Семенюк Н.М. | РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: nataliamix61@gmail.com

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»

В статье в историко-педагогическом аспекте рассмотрено становление взглядов на роль музыкального искусства в социально-личностном развитии детей. Выявлен развивающий потенциал музыкального искусства, рассмотрены возможности музыки в формировании личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию ребенка.

Глубокие изменения, произошедшие в социально-экономической, политической, общегуманитарной сферах нашей страны, часто несущие в себе негативный характер, выдвинули на первый план проблему социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Повышенное внимание к вопросам социализации и актуальность решения ее задач нашли свое отражение в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором все содержание основных образовательных областей рассматривается через призму социально-личностного развития ребенка.

Существует несколько десятков определений понятия «социализация». Обобщая мнения разных авторов, можно сделать вывод, что социализация – это адаптация к условиям жизни в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества; подготовка его к активному воспроизводству личностного социального опыта.

Из сказанного становится очевидным, что для успешного решения задач социально-личностного развития необходимо создавать условия для всестороннего и полноценного развития всего комплекса личностных качеств индивида (интеллектуальных, психоэмоциональных, физических, духовно-нравственных, художественно-эстетических, творческих и пр.), использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразные виды, формы и методы педагогического воздействия, в том числе и средствами искусства.

Говоря о значимости, необходимости и острой актуальности проблемы социализации детей дошкольного возраста, важно учитывать исторический опыт ее решения, накопленный в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике.

Философы, ученые, педагоги разных исторических эпох раскрывали всесторонне-развивающий и личностно-формирующий потенциал искусства в целом и музыкального искусства в частности. В трудах многих европейских мыслителей прошлого мы можем встретить высказывания о значении, средствах и силе воздействия музыки на человека (Аристотеля, Г. Гегеля, И. Канта, И.Г. Песталоцци, Платона, Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэра и др.).

В трудах российских педагогов и психологов – М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, А.Ф. Лосева, С.И. Миропольского, В.П. Острогорского, А.И. Пузыревского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. также разработаны фундаментальные положения о значении музыки в образовании, ее ключевом месте в учебно-воспитательном процессе.

Выдающиеся русские композиторы XIX века – Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, А.Г. Рубинштейн и др. – занимались музыкально-просветительской деятельностью и приложили немало усилий по созданию в России первых музыкальных школ для молодежи – представителей средних сословий и детей из народа. Именно в этот период в музыкально-педагогической среде зарождаются и высказываются мысли о необходимости всеобщего музыкального образования.

Следует отметить, что в дореволюционной России строилась система общего образования, в которой большое значение при решении учебных, воспитательных, развивающих задач, духовно-нравственного, интеллектуального, психоэмоционального, личностно-формирующего содержания уделялось искусству в целом и музыке в частности.

В учебных заведениях дореволюционной России, занятия музыкой не являлись обязательным предметов и не всегда были представлены в учебных планах, тем не менее, от аристократических гимназий, до церковно-приходских школ, они всячески приветствовались. Выдающиеся русские педагоги в полной мере осознавали огромную роль, которую играет музыкальное искусство в решении учебных, воспитательных, развивающих задач, в воспитании подрастающего поколения, должного являть собой культурную элиту общества. Трудно не согласиться с мнением А.П. Мансуровой, о том, что «В контексте современных социальных, художественно-эстетических проблем, гуманитарной и духовно-нравственной катастрофы данная образовательная модель формирования гармоничной, высококультурной, нравственной, творческой в определенной мере является эталонной» [1, с. 11-12].

В первой половине XX века практика массового музыкального образования развивалась в русле концептуальных положений Б.В. Асафьева, Н.Я. Брюсовой, Л.С. Выготского, Н.Л. Гродзенской, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. и В.Н. Шацких. Педагоги и ученые изучали и научно обосновывали роль и значение музыкального воспитания в развитии эстетических, интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей личности, обосновывали необходимость создания единой системы музыкально-эстетического воспитания детей разных возрастов.

40-60-е гг. XX века стали периодом активной разработки и внедрения новых концептуальных идей в области музыкального воспитания. Завершается становление теории музыкального воспитания как науки. Появляется значительное количество научных публикаций, отражающих различные стороны организации музыкальной деятельности детей и взрослых в детском саду (статьи И.Л. Дзержинской, А.Н. Зиминой, А.В. Кенеман и др.), в том числе, касающихся развития творческой активности детей (научные работы К.В. Головской, Б.М. Теплова). Эти годы были плодотворными и с точки зрения развития эстетической теории в дошкольном возрасте. Она формировалась под влиянием взглядов Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой и В.А. Сухомлинского.

Огромный вклад в разработку содержания массового музыкального воспитания дошкольников внесла Н.А. Ветлугина. Под ее руководством и непосредственном участии была создана фундаментальная программа по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, в том числе, получили теоретическое обоснование и вопросы детского художественного творчества.

Надо отметить, что научные работы, перечисленных выше ученых и педагогов-исследователей, на несколько последующих десятилетий определили основные векторы развития музыкального воспитания и образования в детском саду.

70-80-е годы характеризуются дальнейшей разработкой основ теории эстетического воспитания, в том числе и средствами музыки (исследования А.И. Бурова, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщикова, В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, А.А. Балян, Б.Т. Лихачев и др.). Исследуются взаимосвязи между объективными и субъективными условиями формирования эстетических способностей – восприятия, оценки, художественного творчества (С.А. Аничкин).

Исследования проводились в лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Итогом теоретического осмысления полученных результатов, явились научно-практические труды, изданные под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Художественное творчество и ребенок (1972 г.), «Художественное творчество в детском саду» (1974 г.), которые не потеряли своей значимости и в настоящее время.

В целом достижения этого периода связаны с созданием системы общественного музыкального воспитания детей разных возрастных категорий, определением роли искусства как мощного и незаменимого средства развития духовных сил, эмоционально-чувственной сферы, эстетического начала в человеке, его социально-значимых личностных качеств, способствующих вхождению ребенка в культуру общества.

В практике школьного воспитания 1980-х гг. были реализованы художественно-педагогические концепции Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Э.Е. Фирилева. В деятельность по развитию, просвещению, воспитанию детей средствами искусства были вовлечены профессиональные исполнители и коллективы. Интенсивно развивалось досуговое художественно-творческое направление, включавшее сольное и ансамблевое музицирование, хоровое пение, музыкально-театральную и изобразительную деятельность, декоративно-прикладное творчество. Апробировались и внедрялись методики К. Орфа и З. Кодая, предполагавшие творческо-эстетическое развитие детей посредством коллективных видов музыкальной деятельности.

Теоретические и эмпирические исследования отечественных и зарубежных философов, психологов, физиологов педагогов являли доказательства того, что посредством музыки можно стимулировать развитие любых способностей, активизировать продуктивность высших психических функций, корректировать и совершенствовать личностные характерологические качества индивида.

Ценность использования музыки в процессе воспитания и развития подрастающего поколения заключается в том, что она (как и искусство в целом) гармонично сочетает в себе эмоциональное и интеллектуальное начала.

Музыка самым непосредственным образом оказывает воздействие на глубокие слои психики человека. Из всех видов искусства именно она с наибольшей и непосредственной силой способна моделировать практически любые из известных человеческих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Еще русскими физиологами В.М. Бехтеревым и М.И. Сеченовым было доказано воздействие музыки на психосоматические процессы в организме человека, связанные с изменением пульса, дыхания и пр., способностью положительно влиять на состояние физического, психологического и нравственного здоровья.

Ведущим российским психологом Д.К. Кирнарской было доказано, что целостные, глубокие знания по музыкальному искусству ведут к более эффективному, всестороннему развитию личности в любой области знаний и деятельности, помогают организовывать и осуществлять созидательную деятельность на принципиально новом, высоком творческом уровне.

Экспериментальные работы позволили ученым достоверно обосновать, что в процессе систематических занятий музыкальным искусством, при условии грамотного дидактического и методического сопровождения, утончаются механизмы восприятия, обогащается опыт чувств и переживаний, взаимопонимания и эмоционального отношения к окружающему миру – людям и природе, у детей развивается эмпатия как одно из ключевых личностных качеств, необходимых ребенку для вождения в социум [3, с. 130-134].

О положительном влиянии интеграции музыки с другими образовательными областями на качество усвоенных знаний говорит С.И. Назарова. Занимаясь изучением проблемы формирования творческой личности учащихся в интегрированной художественной деятельности, она пришла к выводу, что интеграция музыки, в особенности произведений песенного жанра, в различные образовательные предметы, позволяет максимально активизировать «процесс создания художественного образа в воображении ученика» и тем самым помогает запоминанию текстовой информации [4, с. 182]. Яркий художественный образ является здесь опорным символом, вокруг которого собираются опорные знания, полученные на занятии, основные его моменты, структура, выводы и пр.

На тесные взаимосвязи между искусством и наукой указывает и Б.П. Юсов. «Именно с поэтического, музыкального, художественного отображения формируется у детей отношение к природе, и лишь затем приобретает характер научной экологии. В таком же порядке – от искусства и материальной культуры – происходит формирование исторического сознания детей и исторического подхода к явлениям действительности» [5, с. 39].

В свою очередь С.Л. Рубинштейн подчеркивал: «Память человека носит избирательный характер. … мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо интересно». Он обращал внимание на следующее: «Эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально обезличенный» [2, с. 270-271].

Подводя итог вышесказанному, следует резюмировать, что по обоснованным утверждениям ученых, именно музыкальное искусство оказывает всестороннее и комплексное воздействие на психофизиологическую, интеллектуальную, нравственно-духовную, чувственно-эмоциональную, волевую, творческую сферы детей. Общение с музыкальным искусством активизирует у детей процессы самопознания и заинтересованности в изучении окружающей действительности. Непосредственное участие в различных видах музыкальной деятельности способствует самореализации личности не только в других видах художественно-творческой, но и в учебно-познавательной, научно-теоретической, профессиональной и социокультурной деятельности, тем самым, обеспечивая успешную социализацию человека в обществе.

Список литературы

1. Межпредметные связи в начальной общеобразовательной школе (на примере межпредметного взаимодействия «Музыки» и «Окружающего мира»): моногр. / А.П. Мансурова. М.: МГУКИ, 2014. 144 с.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: ПИТЕР, 1998. 705 с.

3.Семенюк Н.М. Современные подходы к развитию творческого восприятия музыки у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общ. ред. Е.А. Алисова, Н.А. Виноградовой, С.А. Козловой, А.И. Савенкова, Г.В. Сабитовой, Е.И. Суховой. М.: Изд-во «Спутник +», 2016. 202 с.

4.Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся: моногр. / С.И. Назарова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушника, 2007. 208 с.

5.Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области. «Искусство»: Избранные труды /Б.П. Юсов. М.: Изд-во «Спутник+», 2004.253 с.

Semenyuk N.M. Development of pedagogical views on the role of musical education in the social and personal development of children

 The article considers the formation of views on the role of musical art in the social and personal development of children in the historical and pedagogical aspect. The developing potential of musical art is revealed, the possibilities of music in the formation of personal qualities that ensure the successful socialization of the child are considered.

Key words: social and personal development; music; musical education, education, development, child.

http://izvestia-ippo.ru/semenyuk-n-m-razvitie-pedagogicheskikh-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *