Шабалина О.А. | ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МОСКВЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Магистрант ГАОУ ВО МГПУ г. Москва

                                                                                   ol.schabalina2014@yandex.ru

В данной статье ставится задача рассмотреть возможности для повышения познавательного потенциала педагогов   в условиях социально-культурной среды Москвы. Показана значимость познавательного потенциала педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога, рассмотрены возможности социально-культурной среды Москвы с педагогической точки зрения.

Система образования в настоящее время предъявляет высокие требования к качеству подготовки педагогов. Эти требования, как правило, определяются конкретными требованиями нормативных документов, изложенных, к примеру, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и в профессиональном стандарте педагога [5]. Вместе с тем этот динамический процесс профессионального становления немыслим без учета среды, поскольку человек априори находится в ней и испытывает ее влияния. «Образование человека есть его движение в среде» [3: с. 83].

Согласно профстандарту, который вступил в силу с 1 января 2015 года [5], педагог должен: эффективно управлять классом, в целях вовлечения учащихся в образовательно-воспитательный процесс путем мотивирования их учебно-познавательной деятельности; ставить воспитательные цели, обеспечивающие развитие учащихся, в независимости от их происхождения, характера и способностей, осуществлять постоянный поиск педагогических путей их достижения.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к педагогу определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными потенциалами личности.

Теперь обратимся к толкованию такого универсального понятия как «личность». В своём первоначальном значении термин «личность» обозначал маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (ср. рус. «личина»).

«Классик американской психологии У.Джеймс полагал, что личность – это в совокупности все то, что человек может назвать своим, отождествить с собой. Мы считаем такой взгляд правомерным, позволяющим в личности видеть субъект обладания ценностями среды» [3: с. 83].

Потенциа́л (от лат. potentia — сила) в широком смысле означает средства, источники, запасы, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения той или иной цели, реализации плана, решения определенной задачи; возможности государства, общества или отдельного лица в какой-либо сфере [2].

Личность характеризуется пятью основными потенциалами:

– познавательным,

– морально-нравственным,

– творческим,

– коммуникативным,

– эстетическим.

Данным потенциалам принадлежит роль динамических доминант, которые задают вектор процессу формирования личности [12].

Познавательный потенциал прежде всего, определяют объем и качество информации, которой располагает личность. В него также входят психологические характеристики, способствующие продуктивности познавательной деятельности личности.

Обращаясь к языку средового подхода мы можем четко пояснить познавательные умения педагога, которые заложены в профстандарте:

– уметь выделять и формулировать цель,

– уметь находить нужную информацию в том числе с помощью компьютерных средств,

–уметь структурировать знания,

– уметь выражать свои мысли, строить высказывание,

– уметь выбирать эффективные способы решения задач.

Рассмотрим особенности познавательного потенциала педагога.

Развитие личности будущего педагога состоит из познавательного, морально-нравственного, творческого и коммуникативного потенциалов. В познавательный потенциал педагога входят профессиональные знания и навыки, педагогические способности, профессиональная активность, профессиональное самосознание и необходимый уровень развития психических процессов. Профессиональные знания и навыки образуют содержание профессиональной подготовки. Профессиональные знания включают соответствующий уровень знания своего предмета, знания в сфере педагогики, психологии, а также частных методик, знание своих профессиональных возможностей. Педагогу необходимо освоить прогностические, аналитические, проективные, рефлексивные, перцептивные и другие умения. Владение знаниями является багажом, обеспечивающим профессиональную деятельность педагога. Формирование педагогических способностей происходит в ходе обучения и самовоспитания. Данные способности состоят из организаторских, академических, дидактических, коммуникативных, речевых, проективных умений, педагогического воображения и внимания.

Как же среда может способствовать повышению познавательного потенциала педагогов? Среду следует воспринимать как некую составляющую бытия, доступную для восприятия, которая дает субъектам возможности в процессе жизнедеятельности удовлетворять потребности в образовании, расширять способы познания мира, развивать свои личностные качества. Если какое-либо место в среде притягивает к себе педагога, значит, там он может удовлетворить свои потребности, в том числе и познавательные. Подобные места могут стать своеобразной питательной нишей для развития личности. В семантике средового подхода «ниша – обособленное в пространстве и во времени поле возможностей, позволяющее индивиду удовлетворить свои потребности» [2: с.33]. Педагогу необходимо учитывать потенциал среды, определять какие его потребности реализуются в выбранных им нишах, и организовывать «трофические ресурсы» для полноценного и целесообразного саморазвития.

Таким образом, процесс повышения познавательного потенциала педагога обусловлен средой. Педагог пребывает в пространстве, но живет в среде и благодаря среде получает от нее все питательные элементы. Профессиональное развитие тем успешнее, чем разнообразнее его среда.

Термин «среда» вошел в культурологические науки относительно недавно. отечественной наукой разработана теория «среды». Культурологическое понятие «среда» определяется как устойчивая совокупность личностных и вещественных элементов, с которыми осуществляется взаимодействие социального субъекта (личности, группы, класса, общества) и оказывающие воздействие на его деятельность, направленную на создание и освоение духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в сфере культуры. Это определение позволило ввести уточняющую дефиницию «социокультурная среда». Соответственно, социокультурная среда представляет собой определенную систему «среда-личность», поскольку в ней имеет место внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Следовательно, социально-культурная среда является сферой реализации общественных функций культуры по духовному формированию и социализации личности. Причем социализация рассматривается в качестве процесса объединения людей, а культурная направленность является содержанием объединения.

Личностную сторону среды составляют люди, которые окружают личность, оказывают положительное или отрицательное воздействие на ее развитие, формирование духовных потребностей, вкусов, интересов, ценностных ориентаций. Понятия «социокультурная среда» и «личность» находятся в тесной взаимосвязи. Существование личности без среды невозможно, но категория социально-культурной среды будет бессмысленным без соотношения с личностью.

Личностная сфера социокультурной среды подразделяется на основе следующих аспектов: во-первых, уровни влияния среды на личность. В этом аспекте различаются макросреда и микросреда. «Макросреда» представляет собой само общество и социальные группы, информационное пространство. «Микросреда» — это среда ближайшего окружения. «Макросреда» включает в себя множестве «микросред». Культурное взаимодействие между макросредой и личностью осуществляется путем межличностных контактов и приобретенного индивидуального опыта. Именно специфика разных уровней социокультурной среды во многом определяет развитие общих (типовых) и особых (индивидуальных) качеств личности педагога.

Данные изменения создают новые условия функционирования социокультурной среды, одновременно выдвигая новые требования как к организационным формам культурно-досуговой деятельности, так и к целям и способам их достижения.

Городская среда, состоящая их сложных физических и экологических характеристик, интенсивного информационного воздействия и многообразия социальной структуры, существенным образом влияет на социокультурную ситуацию, в которую попадает личность. С каждым годом эта ситуация усложняется. К примеру, новые технологии, включающиеся в информационный обмен, в отношения людей друг с другом и с окружающим миром. Неоднозначна трактовка развития и усложнения социокультурной ситуации с различных позиций. К примеру, положительно оценивается факт, связанный с расширением пределов возможностей для самореализации личности, а отрицательным фактом выступает то, что изменения, происходящие в системе ценностей, знаний, образцов, норм, приводят к ощущению неопределенности. Человек не способен к быстрой и адекватной реакции на изменения в силу сложившихся стереотипов, нарушение которых приводит к появлению чувства тревоги, беспокойства.

Кроме того, социокультурной ситуации современных городов свойственна интенсивность влияния на человека, в первую очередь, средств массовой коммуникации, все сильнее усиливающих и активизирующих свое влияние на сознание посредством рациональной передачи новых ценностей и норм деятельности и поведения. Складываются стереотипы и спонтанные реакции, которые связаны с внешней стороной поведения. Каналы массовой коммуникации передают человеку извне новые знания, образцы, нормы и ценности, которыми регулируются его поступки и действия, диктуются стереотипы.

Социально-культурная среда является конкретным непосредственно данным каждому человеку социальным пространством, посредством которого происходит активное включение личности в культурные связи общества. Это совокупность разных условий жизнедеятельности человека и его социального поведения, это – случайные контакты и глубокие взаимодействия с окружающими людьми, это – определенное природное, предметное и вещное окружение, рассматриваемое в качестве открытой к взаимодействию части общества.

Социально-культурная среда обладает достаточно большим значением для динамичного развития отношений в обществе, поскольку она создает условия, формирующие интеллектуальный потенциал нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Обращаясь к социальной педагогике, мы находим у А.В. Мудрика четко прописанные социально-культурные задачи, которые педагог решает в процессе социализации: «познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые — специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека» [4: с. 13]. Заметим, что А.В. Мудрик выделяет город как мезофактор, влияющий на социализацию личности и дает ему определенную характеристику: «город — тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.» Если рассмотреть особенности столицы с точки зрения параметров, которые задает автор, то получится следующая картина Москвы:

По величине: город-гигант (12 330 126 чел.) [10].

По преобладающим функциям: административно-культурно-индустриальный.

По региональной принадлежности: в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги.

По длительности существования: древний (870 лет).

По составу населения (соотношение половозрастных, этнических и социально-профессиональных групп): полиэтнический.

Таким образом, мы способны утверждать, что Москва имеет ряд характеристик, создающих специфические условия социализации ее жителей, в том числе педагогов.

А теперь рассмотрим социально-культурную среду Москвы с точки зрения средового подхода. Социально-культурная среда столицы состоит из ниш: социальных и культурных. Как отмечает Ю.С. Мануйлов, группы людей, объединения, сообщества, компании, товарищества, общества, коллективы- это социальные ниши. Культурные ниши представляют собой творения человеческого разума и рук. Это шедевры архитектуры и произведения музыки, живописи, продукты технотронной цивилизации (автомобили, компьютеры), средства массовой коммуникации, городские кварталы, общественные институты (музеи, концертные залы…), дворцы творчества, социальные утопии, исторические мифологемы, политические доктрины, учебные предметы, научные и псевдонаучные теории жизни, религиозные учения и философские системы, различные занятия и т.д. [3: с.78].

По состоянию на 2016 год в городе Москве функционируют 1822 организации, действующие в сфере культуры, в числе которых свыше 50% принадлежит государственным учреждениям культуры столицы. Кроме того, в Москве действуют порядка 900 творческих объединений, союзов, а также других общественных объединений и негосударственных некоммерческих организаций. Сеть московских государственных учреждений культуры состоит из 88 театров, 24 концертных организаций и концертных коллективов, 67 музеев (37 юридических лиц), 27 выставочных залов (25 юридических лиц), 453 публичных библиотек (27 юридических лиц), 12 молодежных центров, 95 государственных учреждений культуры клубного типа и 16 кинотеатров (3 юридических лица). Кроме того, в городе Москве функционируют 154 государственных образовательных организации дополнительного художественного образования, центры детского и семейного отдыха, развиваются парки культуры и отдыха [11].

Москва является для педагогов – воспитателей меганишей, которая включает в себя огромное количество различных ниш: театры, парки, музеи, усадьбы и др.Для решения нашей задачи – развитие познавательного потенциала воспитателя мы отобрали определенные ниши по критериям: соответствия образовательным и воспитательным задачам, доступности. Рассмотрим некоторые из них с педагогической точки зрения.

Музей – ниша, которая, по мнению О.А. Рудецкого, представляет собой уникальный феномен человеческого общества, ответственный за сохранение, изучение и презентацию природного и историко-культурного наследия, феномен полифункциональный по своей сущности. Взаимодействие музея с посетителями происходит в рамках культурно-образовательной деятельности, давно уже ставшей предметом изучения особой научной дисциплины – музейной педагогики [7: с. 123].    Образовательный потенциал музея – это в первую очередь потенциал его образовательной коммуникации, которую необходимо строго отличать от досуговой.

Другой потенциальной нишей для повышения познавательного потенциала служит парк. Парк культуры и отдыха является природным и культурно-просветительским комплексом, который в силу своих размеров, размещения в плане населенного пункта и экологических характеристик способствует обеспечению наилучших условий для познания в области истории, биологии, экологии и др.наук, а также проведения культурно-массовых, просветительских, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации разного рода развлечений и игр, занятий художественным любительским творчеством. Парки культуры и отдыха обладают уникальными возможностями для реализации педагогического потенциала, которые состоят в том, оперативность достигаемых задач основывается на событийности и динамике происходящих здесь социально-культурных процессов в природно-ландшафтной среде, образующей широкое культурно-игровое пространство для детского общения, творчества, культурного, эстетического и нравственного развития.  В современных городах парк культуры является самым демократичным учреждением культуры и досуга. Парки культуры и отдыха привлекают подрастающее поколение тем, что в них действуют различные самодеятельные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения. Парки как муниципальные учреждения культуры создаются для создания благоприятных условий, позволяющих удовлетворить духовные и эстетические запросы населения, способствующие культурному досугу и отдыху, укреплению здоровья жителей района, развитию их творческой и социальной активности.

В ходе социально-культурной работы парка культуры и отдыха осуществляется выработка и закрепление полезных навыков и умений, необходимых для социализации личности. Тщательно продуманная организация рекреационной среды способствует созданию предрасположенности к строго определенной манере поведения. Специфика педагогического потенциала парков культуры и отдыха в заключается в том, что реализация задач в сфере творческой самореализации молодежи осуществляется в игровой форме и основывается на событийности и динамике социально-культурных процессов, происходящих в атмосфере динамичности, эмоциональной насыщенности, мотивированности, альтернативности, естественной непринужденности, привлекательности и комфортности [13].

Логичным становится вопрос: как в логике средового подхода взаимосвязаны личность педагога, повышающего свой потенциал и социально-культурная среда Москвы. Через образ жизни, потому что он является связующим звеном между человеком и средой. «Образ жизни человека – относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными способами «бытия в событии» [2: с. 4]. Образ жизни можно рассматривать как способ деятельности, поведения познания и пр.

Существует классификация способов бытия (по Мануйлову Ю.С.), где интеллектуальную (познавательную) сферу личности характеризуют следующие способы: созерцание, соотнесение, сопоставление, соизмерение, сомнение, сосредоточение и др.

Для достижения высокого уровня познавательного потенциала педагогу – воспитателю необходим стабильный, осмысленный выбор способов жития, их разумное сочетание. Можно предположить, что развитие познавательной сферы будет в определенной степени обеспечено, если при посещении парка или музея педагог будет с интересом созерцать содержание экспозиции, исторические документы, ландшафт, архитектуру и т.д., сопоставлять содержание экспозиций разных музеев и соизмерять свои задачи со своими возможностями либо с возможностями детей.

Разберем конкретный пример (из нашего опыта) посещения интерактивного музея «Живые системы» в рамках московского проекта – олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», который стартовал в 2013 году и ставил целью пробудить у школьников действительно живой интерес к истории столицы и к ее культурной жизни в настоящем. Во время посещения педагог и учащиеся 3 «В» класса ОАНО ЦО «Знак» г.Москвы проживали определенные способы бытия:

Образ жизни Цели
Учащиеся и педагог Педагог в роли обучаемого
-созерцали биопространство музея Иметь представление об организации биопространства музея
— сосредотачивались на сообщениях о жизни полезных и вредных бактерий

— соотносили имеющиеся знания с новыми знаниями

Иметь новые знания о бактериях
— соизмеряли себя с животными по весу, по длине прыжка и силе крика

 

Иметь представления о соизмерении человеческих физических возможностей с физическими возможностями животных
соотносили на ощупь материал, из которого выполнено покрытие стен в тактильном коридоре Уметь различать различные материалы тактильным способом
— сотрудничали с экспертами музея, отвечая на вопросы заданий Уметь использовать экспертов в своей работе
— соперничали с другими командами московских школьников Уметь использовать потенциал игры, конкурсов, состязаний в урочной и внеурочной деятельности

Таким образом, мы наблюдаем активный процесс познания в области биологии и других наук, который был спровоцирован стихиями интереса, направленного внимания, поиска, игры и т.д. Из этого следует, что для реализации задач повышения познавательного потенциала педагога, его профессионального становления, необходимы управленческие действия педагога со средой.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Боровская Е.В. Формирование образа жизни учащихся в школе: учебно-методическое пособие/ под научной ред. д-ра педагогических наук, профессора Ю.С. Мануйлова. Н.Новгород:РаСТР – НН, 2012.56 с.
  3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
  4. Мудрик А.В.Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  5. Профессиональный стандарт педагога.URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071/file/1734/
  6. Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  7. Рудецкий О.А.Образовательный потенциал музея (в аспекте этнической культуры) // Высшее образование в России. 2011. №3. С. 121-124.
  8. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.энцикл., 1983.840с.
  9. URL: base.garant.ru
  10. URL: http://www.statdata.ru
  11. URL: http://mybiblioteka.su/5-129860.html
  12. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=5
  13. URL: http://refleader.ru/jgebewmerpolqas.html

 

The goal of this paper is to research the possibilities of increasing educational potential of the teachers in socio-cultural environment of Moscow.

It demonstrates the significance of educational potential of teachers with regard to introduction of the new professional standard.

It considers the opportunities of socio-cultural environment of Moscow from a pedagogical perspective.

Keywords: potential, personality, environment, niche, lifestyle.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/shabalina-o-a-povyshenie-poznavatelno/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *