Семенюк Н.М., Сычёва А.Р. | РАЗВИТИЕ РИТМИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Семенюк Н.М., к.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ; nataliamix61@gmail.com

Сычёва А.Р., воспитатель ГБОУ Школы «Свиблово» УК №8; sychvad@list.ru

В статье представлено краткое описание реализации отдельных компонентов технологии развития ритмичности движений детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой средствами музыки.

В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается в связи с чем, основными задачами физической культуры в дошкольных образовательных организациях являются сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение подрастающего поколения к занятиям физическими упражнениями. Актуальное значение в этой работе приобретает задача развития ритмичности движений у дошкольников, так как, являясь комплексным двигательным качеством, ритмичность движений способствует развитию выносливости, ловкости, гибкости, координации, укрепление здоровья детей в целом. Именно поэтому развитие ритмичности движений на занятиях физической культурой должно являться неотъемлемой частью работы по общефизическому воспитанию дошкольников.

Одним из условий успешного развития ритмичности движений является разработка комплексов физических упражнений, направленных на развитие основных компонентов ритмичности движений дошкольников, а именно: ориентацию в пространстве, согласованность коллективных действий, координацию движений.

В общей сложности нами были составлены 10 комплексов упражнений, каждый из которых был призван решать следующие задачи:

  • учить ориентироваться в пространстве;
  • учить согласовывать коллективные действия;
  • развивать координацию движений;
  • развивать способность сосредотачиваться только на определённом действии, ни на что, не отвлекаясь.

Каждый комплекс разрабатывался с учетом уровня подготовленности детей и включал упражнения как с предметами, так и без предметов. Согласно методическим рекомендациям Т.И. Осокиной, он использовался в течение двух недель, и для детей подготовительной группы должен был включать не более 6 – 10 упражнений общеразвивающего характера [2].

Новые общеразвивающие упражнения, направленные на развитие у детей ритмичности движений, планомерно вводились в содержание занятия физической культуры, а в режимных моментах они закреплялись, например, в утренней гимнастике. По мере освоения упражнений, уровень сложности каждого последующего комплекса постепенно повышался.

Составляя комплексы упражнений на развитие ритмичности, мы учитывали и тот факт, что ритмичность развивается в тактичном исполнении упражнений с активизацией работы всех частей тела, поэтому подобранные упражнения охватывали различные мышечные группы разных его отделов (нижних и верхних конечностей, плечевого пояса, торса) тела. При разучивании упражнений на первом занятии, музыка не использовалась, так как на данном этапе она отвлекала детей и не способствовала сознательному управлению двигательным навыком. Её использование начиналось со 2 – 3 занятия, когда воспитанники уже освоили то или иное движение, и здесь мы отмечали, что в сопровождении музыки характер движений приобретал большую слаженность, четкость и выразительность.

Музыкальное сопровождение, как и физические упражнения, по истечении двух недель менялось, поскольку одна и та же мелодия, при длительном применении, может наскучить занимающимся и со временем вызвать отторжение.

Вторым важным условием развития ритмичности движений детей на занятиях физической культурой являлся подбор музыкальных композиций, осуществляемый на основе принципов художественности, доступности и контрастности, а также с учетом физиологических возможностей детей по их исполнению. Проиллюстрируем его реализацию на конкретных примерах.

Традиционно в водной части занятия упражнения направлены на развитие ориентировки в пространстве, внимание и координацию движений, среди них: упражнения на ходьбу, бег, прыжки.

Для того чтобы добиться, например, более качественного выполнения ходьбы с ритмическими притоптываниями и прихлопываниями, мы подобрали музыкальную композицию М. Дунаевского «Цирковой марш». Характер музыки отличался энергичным, бодрым и веселым настроением. Выполнение упражнения под музыку показало, что наличие в ней подчеркнутых акцентов помогало детям услышать опорную сильную долю, подстроить свой шаг в такт музыки и таким образом синхронизировать свои движения с движениями других участников действия. В целом позитивный и активный характер музыки стимулировал проявления такой же активности и энергичности в движениях воспитанников [4; 7].

В ходе проведения занятий, мы отмечали у некоторых детей отдельные недостатки в ходьбе, а именно: небрежное и расслабленное положение корпуса, вялые и несогласованные движения рук и ног. С целью их устранения, мы подбирали яркие, выразительные, музыкальные произведения контрастного характера, умеренного темпа, с четкой фразировкой, такие как: «Птичий двор» В. Шамарина; «Мои цыплятки» сл. Т. Муталлибова, муз. Г. Гусейнли; «Разноцветная игра» сл.Л. Рубальской, муз. Б. Савельева и др. [3].

Согласно методическим требованиям основная часть занятия должна включать разнообразные общеразвивающие упражнения. Так в один из комплексов мы внесли 7 общеразвивающих упражнений, направленных, в том числе, на развитие координации движений и на согласование коллективных действий. Все упражнения комплекса выполнялись с мячом. Приведем его описание. Для выполнения упражнений мы подобрали высокохудожественные музыкальные произведения различных жанров преимущественно веселого, энергичного и шутливого характера, как композиторов-классиков, так и отечественных композиторов-песенников, знакомые детям и любимые ими [5]. Важную роль в этом вопросе приобретает эстетическая направленность личности самого педагога, его компетентность в области не только физического, но музыкального воспитания детей [6].

Музыка активного моторного характера вызывала у дошкольников положительные эмоции, способствовала воспитанию чувства ритма, облегчала формирование двигательных навыков. В работе мы использовали такие композиции, как: «Любитель-рыболов» М. Старокадомского, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Чебурашка» В. Шаинского и др.

Следует отметить, что поначалу дети не сразу смогли согласовать свои движения с ритмом музыкой. Многие путались, мяч укатывался, детям трудно было рассчитать силу толчка, путали лево и право, не слышали счет педагога. Кто-то опаздывал или наоборот торопился, плохо координировал движения рук и ног и пр. С целью устранения возникших затруднений, мы старались давать детям чёткие, понятные и короткие объяснения каждого упражнения. Перед началом коллективного выполнения детьми того или иного упражнения, педагог осуществлял его показ, сопровождая объяснением содержание каждого движения, а затем дети пробовали это упражнение сделать под музыку.

Помимо обычных физических упражнений, в структуру основной части занятия мы включали подвижные игры. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, а также определяют цель и способы действий ребенка. Сигналом для смены действия, служит изменение мелодии. Рассмотрим игру «Мы танцуем Буги-Вуги», которая направлена на развитие координации движений, умение двигаться в такт музыке.

Исходное положение: стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом:

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, и немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)

Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)

(Повторить 2 раза)

Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.

Эта игра вызвала массу положительных эмоций. Сначала ребятам было тяжело, все путались, так как эта игра проводилась первый раз. Но когда в течение музыки движения повторялись, дети смело выполняли движения. Повторив игру несколько раз, показатели успешности увеличивались, движения были скоординированными, четко выполнялись под музыку, меньше допускали ошибок, каждый ребенок старался согласовать свои действия, с действиями сверстников.

Содержание деятельности в заключительной части занятия традиционно направленно на снижение интенсивности физических действий детей. Здесь используются игры малой подвижности, спокойные виды ходьбы и упражнения, помогающие перевести детей из возбужденного состояния в спокойное. С учетом особенностей данного этапа для ходьбы в качестве музыкального сопровождения мы подбирали музыкальные произведения спокойные, неторопливые, сдержанного или лирически-светлого характера, или веселы, но в умеренном темпе, а именно: итальянская народная песня «Санта-Лючия», «Старинный вальс» А. Джойса, «Менуэт» Л. Боккерини и др.

Следует отметить, что на всех этапах занятия, если дети не справлялись с заданием или выполняли упражнения неточно и с ошибками, то в этом случае педагог выполнял движения вместе с детьми, параллельно корректируя их действия.

Также определенный интерес представляет опыт по применению на занятиях физической культурой элементов театрализации в сочетании с музыкальным сопровождением. Достаточно широко театрализованная деятельность используется в целях социально-коммуникативного развития дошкольников [1]. На занятиях физической культурой мы использовали элементы театрализаций в ходе проведения различных игр (подвижных и малоподвижных).

В ходе целенаправленного педагогического наблюдения мы отмечали, что у наших подопечных начали меняться внешние показатели ритмичности движений: дети стали прислушиваться к музыке и выполнять то или иное ритмическое действие в соответствии с ней; их движения становились более четкими, ритмичными и скоординированными. Данные результаты дали нам основание рассматривать нашу работу как эффективную и продуктивную.

 Литература

  1. Афонина И.А., Семенюк Н.М. Роль театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 3 декабря 2015 г., Москва, ИППО МГПУ. – М.: Изд-во «Спутник+», 2016. – С. 100-105.
  2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2002. – 304 с.
  3. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. В соответствии с ФГОС ДО: метод. пособие [Текст] / А.И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2015. – 196 с.
  4. Семенюк Н.М. Музыка и движение в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения». – М.: «Школьная Пресса», 2017. – №2. – С.69-72.
  5. Семенюк Н.М. Современные подходы к развитию творческого восприятия музыки у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 3 декабря 2015 г., г. Москва, ИППО МГПУ. – М.: Изд-во «Спутник+», 2016. – С. 130-134.
  6. Семенюк Н.М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Семенюк Наталья Михайловна. – М., 2004. – 26 с.
  7. Сычёва А.Р., Семенюк Н.М. Влияние музыкального ритма на развитие ритмичности движений у детей дошкольного возраста // Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации: сборник материалов научно-практической конференции и круглого стола Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ / Сост. Л.Д. Морозова, М.М. Борисова. – М.: Изд-во «Линка-Пресс», 2019. – С. 66-73.

 

http://izvestia-ippo.ru/semenyuk-n-m-sychyova-a-r-razvitie-ritmich/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *