ассистент департамента методики обучения Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: sevalnikov@gmail.com
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»
В статье рассматриваются возможности современных детских музеев в образовательном пространстве мегаполиса. Показано, что детские музеи имеют значение как для совершенствования образовательного процесса, так и для психологического сопровождения образования. Перечислены конкретные формы работы, которые возможны благодаря детским музеям. Показана социальная значимость детских музеев.
Музеи играют важную роль в духовной жизни человека. Появившись ещё в Античности, они почти сразу стали ценным образовательным ресурсом [3], и эта немаловажная роль музеев сохраняется и по сей день.
До сих пор самой востребованной формой работы с аудиторией остаётся экскурсия – традиционная форма, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея [4, с.42]. Однако возможности современных музеев значительно шире, и не в последнюю очередь это связано с запросами самой аудитории.
Сегодня широко распространены досуговые и образовательные услуги, адресованные детям и их родителям, начиная от кружков «раннего развития» и заканчивая масштабными детскими праздниками. Можно сказать, что у городской родительской аудитории есть два основных запроса: развлечение детей и развитие детей, причём второй является даже более популярным. Потому наибольшим спросом будут пользоваться те программы и мероприятия, которые удовлетворяют сразу двум этим запросам. Подобный спрос значительно влияет и на современные музеи, определяя направление их эволюции. Среди основных направлений можно выделить следующие:
— внедрение информационных технологий;
— использование интерактивных форм работы с аудиторией;
— создание виртуальных экспозиций и музеев;
— появление крупных музейных центров [2].
Перечисленные направления характерны для большинства крупных московских музеев, но особенно ярко они выражены в детских музеях. Основное отличие этой категории от традиционной заключается в том, что все или почти все экспонаты можно трогать руками. Примерами таких музеев могут служить «Экспериментаниум», Музей человека «Живые системы», Музей невоспитанных детей, «Иннопарк» и др.
Рассмотрим, какой вклад в развитие образовательного пространства мегаполиса могут внести детские и традиционные музеи.
- Самая распространённая форма музейной работы – экскурсия – отличается в детском музее прежде всего высочайшей степенью интерактивности. Процесс познания здесь обусловлен непосредственным взаимодействием с экспозицией. Подобные экскурсии пользуются огромным спросом (так, в «Экспериментаниуме» запись школьных групп в течение учебного года ведётся на несколько недель или месяцев вперёд). Традиционные музеи также стремятся использовать интерактивные элементы в своих экскурсионных программах, чтобы сохранить конкурентоспособность. С другой стороны, в сознании посетителей меняется само понятие музейной экскурсии, она становится более привлекательной, т.к. помимо познавательной функции, она выполняет ещё и рекреационную. То же самое будет справедливо и для немузейных экскурсий в парках, заказниках и т.д. Таким образом, рост популярности музейных экскурсий приводит к расширению спроса на экскурсии вообще. Горожане охотно посещают узкоспециализированные экскурсии в местах, специально для этого не предназначенных – например, орнитологические или энтомологические экскурсии в парках и лесопарках.
- Как детские, так и традиционные музеи имеют лаборатории. Они используются как место для проведения мастер-классов или занятий с детьми, причём многие музеи предлагают циклы таких занятий. Спрос на подобные формы работы также велик, поэтому те традиционные музеи, которые ранее не имели таких специальных лабораторий, выделяют для них свои помещения; в детском музее лаборатория присутствует как концептуальная часть. Возможности лабораторий не исчерпываются рекреационной функцией мастер-классов: на их базе музеи реализуют целые образовательные программы, рассчитанные на определённую возрастную аудиторию. Юридически такая деятельность считается дополнительным образованием, на которое музеи получают соответствующие лицензии. Такую же функцию несли и несут традиционные формы – кружки, секции и студии. Хорошо оснащённые лаборатории и студии позволяют обучающимся получать те практические навыки, которые они в силу тех или иных причин не могут получить в школе. Более того, занятия в кружках в музее дают возможность работать с музейными коллекциями, что важно для профессионального становления. Таким образом, наличие оснащённых музейных лабораторий и студий компенсирует возможный недостаток соответствующего оснащения в образовательных организациях и помогает обучающимся в профориентации. В последнем направлении специализируется, например, «Кидзания» – детский парк игровых развлечений, в котором дети могут попробовать себя во множестве взрослых профессий.
- Детские музеи проводят «научные шоу». Такие мероприятия могут быть и формой семейного отдыха, и завершающей частью программы посещения музея группой учащихся. Шоу всегда посвящены одной из научных тематик, и потому имеют определённое образовательное значение. Они привлекательны для посетителей, которые могут приходить в музей только ради них. Часто это приводит к тому, что посетители, изначально привлечённые научным шоу, положительно оценивают экспозицию музея и приходят в него уже на экскурсию. То же самое справедливо и для праздников, которые проводят в том числе и традиционные музеи – например, дни рождения. В итоге рекреационное пространство становится образовательным.
- Музеи активно участвуют в городских и всероссийских акциях, таких, как «Ночь музеев» или «Фестиваль науки». Это положительно сказывается на популярности самих музеев и на популярности научной сферы. Прямая связь музеев с научными исследованиями, не всегда осознаваемая посетителями, выходит здесь наружу. В результате музеи становятся более активно вовлечёнными в научно-образовательную деятельность и популяризацию науки.
- Музеи преобразуют городское пространство. Музеями и арт-кластерами становятся площади знаковых бывших военных бункеров, территории бывших промышленных комплексов, что свидетельствует о смене концепции использования музеев [1]. Таким образом, происходит изменение в самой структуре мегаполиса, когда его отдельные территории становятся элементами культурно-образовательного пространства.
- Дети не приходят в музеи одни, даже если музей называется детским. Они всегда приходят с родителями (или учителями). Соответственно, взрослые также оказываются в образовательной среде. Учитывая то, что экспозиции (особенно интерактивные) привлекательны и доступны для понимания, родители и учителя также вовлекаются в процесс познания. И действительно, в детских музеях мы можем видеть, как взрослые с не меньшей любознательностью изучают экспонаты и открывают для себя что-то новое. В итоге, приходя в музеи с детьми, взрослое поколение повышает свою образованность. Более того, когда родители не просто находятся с детьми в музее, но и участвуют вместе с ними в различных активностях, укрепляются связи между членами семьи, происходит эмоциональная разрядка, что справедливо также и для многих учителей, приходящих в детские музеи на экскурсии с классом.
- Внедрение информационных технологий в музейные экспозиции не только облегчает взаимодействие с ней, но и значительно увеличивает охват аудитории. Во многих современных музеях доступны виртуальные экскурсии: музей можно посетить, не выходя из дома. Это очень важно для людей с ограниченными возможностями, ибо пока не во всех учреждениях города для них созданы комфортные условия, а некоторые такие люди вообще не покидают своих домов. С помощью информационных технологий музеи входят в структуру виртуального образовательного пространства, которое уже в обозримом будущем станет играть очень важную роль.
- Наконец, последние два пункта играют на руку феномену самообразования. Современные музеи становятся всё более доступными: это касается как восприятия экспозиции, так и возможности её посетить, не покидая собственного дома. Опять же, интерактивные экспозиции детских музеев позволяют любому посетителю получить новые знания даже без помощи гида. Это – ещё одна причина, когда музей дополняет и расширяет среду образования на любом его этапе.
Тезисно обобщим вышесказанное:
— благодаря росту популярности музейных экскурсий последние охватывают немузейные пространства, включая их в образовательную среду;
— развитие образовательных программ в музеях при наличии хорошей материальной оснащённости дополняет образование на разных его этапах;
— совмещение развлечения и обучения приводит к взаимопроникновению и взаимопревращению рекреационной и образовательной среды;
— музейная популяризация науки вносит вклад в развитие образовательной среды;
— привлекательность и доступность музейных программ вводит в образовательную среду представителей всех поколений;
— укрепляются эмоциональные связи между членами семьи при посещении детского музея, происходит эмоциональная разрядка;
— виртуализация музейного пространства позволяет войти в культурно-образовательную среду людям с ограниченными возможностями;
— развитие информационных технологий улучшает взаимодействие музейной аудитории с экспозицией и делает культурно-образовательную среду более доступной;
— музейные экспозиции и программы расширяют образовательную среду, предоставляя возможности для самообразования;
— пространство музеев может использоваться как инструмент для профориентации.
В заключение отметим, что эволюция взаимодействия музеев с аудиторией предполагает всё более тесную связь с образовательными организациями. Опираясь на технологический и социальный прогресс, музеям и учебным заведениям следует сегодня налаживать сотрудничество для развития образовательного пространства мегаполиса.
Литература
- Осташкин В.Н. Вклад музеев города Москвы в развитие территорий столичного мегаполиса // Вестник МГУУ. 2016. № 1. С. 23–27.
- Умеркаева С.Ш. К проблеме взаимодействия музея и вуза в культурно-образовательном пространстве столичного мегаполиса // Проблемы и достижения современной науки. 2015. № 1(2). С. 36–37.
- Ченцова О.В. Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от эпохи просвещения до современности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3–1. С. 179–184.
- Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Рос. инс-т. культурологии, 2001. 223 с.
http://izvestia-ippo.ru/sevalnikov-a-a-pedagogicheskie-vozmo/