Сайдалиева Сарвиноз Султановна | КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ИРОНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ В РАННИХ РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 372.882

Коканд, КГПИ

Научный руководитель Кадырова Н.А.

  Данная статья посвящена анализу иронических деталей в прозаическом творчестве А. П. Чехова 1880-х годов. В ней предпринята попытка систематизировать художественные приемы детализации и взаимосвязь между моделями иронии в творчестве Чехова.

This article is devoted to the analysis of ironic details in the prose works of A.P. Chekhov in the 1880s. It attempts to systematize the artistic techniques of detailing and the relationship between models of irony in Chekhov’s work.

 

Традиционный рутинный школьный анализ системы образов пасует перед необходимостью говорить о произведениях писателя, чья простота велика и сложна. «В творчестве А.П. Чехова деталь является важнейшим функциональным атрибутом в структуре его произведений» [2, 259]. В статье предлагается материал для новой работы над произведением литературы – работы над деталью. «Нас интересует вопрос, как такие детали, не имеющие предметного значения, помогают в восприятии» [3, с.236] произведений А.П. Чехова.

Антон Павлович Чехов появился в русской литературе в худшее время политической реакции, существенно повлиявшей на внутренний мир писателей: «В русской литературе внутренний мир и дух едины» [5, с. 198]. Чехов был представителем интеллигенции этого уже второго периода; разочарование в народнических идеалах и общественное уныние стали доминирующими в литературе. Эти мотивы общественного горя довольно отчетливо звучали в стихах поэта Надсона и в полных грусти рассказах Гаршина.

Обзор критики 1883-1904 годов о Чехове позволил уточнить некоторые оценки и непроверенные утверждения (в частности, о непонимании Чехова критикой), выяснить истоки некоторых устоявшиеся исторические и литературные мнения, чтобы более четко отделить традиционное от нового в поэтике Чехова и яснее увидеть своими глазами его новаторские черты.

Чехов не сразу становится художественным выразителем того же настроения. Выйдя из недр провинциальной мелкобуржуазной среды, писатель впервые выступил как писатель, выражающий настроения городской мелкобуржуазной полуинтеллигенции с ее характерной чертой – полным обывательским безразличием к любым формам общественного существования. Но постепенно проникаясь самосознанием интеллектуала-разночинца, Чехов оставляет легкие юмористические журналы, куда он помещал свои непритязательные, короткие рассказы, полные беззаботного веселья. В 1887 году появляется одно из его значительных произведений — рассказ «Степь». Красочно изображая степь как в палящий ненастный день, так и ночью, Чехов дает ряд разрозненных картин, не объединенных каким-либо единым сюжетом. Ощущение какого-то безразличия к изображаемым явлениям жизни перемежается в повести «Степь» со скорбной лирикой писателей восьмидесятых годов. Этот промежуточный период творчества писателя приводит его к показу людей, потерявших смысл жизни (большие рассказы — «Скучная история» и «Дуэль») или к изображению людей, равнодушных к мерзостям существования (рассказ «Холодная кровь»).

Но суровая жизнь захватывает писателя своими щупальцами: трагическая смерть Гаршина и особенно поездка на Сахалин, где Чехов увидел подлинный ужасный ад, созданный правящим классом, приводят его к окончательному отказу от философского примирения с мерзкими явлениями общественной жизни. Это отмечено появлением в 1892 году его замечательной работы «Палата № 6».

Рассказы Чехова – это результат многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Они сочетают в себе простое и реальное, комическое с трагическим. Писатель специально использует иронию в своих произведениях. Все его образы взяты из русского простонародья, поэтому в рассказах иногда присутствуют различные политические мотивы.

Одна из самых ярких историй – «Хамелеон». Вы даже можете увидеть иронию в именах главных героев этой истории. В рассказе нет положительных персонажей, но они ироничны и насмешливы. Изменчивость и отношение к простому человеку хорошо выражены такими художественными приемами, как ирония. Ирония легко угадывается в тупости иронизирующих, уверенных в том, что они должны наказать владельца собаки.

Начальник полиции снова меняет свой достойный вид на угрожающий, накидывает пальто и продолжает свое шествие по рыночной площади. Чехов, мастер едкой иронии, стремительно сбрасывает колоссальное представительство власти и общества с их высоких постов, осваивая для них дискриминационно звучащие фамилии: ювелир Хрюкин, милиционер Эльдырин, полицейский надзиратель Очумелов. Чехов высмеивает их. Элементы иронии и сатиры, используемые здесь, — это злой, обвиняющий смех.

Вступив на свой творческий путь в общественном бездорожье, Чехов мог бы сказать о себе словами поэта: «Годы гнетущих впечатлений оставили во мне неизгладимый след». Вера интеллигенции-народника в крестьянство была поколеблена. Своим рассказом «Мужчины» Чехов, казалось, подвел итог этому крушению народнических идеалов. Лицо чеховской деревни — жалкое, темное и униженное — окончательно положило конец надеждам последних представителей народничества, и поэтому они попытались оспорить художественную правдивость Чехова; и в то же время марксисты, выступавшие в девяностые годы, опираясь на начало рабочего движения, встретили рассказ «Мужчины» с явным вниманием к великому писателю. В следующем рассказе «В овраге» Чехов показывает ужасную картину жизни и деяний сельской хищной буржуазии.

Будучи представителем мелкобуржуазной интеллигенции того времени, Чехов не видел в окружающей его социальной среде никаких сил, способных бороться с царским деспотизмом. Он видел, как обычные люди — бессильные, безвольные — попадают под влияние провинциального болота, которое их разлагает. Здесь перед читателем предстает целая галерея умственно или нравственно падшие люди: бывший революционер-народник, тосковавший по мещанскому покою и комфорту («Повесть о неизвестном человеке»); интеллигент, полный трогательной непоследовательности в своих чувствах и поступках (рассказ «Соседи»); провинциальный учитель, бессильно вздыхающий о загубленной жизни («История неизвестного человека»). Учитель литературы – радикальный и здравомыслящий человек — земский врач, который со временем превратился в жирную свинью (рассказ «Ионыч») и другие персонажи чеховских произведений.

Писатель увековечил в некоторых своих произведениях и других интеллектуалов — трудолюбивых, отдавших все свои силы глухому провинциальному и сельскому захолустью. В пьесе «Дядя Ваня» он дает нам понять о нелегком труде земского врача.

Астрова, а в рассказе «На телеге» изображена печальная жизнь сельской учительницы Марьи Васильевны, отдавшей лучшие пятнадцать лет своей жизни просвещению деревни. Правда, Чехов не обладал целостным политическим мировоззрением: он верил, например, как в особую историческую силу, в отдельных выдающихся людей, которые своим трудом двигают жизнь к лучшему.

Значение Чехова в русской литературе в области формы заключается в том, что он превратил короткий рассказ в замечательное произведение. Конечно, еще до Чехова и писатели-народники, и классические дворяне писали небольшие произведения. Но Чехов в своих лучших произведениях вложил значительное социальное содержание и большой обобщающий смысл в форму небольшого художественного рассказа. Достаточно вспомнить такие его произведения, как уже упомянутые нами рассказы – «Мужики», «Ионыч» или «Случай из практики», «Человек в футляре», «Крыжовник» и многие другие, чтобы почувствовать огромное значение Чехова как своеобразного художника-обобщителя от слова. В зрелый период своего высокого художественного мастерства Чехов тщательно заканчивал свои рассказы, стремясь к возможной лаконичности. Он также учил этому начинающих писателей, напоминая им, что, когда человек тратит наименьшее количество движений на определенное действие, это грация.

Пейзаж также имеет большое значение для Чехова. Описание природы всегда ассоциируется писателем с настроением изображаемых персонажей — они в основном окрашены лирикой грусти. Чехов — великий новатор в своих драматических произведениях. Пьесы Чехова, лишенные большого движения, полны внутренних переживаний изображенных персонажей и имели в свое время большой успех. Его последняя пьеса «Вишневый сад» приводит к демонстрации смены социальных классов, когда дворянство наконец уступило место буржуазии.

В своих лучших творениях Чехов поднимает нас над миром человеческой пошлости, повышая наши требования к окружающей жизни и к самим себе. В этом большое воспитательное значение его работы.

Рассказы, содержащиеся в этой книге, относятся к первому периоду творчества Чехова. В них отражен исключительный талант Чехова как юмориста: удивительная образность сюжета, умение сочетать простой анекдот с искусством портрета персонажей и яркостью диалога (рассказы «Потерянный», «Счастливый», «Оратор» и т.д.). Иногда, полный желания сделать читатель смеется, Чехов дает как раз образы самые откровенные, чисто фарсовые, невероятные (рассказ «Страшная ночь»). Но в других историях Чехов художественно зарисовывает отдельные черты мещанской и чиновничьей жизни (рассказы «Толстый и худой», «Первый любовник» и др.). И, наконец, уже в первых произведениях Чехов, этот беспощадный враг мещанской пошлости с поразительной ясностью раскрывают малость и незначительность нарциссических людей. Это стремление Чехова затем нашло свое художественное завершение в образе Серебрякова («Дядя Ваня»).

Изображая внутренний мир человека и его жизненную позицию, Чехов, как мы пытались показать, опирался на достижения великих русских художников XIX века. В его произведениях «раскрывается тема облагораживающего влияния бессмертного искусства» [4, 133]. Развивая ее, писатель создавал оригинальные, неповторимые человеческие характеры. «Это мир вымышленный, т. е. мир, не имеющий аналогов в реальности, хотя зачастую и основанный на реальных событиях» [1, с.452]. Таким образом, в целостном виде рассказы как один из моментов развития его философской темы вновь характеризуют специфику чеховского изображения конкретных деталей.

 

Литература

 

  1. Аюпов Т.Р. Художественный мир раннего Пелевина. Мир науки, культуры, образования. // 2021. № 4 (89). С. 451-454.
  2. Кадырова Н. А. Ироническая деталь в художественной системе А.П. Чехова //Modern Humanities Success. №. 8. С. 259-262.
  3. Кадырова Н. А. Роль визуальных и звуковых деталей в авторских ремарках Чехова-драматурга //Modern Humanities Success/успехи гуманитарных наук. 2020. с. 236
  4. Кадырова Н. А. Трансформация принципов ироничности в рассказах А.П. Чехова конца ХIХ-начала ХХ вв //Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2022. – С. 131-133.
  5. Рашидов А.К. Идея соборности в романе Л.Н. Толстого «война и мир». // Система непрерывного филологического образования: школа – колледж – вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования. Сборник научных трудов XX Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 197-200.

http://izvestia-ippo.ru/saydalieva-sarvinoz-sultanovna-kont/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *