Семенюк Н.М. | СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Московского городского педагогического университета

Email: SemenyukNM@mgpu.ru

 

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

 В статье рассмотрены некоторые особенности организации сетевого взаимодействия с обучающимися младших классов на примере предметной области «Музыка».

До недавнего времени сетевое взаимодействие как форма и средство обучения, в первую очередь, предназначалось для работы с обучающимися средней школы и старшеклассниками, находящимися по тем или иным причинам на дистанционном обучении. Реже встречались интернет-ресурсы, на которых были размещены учебные материалы, предназначенные для начальной школы.

Анализ контента различных интернет-ресурсов и образовательных интернет-платформ позволил выделить некоторые особенности организации такого дистанционного обучения.

Наиболее разработаны материалы интернет-уроков по так называемым «основным» дисциплинам учебного плана: математике, русскому языку, истории, иностранным языкам и пр. Однако предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство), как правило, остаются либо вне поля зрения авторов-разработчиков подобных ресурсов, либо подходы к оценке результатов освоения дисциплины носят формальный характер, и формой итогового контроля чаще всего является реферат.

Применительно к урокам музыки для начальной школы можно встретить записи сценариев уроков, где каждый из этапов сопровождается какими-либо комментариями-пояснениями, вопросами, просмотром видеоролика, знакомством с аудиозаписью, презентацией, выполнением интерактивного задания или теста. Весь учебный материал дети, находящиеся на дистанционном обучении, осваивают самостоятельно, а обратная связь с учителем осуществляется по индивидуальному расписанию с каждым учеником отдельно. В таком виде дистанционное обучение представляет собой пассивную форму взаимодействия между участниками сетевого общения.

На наш взгляд, данный подход не отвечает в полной мере требованиям ФГОС НОО, согласно которым освоение предмета «Музыка» должно осуществляться в активной и деятельностной форме.

В контексте современных реалий представления учителей о сетевом взаимодействии претерпели существенные изменения. На вопрос «Что такое сетевой урок?» можно встретить следующие определения: «это форма организации совместной деятельности учеников и учителя, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий»; «сетевое обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач» [4]; ценность сетевого занятия заключается в совместной деятельности учеников»; «на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации» [2].

Рассматривая особенности сетевого формата занятий, следует отметить, что он не является идентичным обычному уроку, проведенному offline. Как показала недавняя школьная практика обучения в условиях массовой изоляции, попытки проведения полноценных занятий по всем предметам, согласно традиционному поурочному планированию, но только в сети, оказались малоуспешными или совсем не возможными.

С учетом санитарно-гигиенических норм время пребывания ребенка младшего школьного возраста перед экраном монитора должно быть ограничено. Следуя этим рекомендациям, в начальной школе уроки проводились только по основным предметам, а от проведения занятий эстетического цикла, в том числе и музыки, к сожалению, пришлось отказаться.

Означает ли это, что урокам музыки в сетевом формате действительно нет места в начальной школе? Отвечая на этот вопрос, мы предлагаем следующие подходы и приемы организации сетевой совместной деятельности обучающихся младших классов. Первое, на что следует обратить внимание, это то, что не следует стремиться к выполнению точного поурочного планирования и всего объема учебного материала. Каждое занятие должно стать квинтэссенцией изучаемой темы, точечно отражать самые важные и ключевые ее моменты. С учетом специфики предмета оно должно отличаться особой эмоциональностью и художественной образностью.

В условиях ограниченности отведенного времени на предметы эстетического цикла или возможности их проведения, еще больше повышается ценность сетевых занятий музыки, разработанных на интегративной основе, направленных на синтезирование и обобщение знаний из различных предметных областей, способствующих формированию не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся.

На вопрос, с какой периодичностью могут проводиться сетевые занятия в начальной школе, каждый учитель музыки должен ответить сам, учитывая особенности организации учебного процесса в своем образовательном учреждении, а также решения педагогического коллектива и администрации. Тем не менее, принимая во внимание важность периода начального образования, в ходе которого формируются базовые представления о сущности и специфике музыки как вида искусства, где осваиваются основные исполнительские умения и навыки, развиваются музыкально-творческие способности детей, формируются личностные, предметные и метапредметные компетенции в области музыки, нам представляется целесообразным сохранить проведение занятий с учащимися 1 – 2-х классов с периодичностью один раз в неделю до 20 минут, а с обучающимися 3 – 4-х классов – по 20–30минут.

Сетевое занятие музыки по форме проведения может представлять собой непродолжительное online включение. Количество участников собрания не должно превышать 10–12 человек.

Содержанием сетевого занятия по музыке в формате «online включение» может стать: знакомство школьников с каким-либо понятием или ключевым аспектом изучаемой темы; прослушивание музыкального сочинения; беседа о музыке; виртуальная экскурсия в музей музыкальных инструментов, концертный зал или музыкальный театр; выполнение интерактивных заданий; сольное исполнительство: музыкально-ритмическое, пластическое, вокальное, инструментальное, театрализации и импровизации; проверка домашнего задания, например: размышления и высказывания учащихся о прослушанной музыке, подготовка сольного пластического или ритмической этюда, вокализации, театрального этюда и пр. На данном этапе учитель может широко использовать образовательные ресурсы и инструменты, размещенные на платформах МЭШ, РЭШ и др.

Следует еще раз отметить, что формат сетевого урока музыки в начальной школе носит ограниченный характер и не может в полной мере заменить традиционный урок offline. Применительно к урокам музыки существенным недостатком online-взаимодействия распределенных участников является невозможность организации ведущих коллективных видов музыкальной деятельности, таких как: хоровое пение, музыкально-театральная постановка, инструментальное музицирование, которые играют важную роль в музыкальном развитии младших школьников.

Важно учитывать, если для работы с учащимися средних и старших классов применение такого формата сетевого взаимодействия, как самостоятельная работа в группах и обсуждение групповых задач по выполнению творческих заданий, является приоритетным, то его использование на занятиях музыки в начальной школе будет представлять объективные трудности. Это связано с тем, что коммуникативные умения у младших школьников еще не сформированы, а опыт сетевого взаимодействия отсутствует или является весьма незначительным.

Учителю, организующему online-взаимодействие в формате совместной деятельности распределенных участников, отводится роль модератора, ориентирующегося в этом процессе на личный уровень «технической продвинутости» и опыт общения в цифровой среде своих подопечных.

Уязвимым местом всех сетевых занятий является отсутствие гарантированной устойчивой скорости интернета у всех участников online-взаимодействия, влекущее за собой искажение звука, видеокартинки и пр.

Для музыкальных занятий с младшими школьниками, слуховое внимание которых носит кратковременный и неустойчивый характер, а музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) только находятся в стадии формирования, данное обстоятельство может играть крайне негативную роль и отрицательно сказываться на достижении положительных образовательных результатов.

Несмотря на все сложности, связанные с организацией сетевого взаимодействия с учащимися младших классов, мы считаем, что, главным его достоинством является ориентация на субъектность ученика. Данная форма обучения предоставляет обучающемуся возможность создания собственного, индивидуального художественного продукта, а учителю дает возможность более пристально рассмотреть некоторые персональные особенности музыкально-творческого развития своих воспитанников, которые зачастую ускользают от внимания педагога в условиях преимущественно фронтальной работы на уроках музыки в начальных классах. Например, в ходе веб-конференции с ограниченной группой учеников можно выслушать ответы каждого из них. Характер высказываний обучающего о прослушанном музыкальном сочинении  позволит оценить глубину его понимания содержания музыки, а также составить представление об уровне и качестве восприятия музыки в целом. Online-демонстрация коротких речевых, вокальных и инструментальных импровизаций даст учителю наглядное представление о векторе развития индивидуально-творческих способностей каждого ученика и пр.

Принципиальное значение для организации сетевого взаимодействия играет выбор учителем цифровых инструментов и приемов вовлеченности распределенных учащихся. Организация online-взаимодействия в формате совместной деятельности распределенных участников на уроках музыки в начальной школе может строиться в режиме веб-конференций.

Для организации и проведения сетевого занятия можно использовать уже известные всем образовательные интернет-платформы. При этом следует отметить, что в сравнении с традиционным дистанционным обучением, программное и техническое обеспечение сетевого урока, требует дополнительных ресурсов.

Главным критерием для выбора ресурсов должно стать наличие следующих возможностей: живое online-общение через видеосвязь всех участников; разделение в случае необходимости учеников на рабочие группы, разведении их по online-кабинетам, где они смогут видеть и слышать друг друга (с 4 класса); подключение к встрече с компьютера или телефона через соответствующее приложение; возможность для каждого участника выводить на экран свои презентации и видеоролики, делиться файлами, картинками и ссылками; бесплатный доступ к видеозвонкам и функциям чата.

 

Литература

  1. Вачкова С.Н. Петряева Е.Ю. Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью// Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – №2.
  2. Как организовать уроки в сети: подсказки для учителя//Вести образования. Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/3/23/bigdata/12112-kak_organizovat_uroki_v_seti_podskazki_dlya_uchitelya (дата обращения: 12.12.2020).
  3. Семенюк Н.М., Лукина Е.В. Проблема систематизации учебно-методического контента МЭШ и пути ее решения (на примере предмета «Музыка») // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. – М.: ИППО, 2020. – С. 410–
  4. Сетевой урок. Обоснование идей технологии в учебном процессе / Сетевой мастер-класс. Режим доступа: h–ttps://www.sites.google.com/site/setevojmasterklass/1-kak-vse-nacinalos/setevoj-urok (дата обращения: 05.01.2021).

http://izvestia-ippo.ru/semenyuk-n-m-setevoe-vzaimodeystvie-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *