Роткина Марина Владимировна | ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва

Е-mail: rotkinamv222@mgpu.ru

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Поставнева И. В.

 В настоящее время цифровая электронная среда оказывает значительное влияние на когнитивные функции школьников и студентов. Быстрое распространение информационных технологий и доступ к интернету изменяют способы усвоения знаний и общения. Виртуальные образовательные ресурсы, онлайн-курсы и электронные учебники предоставляют обширные возможности для обучения и самообразования. Таким образом, понимание воздействия цифровой среды на когнитивные функции становится важной задачей для образовательных учреждений и родителей, чтобы эффективно адаптироваться к вызовам современного информационного общества и обеспечить оптимальные условия для обучения и развития учащихся.

Введение. В эпоху цифровизации общество сталкивается с беспрецедентным ростом влияния цифровых технологий на все аспекты человеческой жизни. Это особенно заметно в образовательной сфере, где цифровые устройства и интернет-ресурсы активно интегрируются в учебный процесс, меняя традиционные подходы к обучению и развитию. В то же время, растущее проникновение цифровой электронной среды (далее – ЦЭС) в повседневную жизнь школьников и студентов порождает обоснованные опасения и вопросы касательно её воздействия на когнитивные функции молодого поколения.

Целью исследования является теоретический анализ существующих научных данных и работ, посвященных изучению влияния цифровой электронной среды на когнитивные способности школьников и студентов. Исследование направлено на систематизацию знаний о том, как цифровые технологии влияют на когнитивные функции. Особое внимание уделяется выявлению как положительных, так и отрицательных аспектов этого воздействия, а также определению условий, при которых ЦЭС может способствовать когнитивному развитию.

Методы и методология исследования. В данном исследовании применяется комплексный подход, сочетающий различные методы и методологии для глубокого понимания влияния ЦЭС на когнитивные функции. Исследование базируется на анализе и синтезе существующих научных данных, полученных в результате эмпирических исследований, обзорных работ и теоретических статей. Основные методы и методологии включают в себя: литературный обзор, мета-анализ, контент-анализ, сравнительный анализ теоретический анализ.

Результаты и обсуждение. Современное человечество переживает очередную информационную революцию, которая вызвана появлением новых средств коммуникации – появились новые способы взаимодействия и изменились существующие. Эти изменения определяют развитие поколения Z, которое является первым поколением, родившимся во времена глобализации и постмодернизма. Отличительной чертой этого поколения является их взаимодействие с технологиями и цифровыми сервисами, которые считаются неотъемлемой частью их быта и жизни [3].

По данным Фонда развития Интернета, игра с цифровыми устройствами становится основным видом занятости дошкольников. С самого раннего возраста дети оказываются погруженными в виртуальную среду, которая не является прототипом «воображаемой ситуации» в ролевых играх. Предпосылкой «воображаемой ситуации» является наличие субъекта, вовлеченного в игру, что связано с функцией воображения [Цит.: по 1]. В современном мире ЦЭС играет ключевую роль в улучшении когнитивных функций школьников и студентов. Развитие информационных технологий открывает перед ними широкие возможности для обучения и саморазвития. Доступ к интернету и онлайн-ресурсам позволяет получать информацию быстро и эффективно. Электронные учебники, онлайн-курсы и образовательные видеоматериалы предоставляют бесконечные источники знаний по различным предметам и областям. Это способствует расширению и углублению учебной программы, стимулирует самостоятельное изучение интересующих тем и развивает критическое мышление.

Однако изучение российских и зарубежных исследований показывает, что в образовательном процессе ЦЭС негативно влияет на развитие когнитивных функций молодого поколения, поскольку интернет имеет оторванный от реальности характер и порождает параллельную виртуальную реальность. ЦЭС стимулирует постоянную «многозадачность» и имитирует расслабление механизма «когнитивной нагрузки». Все эти факторы создают особо опасную среду в период становления и развития высших когнитивных функций. Так, одно из первых лонгитюдных исследований показало, что негативные последствия особенно выражены в раннем подростковом возрасте. Частое использование интернета детьми в первые три года жизни приводит к задержке созревания серого и белого вещества мозга, что, в свою очередь, ведет к снижению интеллекта [2]. Невозможно делать несколько дел одновременно без ущерба для когнитивных функций. В тоже время у людей, находящихся в состоянии «хронической многозадачности», значительно ниже уровень концентрации внимания в ситуациях, когда необходимо управлять своим вниманием как необходимым условием решения когнитивных задач [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что «многозадачность» не тренирует внимание, а, наоборот, приводит к «рабочему» расстройству. Причиной такой ситуации является формирование большей восприимчивости к постоянному переключению нерелевантных стимулов в окружающей среде.

Для демонстрации причинно-следственных связей между ЦЭС и когнитивными функциями рассмотрим исследования, которые использовали различные методологии для изучения этой взаимосвязи. Экспериментальные исследования проводятся в контролируемых условиях и могут указывать на причинно-следственные связи. Например, в эксперименте, проведенном Р. Майером с коллегами, показано, что студенты, которые учили материал с помощью мультимедийных презентаций, включающих и текст, и изображения, показали лучшее понимание и запоминание материала по сравнению с теми, кто изучал тот же материал, но только в текстовой форме. Это указывает на положительное влияние мультимедийной среды на когнитивные функции, такие как понимание и память. Долгосрочные исследования позволяют наблюдать за влиянием ЦЭС на когнитивные функции в течение длительного времени. Например, исследование, проведенное командой психологов из Университета Мэриленда, показало, что подростки, проводящие много времени в социальных сетях, имеют более высокий уровень многозадачности, но при этом могут испытывать снижение способности к глубокой концентрации на одной задаче. Квазиэкспериментальные исследования сравнивают группы людей, которые естественным образом используют цифровые устройства в разной степени, что может выявить потенциальные причинно-следственные связи. Примером служит исследование, проведенное П. Гринфилд, которое показало, что дети, проводящие много времени за видеоиграми, демонстрируют улучшение пространственных навыков, однако также могут испытывать снижение навыков чтения и письма. Обобщение данных из множества исследований может указывать на причинно-следственные связи. Обобщив результаты более чем 50 исследований методом мета-анализ, исследователи под руководством Б. Карниваля показали, что использование образовательных технологий в школах в целом положительно сказывается на академических достижениях учеников, что свидетельствует о положительном влиянии ЦЭС на обучение и когнитивное развитие.

Влияние поведенческой модели «многозадачности» особенно заметно на молодом поколении. Около 80 % учителей согласны с тем, что современные цифровые технологии формируют «поколение, склонное к отвлечению внимания [8]. Дети и подростки чаще всего оказываются погруженными в среду, которая побуждает их постоянно искать «приманку» в виде информации, поступающей одна за другой. Долгосрочное исследование потребления информации в режиме «многозадачности» у подростков показало, что частое «многозадачное поведение» связано с развитием дефицита внимания на более поздних этапах жизни у подростков, но не у пожилых людей. В исследованиях Поставнева В.М. и Поставневой И.В. показано, что поддержание высокой интеллектуальной активности и вовлеченности в социальные процессы способствуют не только поддержанию когнитивных функций пожилых людей, но их развитие [5, с. 74], [6, с. 110-111].

Многозадачность, вызванная цифровыми технологиями, может по-разному влиять на успеваемость и когнитивные способности и студентов. Это связано с тем, что объем рабочей памяти у разных людей различен. Поэтому использование мультимедийных систем полезно для студентов с сильными навыками рабочей памяти и вредно для студентов со слабыми навыками рабочей памяти. Постоянное воздействие избыточной информации может привести к тому, что студенты начнут использовать так называемую стратегию избегания информации. Можно утверждать, что цифровая многозадачность имеет как преимущества, так и недостатки, улучшая способности студентов и одновременно мешая их успеваемости. Кроме того, частая «многозадачность» в Интернете в детском и подростковом возрасте может привести к снижению навыков творческого мышления и негативно повлиять на когнитивное развитие косвенными путями, такими как снижение участия в школьной/студенческой жизни и ухудшение режима сна [8]. С другой стороны, цифровые технологии создают возможности для интерактивного обучения. Игровые программы, обучающие приложения и онлайн-платформы предлагают увлекательные и эффективные методы обучения, основанные на принципах геймификации. Это делает учебный процесс более увлекательным, помогает учащимся лучше запоминать материал и повышает их мотивацию к обучению. Негативное влияние информации на сознание ребёнка приводит к нарушению восприятия окружающей действительности и, как следствие, деформации личности [3], [7].  Можно предположить: если сознание ребёнка состоит из отрывочной информации, при этом большую часть времени он проводит в виртуальном пространстве, где доминирует негативная или искажённая информация, то это сознание будет находиться в негативе по отношению к окружающему его миру. Следовательно, в условиях новой когнитивной реальности актуализируется проблема манипуляции сознанием ребёнка с использованием виртуальной среды. Цифровые инструменты обеспечивают и возможности для дистанционного обучения и коллаборации. Онлайн-платформы для обмена информацией, видеоконференции и совместное редактирование документов позволяют учащимся общаться и сотрудничать вне зависимости от географического расположения. Это способствует развитию коммуникативных навыков, совместной работы в группах и подготовке к современной рабочей среде.

Несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных взаимосвязи цифровых медиа с когнитивными и коммуникативными процессами подростков, в настоящее время среди экспертов нет единого мнения по этому вопросу. Причина противоречивых данных кроется в ограничениях организации таких исследований, которые не позволяют прояснить причинно-следственную связь между использованием цифровых инструментов подростками и их когнитивными и коммуникативными процессами. Очевидно, что цифровые процессы влияют на все сферы жизни подростков: досуг, общение и познание. Поэтому при оценке закономерностей взаимосвязи между различными особенностями когнитивного и коммуникативного развития детей и эффектами использования цифровых медиа необходимо использовать комплексный и доказательный подход.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что процесс цифровизации – это сложное, многокомпонентное явление, качественно изменяющее когнитивные и коммуникативные процессы в подростковом и юношеском возрасте. Перед педагогами, психологами, специалистами в области детского и подросткового здоровья стоит важная задача – адаптировать образовательный процесс к новому образу мышления детей, подростков и молодежи [9, с. 93], при этом противостоя стереотипам малых групп и сохраняя концептуальный (линейный) образ мышления. Прежде всего, это просветительская работа с учениками и родителями, а также учителями. При обучении студентов целесообразно использовать следующие методы обучения: диффузная карта, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), случайная ассоциация.

Заключение. Цифровые технологии могут способствовать развитию определенных когнитивных навыков, таких как, визуальная грамотность, способность быстро переключаться между задачами и умение обрабатывать большие объемы информации. В тоже время существует опасность, что чрезмерное использование цифровых устройств может негативно сказаться на способности к глубокому и сосредоточенному мышлению, а также на долгосрочной памяти. Это связано с постоянной мультизадачностью и фрагментированным характером цифровой информации. ЦЭС также оказывает влияние на социальные взаимодействия, которые имеют косвенное воздействие на когнитивные функции. Социальные сети и онлайн-игры могут как способствовать развитию социальных навыков, так и приводить к изоляции и снижению эмпатии. Влияние цифровой среды варьируется в зависимости от контекста использования (образовательный контент против развлекательного) и индивидуальных особенностей пользователя (возраст, предрасположенности, личностные черты).

Список литературы

  1. Авдеева Е.А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovoy-elektronnoy-sredy-na-kognitivnye-funktsii-shkolnikov-i-studentov (дата обращения: 10.03.2024)
  2. Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 94-103.
  3. Дутко Ю.А. Поколение Z: Основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 28-37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37 http://www.pmedu.ru
  4. Лысок И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 5(142). С.256–264.
  5. Поставнев В.М. Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3 (33). С. 63-75.
  6. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности ученых преклонного возраста: монография [Электронный ресурс] М.: Известия ИППО, 2020. 164 с. // Известия института педагогики и психологии образования МГПУ. 2020. Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/wp-content/uploads/2017/12/Pechat_Monografiya-_dolgoletie-27.06.20.pdf
  7. Суннатова Р.И. Феномен лени как рискогенный фактор увлеченности старшеклассников гаджетами // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2021. Т. 18. №3. С. 181–191.
  8. Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей // Молодой ученый. 2021. № 45(387). С. 291-293. URL: https://moluch.ru/archive/387/85119/ (дата обращения: 19.02.2024).
  9. Фролова Е.В. Когнитивные профили студентов разных направлений профессиональной подготовки // Психология одаренности и творчества: Сб. научн. тр. V междунар. научно-практич. онлайн-конференции, Москва, 14–15 ноября 2023 года. М.: Известия института педагогики и психологии образования, 2023. С. 93-100.

http://izvestia-ippo.ru/rotkina-marina-vladimirovna-vliyanie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *