Студенты очно-заочной формы, ПСО-181кв (психология образования)
Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития российского образования на период до 2025 года»
Данная статья посвящена особенностям влияния, значения загадок в развитии творческого(креативного) мышления и речи дошкольников. Автор напоминает всем читателям то, насколько важно педагогам, воспитателям, родителям, специалистам в различных видах деятельности, использовать этот вид русского фольклора в своих занятиях, например, чтобы заинтересовать детей темой будущего занятия. Проблемой статьи является отсутствие использования должным образом загадок в деятельности, общении с детьми в современном мире.
Когда ты решаешь загадки, мир имеет смысл, и всё вокруг правильно.
Уильям Сомерсет Моэм.
На дворе 21 век, это очень сложное и быстро меняемое время для детей и молодежи. Идет быстрый рост и движение происходящего вокруг, все с невероятной скоростью меняется и старое, заменяется новым. Что безусловно является причиной отсутствия старых, добрых загадок в жизни детей дошкольного, да и младшего школьного возраста.
Проблема использования русского фольклора, а именно загадок в образовательных учреждениях дошкольного образования заключается скорее всего в том, что воспитатели, имея обширный выбор различных методик, способов, приемов и методов, вовсе забывают о существовании загадок.
Но ведь современному ребенку важно не просто знать, но и учиться мыслить, учиться проявлять умственную деятельность, этого, конечно, безусловно можно достичь с помощью современных методик, но именно загадки сочетают в себе развитие многих сторон. Они способствуют включению мыслительной деятельности ребенка, а затем и речевой деятельности.
Целью статьи является выявление значения загадок в развитии детей дошкольного возраста. Загадки способствуют развитию памяти ученика, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.
Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки.
Загадки – это еще одно сокровище нашего языка, которое добралось нам в наследство от наших предков. Загадывание всегда было непременным условием не только умственного развития ребенка, но и испытания смекалки взрослых.
Загадки всегда выступали средством эстетичного освоения окружающей действительности: развивали эстетичный вкус, способствовали образному виденью разных предметов и явлений в жизни, помогали почувствовать изображающую силу слова.
Очень много литературы для развития умственной деятельности, где качественным средством развития являлось изучение природы, общественной жизни, но не загадки, что подтверждает отсутствие данного жанра в жизни педагогов и воспитанников.
На данный момент, как показывает практика, загадки используются воспитателями в детском саду в обучении детей не столь часто, как это могло бы быть. Многие из них считают, что это устаревший жанр и его не стоит включать в занятия, досуг детей. Это, несомненно, является ошибочным мнением и основывается скорее на современном складе ума, на который влияют современные реалии, тенденции и так далее.
Очень важно знать, что загадки отражают всю человеческую жизнь, окружающий мир и вместе с миром меняются и темы загадок. Сейчас, в 21 веке для загадок используются уже другие темы, расширенные и разнообразные, под стать современному миру.
Многие ученые на данный момент считают загадки одним из методов развития сообразительности человека. И не зря, ведь именно сообразительность и умение творчески мыслить дает возможность не только быстро, но и конечно же правильно отгадать загадку.
Используя загадки, детей можно приобщить к народному творчеству, проявлять желания изучать русский язык. Не зря считается, что именно разгадывание стимулирует развитие памяти, т. к. ребенок начинает вспоминать то, что видел раньше, сравнивать, выделять что-то новое, находить сходство с тем, что услышал и с тем, что когда-то раньше видел. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”.
Загадки способствует развитию творческого мышления, когда дети начинают творчески мыслить, пытаясь найти правильный ответ.
Благодаря загадкам, дети учатся выстраивать ответ. Тем самым загадка способствует развитию навыков доказательной речи для объяснения ответов, формирование синтаксиса в родной речи за счет правильного выстраивания ответа
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высоко поэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало интеллектуальное воспитание.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.
Проводя занятия с использованием загадок, многие воспитатели отзываются, что такой жанр фольклора привлекает детей, им их отгадывать, им доставляет радость процесс и результат загадывания и отгадывания.
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног, и чтобы рисовало? Может: мороз.
Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например,
Что за зверь в зиму ест, а летом спит,
Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь,
А с места не свезет?
Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.
Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, — один из основных приемов построения загадок.
Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например,
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна)
Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.
Алгоритм поиска отгадки:
1) определить, что и где нужно искать;
2) выделить и объединить возможные признаки;
3) выдвинуть предполагаемую отгадку;
4) доказать правильность отгадки.
Вывод заключается в том, что современным взрослым, не стоит забывать про давно использовавшийся русский фольклор и стараться внедрять его в жизнь маленьких детей, тем самым способствовать развитию детей со всех возможных сторон. Ведь загадки и вправду имеют большой, многогранный мир, с помощью которого можно стимулировать мыслительную активность, речевую активность, способствовать развитию быстроты реакции, сообразительности.
Литература
- Батурина, Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. / Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. М., 1995.с.7-8.
- Орлянская, Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка / Р.Р. Орлянская. Дисс. Канд. пед. наук. Москва, 2010. – 194 с.
- Сулейманов, А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2004, с.3
- Ушакова, О. Развитие речи детей 4-7 лет / О. Ушакова //Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С.59-66.
- Ушинский, К. Д. Родное слово в 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 233 с.
The purpose of article is — identification of value of riddles in development of children of preschool age. This article is devoted to features of influence, value of riddles in development of creative (creative) thinking and the speech of preschool children. The author reminds all readers that, how important to teachers, tutors, parents, experts in different types of activity, to use this type of the Russian folklore in the occupations, for example to interest children in a subject of future occupation. Problem of article is the lack of use properly of riddles in activity, communication with children in the modern world.
Key words: thinking, riddles, cerebration.
http://izvestia-ippo.ru/serina-m-g-polshkova-a-a-rol-zagadok-v/