Саклакова Т.А. | ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ РУССКИХ СКАЗОК КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 37.012.8:398.21:7.091  Магистрант программы «Начальное образование», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», 3 курс заочной формы обучения ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

tatyanasova@list.ru

 В статье раскрываются понятия «ценности», «семейные ценности», «ценностное отношение к семье» и т.д. Проведен анализ важности исследования, на основе использованных методик представлены результаты уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников. После сравнительного анализа показателей, проведена дальнейшая работа, направленная на развитие ценностного отношения к семье.

Введение. Современное образование направлено на формирование личности. Федеральный Государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества [1]. Среди ценностей, декларируемых государством важное место, занимают семейные ценности.

Семья является основным важным социальным институтом, влияющий на личность, на ее становление и воспитание, как один из основных носителей социальной и культурной практики, ценностей, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Одной из важнейших задач психолого-педагогической науки сегодня можно обозначить задачу развития ценностного отношения личности. В исследованиях педагогов, психологов, ученых-философов рассматриваются проблемы семейных ценностей и семейного воспитания.

В научных работах выдающихся отечественных педагогов отмечалось важность семьи, семейного воспитания, ценностей; указывалось на то, что воспитание должно начинаться с раннего возраста (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др.). В современных работах педагогов М.О. Ермихиной, Н.Н. Литвиновой, О.С. Нестеровой, В.Я. Титаренко и др. отмечаются и раскрываются проблемы такие как: педагогической культуры родителей, важность семейных ценностей, положительного формирования образа Я-родителя, что способствует формированию ценностного отношения к семье у детей. На практике далеко не всегда ребенок обладает этими качествами в полной мере.

Целью исследования являлось выявление эффективности авторской программы вовлечения детей в театральную деятельность, основанную на использовании сюжетов русских народных сказов.

Методами исследования были выбраны: теоретический анализ, методики Рене Жиля, «Цветик-семицветик» (на основе цветового теста отношений А.М. Эткинда), Р. Бернса и С. Коуфмана «Рисунок семьи».

Результаты исследования. Детство – период формирования основ ценностного отношения к жизни.  Как отмечал Л.С. Выготский «именно на данной ступени развития складываются первые ценности-идеалы ребенка, которые с годами осознаются и присваиваются человеком»» [2]. Постепенно ребенок начинает понимать свою сопричастность к семье и роду, начинает осознавать ее важность.

Театрализация как педагогический инструмент неоднократно выступает предметом изучения педагогов и психологов. Театрализация знакомит детей с различными сюжетными ситуациями из жизни. Театрализованное представление – это возможность ненадолго стать героем, поверить в себя, в свои силы. Значение театрального искусства велико, оно заключаются в коммуникации с художественным образом, в сопереживании, эмоциональности, в воздействии его на личность. В начальных классах сказка оказывает воспитательное и обучающее влияние на младшего школьника. Сказка в художественной форме передает эталоны, образцы социальных и психологических отношений в семье между родителями и детьми, отношения между разными поколениями.

Таким образом, сказка, являясь видом устного народного творчества, несет в себе огромный потенциал и множество педагогических возможностей. Именно с помощью сказки ребенок может проследить специфику и особенности семейных отношений, трудности, с которыми может столкнуться и найти пути их решения через театрализацию.

По мнению М. Рокича «ценности» — это определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения [4, с.19].

Согласно исследованиям М. Рокича, А. Маслоу, З. Фрейда, А.Н. Леонтьева, Э. Фромм, В.П. Тугаринова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферова и др. «ценностные ориентации» – это сложный социально-психологический феномен, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление поведению и поступкам [3, с.132].

В современных научных исследованиях ученые выделяют ценность семьи, как один из важных ценностных феноменов. А детей и семью рассматривают как отдельную самостоятельную ценность.

Мы определяем «ценностное отношение к семье» как систему социально– психологических установок ребенка, характеризующихся положительным отношением к семье, уважением к родным и близким и заботой о них, а также осознанным пониманием важности семейных традиций.

Ш.А. Амонашвили считает, что формирование ценностного отношения к семье и духовно-нравственных ценностей у ребенка будет достигнуто посредством взаимодействия семьи и образовательной организации.

В современных научных исследованиях ученые выделяют ценность семьи, как один из важнейших критериев. На основе работ О.С. Пермовской, М.С. Кореньковой, С.П. Акутиной, П.Е. Кильдюшовой, И.В. Федосовой нами были выделены компоненты: когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческо-деятельностный [5], которые соответствуют возрастным характеристикам младшего школьника.

Основной перечень подобранных нами сказок, с которыми знакомят детей младшего школьного возраста для формирования у них представлений о семейных отношениях – это сказки показывающие взаимоотношения членов семьи друг другу. Разработанная нами авторская программа развития ценностного отношения к семье основывалась на материале русской народной сказки.

Исследование охватило 62 человека – учащихся двух первых классов. Психологический портрет экспериментального класса таков: в классе преобладают сангвиники. В большинстве эти дети активны, подвижны, жизнерадостны, любознательны ориентированы на вознаграждение. У некоторых детей низкий читательский кругозор.

При сравнении контрольной и экспериментальной групп оказалось (в начале эксперимента), что летом в течение трех месяцев мало читают, если кто-то и помнит наизусть, то только большинство тех произведений, которые читали родители в прошлом году. А сказки просто перечисляли, не придавая их смыслу большого значения.

Для оценки развития ценностного отношения к семье было использовано несколько методик. Согласно результатам, полученным при сопоставлении данных методик и их анализа, обучающиеся были разделены на группы: на высокий, средний и низкий уровни.

В экспериментальной группе высокий уровень у 26 %. Средний уровень зафиксирован у 46 % учащихся. Низкий уровень у 28 % учащихся.

В контрольной группе высокий уровень зафиксирован у 28 %. Средний уровень был выявлен у 50 %. Низкий уровень выявлен у 22 % учащихся.

У большинства детей преобладает «средний уровень» сформированности ценностного отношения к семье. Младшие школьники имеют не полные представления о взаимодействии и сотрудничестве с другими членами семьи, они проявляют положительное отношение к семье, имеют не полное представление об основных нормах поведения в своей семье.

Итак, на основе полученных результатов видно, что ценностное отношения к семье в младшем школьном возрасте, является актуальной проблемой и нуждается в поиске ее путей решения.

После полученных результатов диагностики и с целью развития уровня ценностного отношения к семье нами была разработана и апробирована программа театрализованной деятельности на основе русских сказок.

После формирующего этапа, мы перешли к контрольному этапу и провели повторную диагностику. Контрольный этап, должен был подтвердить, или опровергнуть цель нашего эксперимента.

Представим результаты контрольного этапа эксперимента учащихся. Для этого мы вновь применили комплекс методик, сопоставили их данные.

Результаты диагностики показали высокий уровень у 54 % учащихся в экспериментальной группе. Средний уровень зафиксирован у 36 %. Низкий уровень выявлен у 10 %.

В контрольной группе высокий уровень зафиксирован у 38 % учащихся. Средний уровень выявлен у 42 %. Низкий уровень у 20 % учащихся.

Сравнительный анализ показал, что высокий уровень выявлен у 54 % в экспериментальной группе, а 38 % в контрольной группе. Младшие школьники проявляют положительное отношение к своей семье, эмоциональную привязанность к своим родным, чувствует свою высокую значимость среди них, имеют глубокие знания, представления о семье, семейных ценностях.

Средний уровень зафиксирован у 36 % в экспериментальной группе, а 42 % в контрольной группе. Младшие школьники имеют не полные представления о взаимодействии и сотрудничестве с другими членами семьи, проявляют положительное отношение к семье, имеют не полное представление об основных нормах поведения в семье.

Низкий уровень выявлен у 10 % учащихся в экспериментальной группе, а 20 % в контрольной группе. Учащиеся показали низкий уровень. Они не проявляют умений сотрудничества с другими членами семьи, не знают правил поведения в семье, испытывают тревожность, враждебность в семейных ситуациях, не придают большого значения своей семье.

В экспериментальной группе заметные изменения наблюдались после формирующего эксперимента. Высокий уровень увеличился на 28 % в экспериментальной группе. Средний уменьшился на 10 %.  А низкий уменьшился на 18 %.

В контрольной группе качественных изменений зафиксировано не было.

Обобщив полученные результаты после контрольного эксперимента, мы пришли к такому выводу, что в экспериментальной группе показатели диагностик повышаются. В контрольной группе существенных изменений не произошло.

Данное исследование выявило эффективность авторской программы вовлечения детей в театральную деятельность, основанную на использовании сюжетов русских народных сказов. Семья влияет на личность, на ее становление, воспитание, формирует ценности, традиции, передаваемые из поколения в поколение. В начальных классах детям нужна сказка, так как она оказывает большое воспитательное и обучающее влияние. Именно в младшем школьном возрасте происходит присвоение ключевых ценностей. Семья объединяет ценности в единое целое. Сказка легко воспринимается, а театрализованное представление дает возможность стать ее героем и знакомит с ситуациями из жизни.

Таким образом, наша цель достигнута. Полученные результаты доказывают, что разработанная нами программа, дает свои результаты. Театральные постановки по мотивам русских сказок выступают, как способ развития ценностного отношения к семье у младших школьников.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). Изд.: Просвещение, 2018
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / М.: Перспектива, 2018 – 224 с.
  3. Голохова Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественной психологии / Е.И. Голохова – СПБ.: Питер, 2010. – 67 с.
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов – М.: Владос, 2009. – 54 с.
  5. Штин, Н.И. Формирование ценностного отношения к семье младших школьников во внеурочной деятельности: диссертация. Тольятти. 2018 – 45 с.

http://izvestia-ippo.ru/saklakova-t-a-teatralnye-postanovki/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *