Серебренникова Ю.А., Муродходжаева Н.С. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Серебренникова Ю.А., к.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ; SerebrennikobaYUA@mgpu.ru

Муродходжаева Н.С., к.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ; murodkhodzhaevans@mgpu.ru

Стремление современной школы к инновациям и внедрению информационных и медийных технологий невозможно без такого мощного инструмента как мультипликация. В статье раскрываются возможности использования детской мультипликации в современном образовании.

Введение ФГОС НОО предъявляет новые требования к содержанию образования и освоению инновационных форм организации образовательного процесса. Ученик совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует, активно работает с различными источниками информации, анализирует процесс собственной деятельности и учится делать выводы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Познание основ мультипликации младшими школьниками способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.

В каждом предметном разделе ФГОС НОО отражена необходимость использовать информационные и коммуникационные технологии обучения в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся. Большое воздействие на развитие психики и поведение ребенка оказывают такие продукты масс-медиа как мультфильмы, фильмы, передачи и т.д. Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы к видам экранного искусства.  С развитием технологий анимация давно завоевала популярность среди детей. Мультипликация — это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Дети предпочитают мультипликационные фильмы с динамичным сюжетом, ярким оформлением. Они начинают усваивать информацию в мультфильмах уже в раннем возрасте. Мультипликация является не только средством развлечения для детей, но и играет важную роль в развитии психического здоровья ребенка, его личности, а также оказывает большое воздействие на развитие отношений с другими людьми: взрослыми и сверстниками. В социальном контексте содержание мультфильма может прививать ребенку нормы поведения, учить определять разные, новые для себя методы решения задач, также размышлять о последствиях собственных действий. Мультипликационный персонаж представляется для ребенка важной фигурой, с которой он отождествляет себя, подражает поведение, манеры и усваивает ценности.

Рассмотрим, как создание мультфильмов способствует формированию универсальных учебных действий.

Процесс создания мультфильма интегрирует в себе различные виды деятельности: игровую, речевую, познавательную, творческую, изобразительную, музыкальную и др. В процессе работы у учащихся формируются значимые личностные качества: эмоциональность, любознательность, коммуникабельность, активность, способность управлять собой и др.

Написание сценария мультфильма способствует формированию таких личностных УУД как самоопределение и смыслообразование. Из регулятивных УУД можно обозначить целеполагание, планирование, прогнозирование. Этот шаг в работе способствует формированию таких познавательных УУД как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации и моделирование и таких коммуникативных УУД как планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

При разработке персонажей и декораций можно говорить о развитии личностных (осмысление правил организации учебной деятельности), регулятивных (планировать и осуществлять работу, организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, проведение самооценки), познавательных (осмысление алгоритма работы, умение осуществлять анализ), коммуникативных УУД (уметь взаимодействовать, договариваться, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).

Съемка кадров формирует регулятивные УУД: решение художественных задач, планирование свои действия, осуществление пошагового и итогового контроля. Этот этап при съемке мультфильма способствует развитию и коммуникативных УУД: умение слушать собеседника, излагать свое мнение, договариваться, осуществлять взаимопомощь.

Запись звука влияет на познавательные УУД, которые подразумевают реализацию собственных творческих замыслов, расширение и углубление знаний в анимационные искусства.

На последнем этапе — монтаж фильма — реализовывается творческий потенциал учащегося (личностные УУД), развивается умение самостоятельно организовать собственную деятельность (регулятивные УУД), приобретаются практические навыки, расширяются знания о видах и жанрах мультипликации (познавательные УУД), формируется умение выражать свои мысли, способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на другое мнение (коммуникативные УУД).

В результате работы с анимацией в целом у младших школьников формируются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, которые закладывают основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

На первых занятиях мультипликацией целесообразно разобрать основные понятия. «Мульти» (латинский) = «много», т.е. многократное тиражирование рисунка для оживления героя. «Анима» (также, в переводе с латинского языка) означает «душа», «оживление», «одушевление». Этот термин также очень точно отражает современные возможности анимационного кино.  Анимация и мультипликация – это разные определения одного вида искусства. Техника создания движения включает в себя традиционную анимацию и технику анимации стоп-движения двух-и трехмерных фигур, например, бумажных узоров, кукол и глиняных фигур. Сохраняя стоп-движение в качестве основы всей анимации, для создания анимационных последовательностей можно использовать различные стили анимационных техник.

Традиционная анимация или классическая 2D анимация включает в себя рисование аниматорами вручную каждого кадра. Это создание многочисленных рисунков, а затем склеивание кадров в единую анимированную последовательность. Техника получила название stop-motion.

Если нереальных персонажей необходимо превратить в реалистичных, то это будет уже цифровая 3D-анимация. Цифровые персонажи создаются на компьютере гораздо быстрее, и они довольно популярны в индустрии кинопроизводства. С помощью компьютерных программ анимационные изображения используются для создания короткометражных фильмов и полнометражных фильмов.

После рассмотрения основных составляющих анимации, важно разобрать с учащимися словарь и специализированные термины, используемые в анимации и кинопроизводстве.

Временная шкала.

В любом программном обеспечении используется временная шкала. Она нужна чтобы внести изменения в длительность анимации, а также положение элементов. Частота кадров анимации — это количество отдельных изображений или кадров, которые отображаются в течение одной секунды. Это настраивается в программном обеспечении анимации. Слишком медленная частота кадров заставляет анимацию останавливаться и запускаться; слишком быстрая частота кадров размывает детали анимации. Анимация обычно выполняется в 24 кадрах в секунду. Эта частота кадров является значением по умолчанию для новых анимированных документов и обычно дает наилучшие результаты.

Сцена/ кадр.

В анимации термины «сцена» и «кадр» взаимозаменяемы. Сцена/ кадр — это все снимки и диалоги, которые происходят в определенном месте в течение непрерывного блока времени. Когда мы говорим о сцене/ кадре, то ссылаемся на один конкретный непрерывный кусок анимации между разрезами камеры.

Ключевые кадры.

Ключевые кадры – важное понятие, но оно означает несколько разные вещи, в зависимости от типа анимации. В рисованной анимации ключевые кадры являются основными важными моментами, которые определяют сцену. Разбивка между ключевыми кадрами определяет, каким будет движение в видео. Между ключевыми кадрами находятся другие кадры, которые обеспечивают плавность движения.

В 3D анимации ключевым кадром является любое положение на временной шкале, в котором аниматор определил положение персонажа. Между ними находятся все фреймы, которые компьютер интерпретирует или автоматически генерирует для перемещения символа от одного ключевого кадра к другому.

Хронометраж.

Хронометраж означает общее количество кадров, которые будут использоваться для движения. Интервал — это количество изменений, которое происходит между каждым кадром. Уменьшение расстояния делает объект медленнее, в то время как увеличение расстояния заставляет его выглядеть быстрее.

В цифровой анимации хронометраж — это способ управления расстоянием, обычно с помощью графика движения на временной шкале.

Композиция.

Композиция — это процесс объединения всех отдельных частей видео для создания окончательного визуального вывода. При создании мультфильма может быть фон, несколько персонажей, декорации, которые разрабатываются отдельно. При создании композиции все эти части собираются в единое целое.

После того, как учащимися усвоены основные понятия, можно переходить к рабочему процессу создания анимации. Сначала необходимо рассмотреть основные шаги создания анимационных фильмов, а затем сам процесс фактической анимации кадра от начала до конца.

Создание мультфильма – многокомпонентный процесс, который включает в себя подготовительный этап: разработка сюжета, планирование работы, настройка оборудования; основной этап: создание персонажей и элементов сюжета, декораций, установка света, создание композиции, покадровая съемка, корректировка отснятого материала, озвучивание мультфильма, монтаж, создание титров; заключительный этап: вывод фильма, рефлексия. При создании мультфильма младшие школьники знакомятся и применяют на практике элементы различных профессий: сценариста, режиссера, актера, дизайнера, видео дизайнера, оператора, звукооператора.

Таким образом, работая над созданием мультфильма, начиная от замысла и заканчивая готовым мультфильмом, учащиеся учатся создавать завершенный продукт, который реализовывается в виде проекта. В ходе обучения дети знакомятся с различными техниками выполнения проекта, получая возможность реализовать свои творческие идеи.

Литература

  1. Ганичева А.Н., Каитов А.П., Львова А.С., Любченко О.А., Маринюк А.А., Серебренникова Ю.А. Использование педагогами STEM-технологий в обучении детей младшего школьного возраста//В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А.И. Савенков. М., 2018. С. 32-36
  2. Маринюк А.А., Серебренникова Ю.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к использованию ресурсов stem-образования // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 1. С. 11-14.
  3. Муродходжаева, Н.С. Мультстудия «Я творю мир» // Н.С. Муродходжаева, В.Н. Пунчик, И.В. Амочаева, И.И. Казунина, В.Ю. Полякова. — М.: Бином, 2019. — 207 с.
  4. Муродходжаева, Н.С. Педагогика игры: лингвокультурологический аспект: монография /Н.С. Муродходжаева. -Германия, 2014. -229 с.
  5. Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information Technologies In Education: Forming The Competences Of The Future // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 4.7. С. 276-282.

http://izvestia-ippo.ru/serebrennikova-yu-a-murodkhodzhaeva-n-s/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *