Сафаров Р.Б. | ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОCПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва. Email: rasafar70@mail.ru.

Научный руководитель: ОСИПЕНКО Людмила Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ.

  Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В данной статье рассматривается возможность использования педагогам гендерного подхода в ходе проведения воспитательной работы с целью развития у воспитуемых (детях) таких качеств личности, как гражданственность. Анализируются современные подходы к харатеристике понятий «гражданственность» как осознание и четкое понимание гражданином своих прав и свобод, их практическая реализация без попрания прав и свобод других граждан. Определяются цели современной гендерной политики.

Прежде, чем говорить об особенностях реализации влияния гендерного подхода в вопросах воспитания гражданственности как качества личности предварительно следует осуществить спектральный разбор всех ее составляющих: гендерный подход, воспитание, гражданственность, личность и определить их взаимосвязь.

Понятие гражданственности неразрывно связано с такими понятиями как гражданин и государство. Государство не может существовать и функционировать без своих граждан. В тоже время гражданские качества человека определяют его гражданственность и являются отражением общечеловеческих и общегражданских ценностей.

Взаимоотношения государства и человека лежат в социально-политической плоскости. Исходя из этого, гражданственность можно считать отражением политической культуры человека. Существенное влияние на формирование гражданственности человека оказывают духовно-нравственные качества людей.

Тема гражданственности не нова в обществе. В том или ином виде к данному вопросу общество обращается много сотен лет. Однако, свое научное развитие понятие гражданственности обрело в XIX, вместе формированием новой для того времени науки — социологии.

Понятие гражданственности многогранно. Попытки его интерпретации сталкиваются с различными трудностями, главная из которых это отсутствие научно обоснованного определения гражданственности, общеприменимого во всех научных концепциях.

Большой вклад в развитие понятия гражданственности внес А.И. Стронин. Он определяет гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Изменения в содержании гражданственности происходят по причине смены идеалов культуры, признанных в обществе. Еще одним важным фактором, определяющим гражданственность, А.И. Стронин считал фактор материальный, отмечая, что бытие определяет сознание.

Наумова Д.В. отмечает, что в образовательной среде возможно выстроить работу, направленную на актуализацию гражданской идентичности подростков, и это можно делать в том числе в рамках программы психолого-педагогического сопровождения [3, с. 27].

Исходя из исторической традиции, под гражданственностью следует понимать совокупность убеждений и взглядов, основанных на индивидуальном восприятии субъектом реальности норм, процессов и правил, установленных в обществе, личную и общественную экстраполяцию развития событий и высокую готовность личного участия в общественной жизни. [5].

Таким образом, понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позиция, ценности, действия.

Теперь обратимся к понятию гендера и попытаемся найти связи, обуславливающие его с понятием гражданственности.

Термин «гендер» был впервые введен эндокринологом Дж. Мани в 1995 году для объяснения видимых различий личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») это спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. Он основывается на небиологических различиях между мужчинами и женщинами, затрагивает психические, культурные и социальные различия.

Сформированные на определенном этапе развития личности гендерные особенности, в частности гендерные стереотипы, оказывают существенное влияние на ее дальнейшее социально-психологическое развитие [5, с. 76].

Сегодня в обществе принято много говорить о гендерной политике. Само по себе понятие политика не материально и выражается в виде новых форм взаимоотношений между людьми, нового общественного порядка. Наличие гендерных групп обуславливает их готовность достижения поставленных целей, вплоть до активного противостояния другим группам.

Согласно Х. Буххайму, политическая природа гендера проявляется в социальной интеграции различных групп, при которой каждая группа получает собственную, отличную от других, социальную роль, проявляющуюся в их намерениях. Согласно У. Беку политическая природа гендера заключается в генезисе новых форм и коалиций, требующих переосмысления своего содержания. По Т. Майеру, политическая природа гендера заключается в непрерывности преобразования гражданских добродетелей в общественную практику.

Цель гендерной политики — достижение фактического гендерного равенства и заключается как в свободе выбора, так и в свободе самореализации без каких либо ограничений и стереотипов.

На юридическом уровне гендерное равенство закреплено в Конституции Российской Федерации. Равенство статусов предоставляет мужчинам и женщинам возможность вносить равный вклад в социальное, политическое, экономическое, культурное и др. могущество своей страны и в равной степени пользоваться её благами.

Экономический, политический и другие формы анализа показывают, что в странах, где мужчины и женщины имеют одинаковые права и возможности самореализации имеют конкурентоспособную экономику, высокие темпы развития общества, особенно в таких передовых областях как наука, образование, медицина, искусство. Однако, во многих странах, на уровне государственной политики закреплено социальное неравенство мужчин и женщин.

Изменение сознания в этих обществах конечно же происходит, но идет крайне медленно. Впрочем, не обходится без трудностей и в тех странах, где положение мужчин и женщин имеет, как минимум, юридическое равенство. Причин, по которым они происходят, множество. Однако, среди основной, следует выделить инертность общества, его нежелание менять свои моральные и этические нормы, традиции, обычаи, выработанные предыдущими поколениями. Существующие в обществе стереотипы не всегда позволяют его гражданам осуществить самореализацию, предусмотренную законом и государством.

Помочь преодолеть эти стереотипы и в перспективе создать эффективные предпосылки для более динамичного изменения общественного сознания в пользу прогресса и развития равноправного общества призвано образование.

Сегодняшние институты реализации образования предусматривают длительный период развития человека. Реализация образования начинается еще в дошкольных учреждениях, продолжается в средней школе и не заканчивается с получением высшего профессионального образования. Активное образовательное воздействие осуществляется в период становления самого человека: физического, психологического, социального. С 3-х до 22-х лет идет активный процесс не только обучения, но и формирования личности, отвечающей основным потребностям общества.

Важная роль в этом вопросе принадлежит гендерному воспитанию.

Исторически, в обществе было принято делить людей на мужчин и женщин. В основе указанного деления лежит половой диморфизм, анатомические, физиологические, психические и поведенческие признаки, присущие только конкретному полу.

Не удивительно, что в образовательных учреждениях появились, и стали активно реализоваться программы полового воспитания. Задачей полового воспитание является гармоничное развитие подрастающего поколения на основе приобретения специальных медико-педагогических знаний. Целью полового воспитания является укрепление института семьи и брака.

Однако половое воспитание предопределяет поведение человека в достаточно узком спектре вопросов общения и не отражает влияние социума на формирование человека, как целостного и самодостаточного субъекта. Диапазон взаимоотношений представителей разного пола огромен и включает в себя вопросы:

  • бытия (существования) полов;
  • отношения между социальными группами, организованными по половому признаку;
  • взаимоотношения внутри рода (кровнородственные отношения);
  • межличностных отношений (брак и приравненные к нему формы взаимоотношений) [1].

В современном социуме между мужчинами и женщинами, помимо связей основанных на различии полов, появляются и другие взаимоотношения, имеющие в своей основе экономическую, нравственную, правовую и прочую природу. Таким образом, недостаточно говорить только о половом воспитании, необходимо учитывать и влияние социума на формирование и мироощущение человека.

Этот недостаток призвано решить гендерное воспитание.

Как известно, половое воспитание базируется на физиологических и анатомических различиях между мужчинами и женщинами и обеспечивает гармоничные отношения между ними. Гендерное воспитание определяет социальный пол человека, его роль и место в обществе, психологию поведения. На первый план выходят не биологические, а социокультурные особенности взаимоотношения полов, которые заключаются в формировании отчетливо выраженного общественного сознания и поведения мужчин и женщин как гендерных групп.

Необходимость гендерного воспитания личности приводит к рождению еще одной области профессиональной деятельности педагога — гендерной педагогики. Гендерная педагогика — это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек. Процесс гендерной социализации является важнейшим для понимания развития личности ребёнка и системы его отношений с взрослыми и сверстниками [2].

По мнению отечественных и зарубежных исследователей (А. Бандура, Е. Берн, В.Е. Каган, Е.Н. Каменская, Л. Кольберг, И.С. Кон, Е.Л. Кононко, О.Г. Лопухова, И.А. Лыкова, Э. Маккоби, А.В. Мудрик, Т.А. Репина, С.Л. Рыков и др.) гендерное воспитание является важной и неотъемлемой частью общего воспитательного процесса. При этом необходимо учитывать, что гендерное воспитание наиболее эффективно в период формирования человека и по достижении им самостоятельности его эффективное влияние существенно снижается.

Каковы особенности гендерной педагогики? Даже в момент рождения ребенка можно с высокой степенью вероятности назвать пол ребенка. Однако определить его гендерную роль вряд ли представляется возможным. Гендерные качества не являются врожденными, они формируются в результате воспитания и  являются результатом социализации. Мало родиться мужчиной или женщиной, ими надо стать и с социальной точки зрения. Основной задачей формирования социальных мужчин и женщин является выполнение ими половых социальных ролей. К сожалению, «бесполая педагогика», неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения. Она просто не учитывает психологические особенности мальчиков и девочек в период их социального и физического формирования.

Несмотря на достаточно большой интерес к проблеме гендерного воспитания ее практическая реализация оставляет желать большего. На сегодняшний день гендерное воспитание в образовательных учреждениях осуществляется не планово, а педагогами-энтузиастами. Концепция гендерного образования не находит своего практического отражения в учебных планах и образовательных программах. Предъявляемые требования к ученикам не способствуют правильному пониманию школьниками своей будущей социальной роли.

В чем же проявляется проблема отсутствия гендерного воспитания в современном обществе? Прежде всего, в изменении гендерных ролей в обществе. Все больше увеличивается разрыв между понятиями женщина и домохозяйка, мужчина и лидер, защитник. Институт брака претерпевает серьезную проверку на прочность, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. А ведь семья всегда была важным социальным индикатором. В современной школе основу педагогических кадров составляют женщины, в то время как ученики в равных частях разделяются на юношей и девушек. Модель поведения задается женщинами, у учеников мужского пола просто нет примера для формирования в себе соответствующей гендерной роли. Мужчины и женщины обретают новые социальные роли, которые идут в разрез с устоявшимися историческими и моральными традициями.

Какие задачи гендерного подхода наметились в педагогике сегодняшнего дня?

Прежде всего, необходимо организовать научное исследование влияния педагогов, родителей, социума на становление гендерной идентичности детей.

Необходимо осуществить разработку и ввести в повседневную педагогическую практику методику определения возрастной специфики формирования гендерной идентичности, в соответствие с которой разработать и внедрить на практике эффективные методы воспитания и обучения, позволяющие преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы и роли [5].

Общество способно оказывать влияние на скорость процессов, приводящих к его изменению, но оно не способно остановить их полностью. Надо понимать, что будущее общество будут формировать люди, главной отличительной особенностью которых будет являться их индивидуальность, а взаимодействие полов будет строиться на утверждении партнерской модели взаимоотношений.

Таким образом, решение вопросов гендерного воспитания является связующим звеном между формированием личности нового типа, в том числе и факторов гражданственности, подразумевающую активное участие её в жизни социума, при этом лишенной предрассудков прошлого и существующей в равенстве всех его членов с их неповторимой индивидуальностью.

 

Список литературы

  1. Грехнев В.С. Тождество и различие гендерного и полового воспитания. Философия и общество. Выпуск №3-4(77)/2015
  2. Макеенко Е.П. Проблемы гендерного воспитания в современной педагогике / Вестник Донецкого педагогического института №3/2018, стр. 235-242
  3. Наумова Д.В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции / МГПУ / 2015. С. 133-137.
  4. Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н., О понятии «гражданственность» /Вестник Башкирского университета, 2007. № 4-3. С.248-252.
  5. Сенюшкина Т.А. Традиция и коллективные ценности поколений // Политическое пространство и социальное время — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. — С. 205-208.
  6. Сухоносов А.П. Смысложизненные ориентации и гендерная идентичность студентов педагогических специальностей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4 (34). С. 73-83.

http://izvestia-ippo.ru/safarov-r-b-osobennosti-realizacii-ge/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *