и культура определенного общества); 2) микросреду как непосредственное социальное окружение ребенка (семья, коллективы и группы разных уровней).

В отечественной педагогике термин «среда» начал активно использоваться в 20-е годы XX века. «Педагогику среды» разрабатывал     С.Т. Шацкий, «общественная среда ребенка» описывается в трудах            П.П. Блонского, «окружающая среда» у А.С. Макаренко. Данные авторы в своих трудах доказывали, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а  условия, среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование». При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого.

Образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении .

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда обладает большим потенциалом в плане образования, воспитания и развития личности. Например, В.С. Библер считал, что «среда, наполненная нравственно – эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действия». Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов представляют среду как социокультурную систему, которая способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения. Н.В. Гусева и Л.П. Буева считают, что среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. В работах А.В. Мудрика среда выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности.

Большое значение для успешного развития образовательной среды имеет правильная организация эстетического компонента среды.

Эстетическая среда образовательного учреждения это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации субъекта .  

Постоянно воздействуя на все органы чувств, эстетически грамотно организованная образовательная среда без слов и назиданий формирует у человека представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Та или иная конструкция среды образовательного учреждения влияет на психическое  и соматическое здоровье всех участников образовательного процесса, а также на появление различных личностных новообразований – учебной мотивации, инициативности, уровня притязаний, аккуратности, творческого подхода к различным видам деятельности, самостоятельности и многих других.

Дадим характеристику творчеству и качествам творческой личности.

В современной педагогике и психологии проблему творческого развития и креативности детей исследуют: Т.А. Барышева,  Л. Дорфман, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Н.А. Терентьева,     В.С. Юркевич и др. Однако следует заметить, что, несмотря на достаточное количество исследований феномена креативности, до настоящего времени нет единого мнения о природе творчества и условиях его развития.

В словаре С.И. Ожегова творчество рассматривается как создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а также то, что является результатом этой деятельности.

Н.А. Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Творчество  — это продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются  научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, новые решения в профессиональной деятельности

Американский педагог и психолог А. Кожибский утверждает, что творчество выполняет терапевтическую и психотерапевтическую функции, организуя физическое и психическое здоровье человека. Творчество, возможное в собственном смысле лишь как свободная, спонтанная деятельность, дает человеку ощущение свободы, состояние полета, вдохновения, раскрепощенности, уверенности в себе.

Творческим можно назвать процесс, в котором проявляется интеллектуальная инициатива, оригинальность выполнения работы и т.д. Проявление творческих способностей варьируется от крупных, ярких, самобытных талантов до скромных и не очень заметных.   Однако, сущность творчества одинакова для всех, разница только в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, а также в том, на сколько человек реализует свой творческий потенциал.

Т.А. Барышева выделяет следующие качества творческой личности:

— открытая картина мира, креативное отношение к миру и к себе, открытость новому опыту (сфера мировоззрения);

— разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность (творческая мотивация);

— способность к ассоциированию, чувство формы, стиля, стремление к совершенству, способность к импровизации (эстетические креативные свойства);

— эмоциональная отзывчивость, экспрессивная эмоциональность (способность выражать эмоциональное содержание), эмпатия (способность к постижению эмоционального опыта другого человека), богатство эмоционального опыта (эмоционально- креативные свойства);

— способность к преобразованию, вариативность, способность к прогнозированию (интеллектуально – творческие способности);

— способность к продуцированию образов, интеграция разрозненных элементов в одно целое, выход за рамки обыденного (уход от реальности), способность к символизации (творческое воображение);

— способность к сотрудничеству в творческой деятельности (коммуникативно – творческие способности).

Г.С. Альтшуллер, рассматривая природу творчества, отмечал, что способность к творчеству – природа человека. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Главное – создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Роль  среды (в том числе образовательной) сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучении ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

Роль эстетики образовательной среды в развитии качеств творческой личности очень велика. Эстетическая среда не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и обосновывает необходимость творческого отношения к миру.

Заметим, что недостаток или перенасыщение эстетического компонента среды могут негативно отразиться на развитии эстетических чувств и вкусов детей, а также на развитии их творческих качеств. В истории известны примеры, когда скромные возможности школы в организации среды с точки зрения эстетики сочетались с высоким уровнем эстетической  и творческой отзывчивости детей (сельская школа В.А. Сухомлинского). А пышность отдельных купеческих, мещанских школ не делала учащихся более восприимчивыми к красоте и готовыми преобразовывать ее творчески. В связи с этим Л.П. Печко делает вывод, что доминирующим в плане эстетического и творческого влияния на детей является эффект духовно-эстетической, культурной, педагогической организации образовательной среды учебного учреждений.

К сожалению можно констатировать тот факт, что эстетический компонент образовательной среды учебных учреждений часто не представляется столь актуальным, как другие составляющие. Педагоги и ученики не имеют четкого представления о том, какой должна быть эстетика учебного учреждения, эстетика общения, занятия или содержания материала. Чаще всего педагоги под эстетическим компонентом образовательной среды понимают наличие в  расписании предметов эстетического цикла, которые являются дополнительными занятиями для развития общей культуры учащихся. Ученики  же обращают внимание на эстетику внутреннего оформления здания и отмечают, что наряду с формальными объектами учебного интерьера необходимы и необычные, неформальные объекты, уголки, помещения, эмоционально — психологически и эстетически ценные для творческого самочувствия детей в стенах школы.

Все это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию эстетического компонента образовательной среды учебных учреждений. Кроме того, для развития творческих способностей учащихся представляется важным, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность ее изменять (привносить в нее продукты своего творчества), принимать активное участие в совершенствовании образовательной среды своей школы.

Список литературы:

  1. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. Спб.,2002
  2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2012.
  3. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: Сб. научных статей. М.,2007.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/shherbakova-e-shherbakova-t-vliyanie-yeste/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *