Семенюк Н.М., Лукина Е.В. | ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНТЕНТА МЭШ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»)

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Семенюк Н.М., доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail:SemenyukNM@mgpu.ru

Лукина Е.В., доцент департамента музыкального искусства Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail:LukinaE@mgpu.ru

  Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА» 

В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта стоит развитие личности ребенка. Данная задача требует нового подхода к организации образовательного процесса. Современные технологии позволяют перевести обучение в цифровой формат.

Московская электронная школа (далее МЭШ) – платформа, которая решает именно эту задачу. Проект «Московская электронная школа» реализуется под патронатом столичного правительства. Эксперимент начался в сентябре 2016-го. Тогда в пилотном проекте приняли участие несколько столичных школ. С сентября 2017 года в 932 образовательных организациях Москвы учителя, ученики и их родители стали пользователями единого городского электронного дневника и журнала, а также общегородской платформы электронных образовательных материалов – Библиотеки МЭШ.

В настоящее время проект внедрен во всех образовательных организациях столицы. В повседневность вошли интерактивные панели, электронные дневники, журналы, планшеты и другие мультимедийные гаджеты; вместо методичек педагогам предлагают базу готовых сценариев уроков, которые педагог может использовать как для непосредственного проведения занятий с обучающимися в школе, так и для разработки собственного сценария на основе уже имеющего.

Стремительное наполнение контента за последние два года новыми сценариями уроков и другими учебно-методическими материалами, отсутствие прозрачных и конкретных критериев оценки качества сценариев вызвало небезосновательные опасения по поводу «засорения» платформы электронных образовательных материалов «продукцией низкого качества». Так по всем предметам начального общего образования (далее НОО) и основного общего образования (далее ООО) в системе появилось большое количество сценариев, не отвечающих требованиям, предъявляемым к современному уроку. В тоже время учителя столкнулись с определенными трудностями по поиску в системе МЭШ качественного учебно-методического материала [3].

Названные выше обстоятельства свидетельствовали об актуальности и необходимости проведения анализа содержательного наполнения сценариев размещенных в МЭШ уроков, а также выявления причин популярности наиболее востребованных из них.

Ограниченные форматом статьи мы остановимся на рассмотрении начальных этапов проделанной работы по систематизации уже созданного контента сценариев уроков музыки.

Анализ сценариев проводился в период с 22.02.2019 г. по 25.02.2019 г. Общее количество размещенных в этот период в МЭШ уроков музыки  составило 227(НОО) и 167 (ООО).

В качестве экспертов были привлечены представители профессорско-преподавательского состава, а также аспиранты и магистранты ГАОУ ВО МГПУ.

На первом этапе велась статистическая обработка результатов популярности всех сценариев уроков музыки, размещенных в МЭШ. Далее были выбраны и проанализированы по 20 уроков НОО и ООО, количество просмотров которых в МЭШ распределялось в пределах от 210 до 861.

В результате были сделаны выводы, что высокому рейтингу сценариев уроков МЭШ способствуют:

  • соответствие темы урока запросу учителя (молодым учителям — наличие данной темы в Программе учебного предмета «Музыка»; опытным учителям – оригинальность формулировки темы или отсутствие её в Программе «Музыка»);
  • соответствие материала урока, поставленных перед обучающимися задач и, интерактивных заданий возрастным особенностям подростков;
  • соответствие аудио и видео материала высокому уровню требований к просмотру и прослушиванию музыки;
  • интересная форма подачи и способов проверки учебного материала;
  • сочетание: тема, соответствующая запросу учителя – методически грамотная структура урока – наличие качественного аудио и видеоматериала;
  • разнообразие форм работы и интерактивных способы контроля знаний обучающихся;
  • высокий рейтинг имеют уроки получившие Грант и сценарии уроков учителя получившего Грант;
  • высокий рейтинг имеют сценарии уроков, размещенные методистами ГБОУ ГМЦ ДОгМ;
  • вероятно, в МЭШ имело место использование программы (бота) для искусственного завышения количества просмотров.

Важно отметить, что далеко не всегда внешние «формальные» показатели успешности сценария (большое количество лайков, просмотров, скачиваний, наличие гранта) являлись действительными подтверждениями качества его содержания. Экспертами также было высказано множество замечаний к сценариям (и даже имеющим гранд), адресованных к графическому оформлению, корректному и грамотному изложению материалов их дидактической ценности, к структуре уроков, к содержательному наполнению каждого из этапов и др.

Следующим этапом работы по пути систематизации учебно-методического контента МЭШ стала разработка Модели урока с учетом специфики образовательной области и особенностей цифрового обучения.

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (ФГОС НОО, ООО), а также с учетом требований основной образовательной программы начального и основного общего образования нами была разработана модель проектирования ресурсов МЭШ для уроков музыки [4].

Основными принципами построения модели явились: целостность, интеграция и продуктивность, приоритет активных видов деятельности обучающихся на уроке музыки. В основу положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении, направленные на самореализацию личности ребенка и развитие его индивидуальности.

Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью предложенной модели разработки сценария урока МЭШ (Музыка) явился ее дидактический характер. А в основе ее структуры заложены основные компоненты процесса обучения, а именно: целевой, содержательный, деятельностный, организационный и результативный. В тоже время, данная модель в полной мере отражает закономерности и специфику педагогики художественного образования в предметной области «Музыка». На рисунке 1 представлена структура разработанной нами Модели.

Рассмотрим отдельно содержательное наполнение каждого компонента модели и возможности ресурсов МЭШ по их поддержанию.

  1. Целевой компонент. Разработка сценария урока традиционно начинается с определения и формулировки его художественно-педагогической идеи.

Художественно-педагогическая идея является своеобразным творческим замыслом урока, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве. Часто художественно-педагогическая идея находит отражение в формулировке самой темы урока.

При разработке урока МЭШ данный компонент может быть наглядно представлен на «титульной» странице сценария, которую видят пользователи при поиске в электронной библиотеке. В дальнейшем это же изображение становится своеобразной заставкой урока.

  1. Содержательный компонент. Содержательный компонент связан:
  • с выбором типа и жанра урока;
  • разработкой драматургии урока;
  • определением видов и специфики музыкально-исполнительской деятельности обучающихся.

В теории преподавания музыки вопрос о типологии уроков является одним из сложных и мало разработанных. Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью. Цель урока может быть связана с организацией деятельности, изучением нового материала, его закреплением, повторением, контролем, коррекцией.

Для определения урока по преобладающему в нем предметному содержанию используется понятие «жанр урока».

Жанры (виды) урока искусства являются органичной частью художественной педагогики. Важно, чтобы каждый урок не только был направлен на раскрытие темы четверти или ее элементов, но имел свою форму, воплощенную в сценарии. Под каждым жанром урока искусства подразумевается определенный комплекс только ему свойственных стилистических, сюжетных, образных и технических признаков, проявляющихся во внешней форме, видах общения, характере содержания, а также способах мышления и восприятия.

Жанр урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке и отражается в сценарии урока, логике его строения и характере драматургии. Урок искусства может быть представлен в следующих жанрах: вводный урок, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-сказка, творческий портрет и др. При разработке сценария в МЭШ тип и жанр урока могут быть отображены в формулировке темы урока и представлены на титульном листе сценария, например: «Урок-концерт. Этот бескрайний мир музыки», «Путешествие в мир звуков» и др.

Не смотря на специфику электронного сценария, связанную с технологией его создания, содержательное наполнение такого урока также должно выстраиваться по законам художественной драматургии, особенности которой отражены в принципах эмоциональной драматургии, сформулированных Д.Б. Кабалевским и принципах художественно-педагогической драматургии Л.М. Предтеченской. На наш взгляд, новые цифровые технологии, внедряемые в современную педагогическую практику, в том числе и ресурсы портала МЭШ, следует рассматривать лишь как средства, способствующие реализации художественной сверхзадачи урока, а также поддерживающие целостность и гибкость его структуры, разнообразие художественных образов и видов музыкальной деятельности обучающихся.

Урок выстраивается как цепочка взаимосвязанных художественно-коммуникативных ситуаций. В центре каждой ситуации общение с музыкальным произведением. Художественная драматургия предполагает свободный творческий процесс прохождения всех его этапов, авторскую свободу учителя.

Элементами художественной драматургии урока музыки МЭШ являются: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Впоследствии перечисленные выше элементы художественной драматургии должны быть учтены при планировании этапов урока МЭШ, а также отражены в методических рекомендациях для учителя, прописанных в каждом этапе урока и размещенных на экране его компьютера.

Чем разнообразнее и активнее деятельность обучающихся на уроке, тем успешнее происходит развитие музыкальных и творческих способностей, осуществляется формирование их интересов, вкусов и потребностей.

На данный момент в методике музыкального воспитания существуют различные классификации видов музыкальной деятельности. В самом обобщенном виде она может быть представлена следующим образом: слушание музыки, исполнительская деятельность, музыкально-познавательная деятельность [2, с.134].

При проектировании сценария урока, ресурсы МЭШ, а именно использование трех экранов, о которых пойдет речь ниже, позволяют отобразить на экране компьютера учителя цель, задачи, методические рекомендации по организации того или иного вида музыкальной деятельности, а на планшете обучающихся представить перечень вопросов и заданий по его осуществлению.

  1. Деятельностный компонент. Данный компонент связан с разработкой структуры интерактивного урока (3 экрана) и контролируемых элементов содержания (КЭС).

Структура урока МЭШ разрабатывается с учетов выведения материалов каждого из его этапов на 3 экрана: диалоговую доску, рабочий стол (планшет или компьютер) учителя, планшет  ученика. Сценарий урока выглядит более полноценным и содержательным, если материалы, размещенные на каждом из экранов, не дублируют друг друга.

КЭС составляют основу стандарта. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Именно поэтому, при разработке сценария, информационные, практические и методические материалы урока должны соответствовать заявленным КЭС [1, с.2].

  1. Организационный компонент. Содержание данного компонента связано с созданием ассоциативно-художественной атмосферы урока, а также с выбором ресурсов МЭШ.

Создание ассоциативно-художественной атмосферы на уроке коренным образом меняет позицию учеников – они становятся не только субъектами образовательного процесса, но и активными участниками образно-творческого процесса познания музыкального искусства.

Созданию ассоциативно-художественной атмосферы на уроке, в первую очередь, помогает исполнительское мастерство и артистизм учителя, а также наглядно-методическое сопровождение урока. Обеспечить занятие необходимым наглядно-методическим сопровождением помогают разнообразные атомики, размещенные на портале МЭШ – это изображения, аудиоматериалы, видеоматериалы, тесты, интерактивные задания. Использование данных ресурсов МЭШ позволяет учителю сделать урок познавательно насыщенным и эмоционально увлекательным, раскрыть широкие связи музыки с другими видами искусства, познакомить обучающихся с выдающимися произведениями и исполнителями, приобщить их к сокровищнице мирового музыкального искусства в целом, а также продвинуться в решении важнейшей задачи сформирования у детей эмоционально-ценностного отношения к изучаемым произведениям искусства.

5.Результативный компонент. В структуре представленной Модели результативный компонент призван учесть требования Федеральных государственных образовательных стандартов по реализации основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, касающихся освоение курса «Музыка».

С учетом компетентностного подхода в образовании освоение курсов «Музыка» НОО и «Музыка» ООО в целом и каждый урок в отдельности должны обеспечивать определенные результаты: личностные, метапредметные и предметные. Поэтому, разработка сценария урока на основе данной Модели, планирование любого из его этапов нацелены на получение результатов, которые в самом общем виде заключаются в овладении обучающимися основами музыкальных знаний, обеспечивающих формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, в развитии музыкальных способностей, а также способности к сопереживанию произведениям музыкальной деятельности, в овладении практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Таким образом, проблема повышения эффективности музыкально-образовательного процесса в школе может быть решена путем систематизации учебно-методического контента МЭШ  и внедрения Модели проектирования ресурсов МЭШ предметной области «Искусство» (Музыка) в систему НОО и ООО.

Список литературы

1.         Лукина Е.В. Коллективное инструментальное музицирование / Е.В. Лукина // Учебно-методическое пособие для начальных классов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. М.: Музыка, 2015. 56 с., нот.

2.         Семенюк Н.М. Современные подходы к развитию творческого восприятия музыки у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (3 декабря 2015 г., ГАОУ ВО МГПУ, Москва) / под общ. ред. А.И. Савенкова. М.: Изд-во «Спутник+», 2016. С. 130-134.

  1. Московская электронная школа: идеи для развития / Проект (20.07.2019 г. — 31.10.2019 г.) [Электронный ресурс]: URL: https://www.preobra.ru/index (Дата доступа 25.10.2019).
  2. Федеральные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: URL: https://fgos.ru/ (Дата доступа 10.02.2020).

http://izvestia-ippo.ru/semenyuk-n-m-lukina-e-v-problema-sistem/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *