Рослякова Е.Д. | Ознакомление старших дошкольников с традиционной русской культурой средствами народных сказок

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 студент третьего года обучения

программы магистратуры «Дошкольное образование»

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва, Российская Федерация

Email: RoslyakovaED@mgpu.ru

Научный руководитель Полковникова Н. Б.

доцент, канд. пед. наук, доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ 

В статье поднимается вопрос приобщения дошкольников к традиционной культуре, обосновывается его актуальность. Представлено теоретическое обоснование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русской культурой средствами народных сказок.

Дошкольное детство – это уникальный период, имеющий ключевое значение для развития многих качеств личности. Это время, когда в педагогическом процессе особенно важно учитывать возрастные и индивидуальные интересы детей, способствовать формированию у них познавательных процессов, особенно – развивать детское воображение, поддерживать первые проявления любопытства и любознательности [3].

В настоящее время актуальность проблемы ознакомления дошкольников с традиционной русской культурой обусловлена необходимостью решать педагогические задачи, которые поставлены стандартом дошкольного уровня образования.  Эти задачи преимущественно реализуют содержание образовательных областей познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста. Стандарт дошкольного образования охватывает задачи развития интересов дошкольников, их любознательности и познавательной мотивации. Внимание уделяется также формированию первичных представлений о себе и о других людях, об объектах окружающего мира и их свойствах и отношениях. В дошкольном возрасте дети узнают о своей малой родине и об Отечестве, у дошкольников складываются первые представления о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках, а также о планете Земля как общем доме людей, разных особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира [3, 6].

Народные сказки исторически использовались в народной педагогике для воспитания подрастающих поколений. Они с первых лет жизни формируют в ребёнке-дошкольнике общекультурные и национальные ценности, нормы и правила поведения, например, уважительное отношение к старшим, стремление помочь нуждающемуся в поддержке, по-доброму относиться к окружающим людям, защищать обиженных. Народные сказки стимулируют у маленьких детей интерес и толерантные чувства к представителям своей и других этнических групп [5].

Взаимоотношения с окружающими людьми, отношение к миру в целом, видение самого себя в этом мире самого себя закладывается в детстве. На этой основе формируется личность человека, будущего гражданина своей страны, жителя Земли. Для успешной позитивной социализации воспитанников в дошкольных образовательных организациях необходимо специально создавать психолого-педагогические условия для воспитания, обучения и развития каждого ребёнка, основываясь на возрастных и индивидуально-личностных особенностях [4, 6].

В данном контексте нам видится важным изучить нормативно-правовую документацию, определяющую требования к современному дошкольному образованию, и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в процессе образовательной работы дошкольных образовательных организаций. Необходимо также выявить педагогические условия для эффективного ознакомления старших дошкольников с традиционной русской культурой средствами народных сказок и на их основе разработать соответствующие методические рекомендации для воспитателей детских садов [1].

Из статьи 26 Конституции РФ следует, что каждый гражданин нашего государства вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность, говорить на родном языке, свободно выбирать язык общения, творчества, в том числе п ходе воспитания и обучения. Также конституцией гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены обязанности педагогических работников, по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, уважения чести и достоинства обучающихся всех национальностей. Исходя из этого, следует, что педагогические работники должны создавать условия, где каждый дошкольник может чувствовать себя свободно и комфортно, то есть иметь право на свободу творчества, обучения, взаимодействия и общения с другими детьми и со взрослыми [1, 2, 3].

В нормативно-правовых документах, отражающих требования к современному дошкольному образованию, отмечается, что педагогам необходимо создавать в группах комфортную, информативную образовательную среду, где любой ребёнок, вне зависимости от его национальной принадлежности, имеет широкие возможности для социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При этом ставятся условия уважения личности каждого ребёнка, учёта его индивидуальных особенностей, всех этапов дошкольного детства, приобщения к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий, учёта этнокультурной ситуации развития и другие [3].

Эффективность применения народных сказок в современной педагогической работе подчёркивается авторами различных научных исследований и концепций. Народная сказка близка восприятию, пониманию, речевому развитию, эмоциональности, интересам дошкольников. Сказка позволяет развиваться специфическим видам дошкольных деятельностей, например, игровой, рисованию, театрализованной деятельности [5].

В дошкольном возрасте происходит активное эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. В это время преодолевается импульсивность эмоциональных реакций, которая особенно характерна в раннем возрасте. У дошкольников пробуждается понимание нравственной сути поступков, зарождается моральное сознание, то есть осознание чужих и своих поступков, уверенность в обязательности следования социальным нормам и требовательность к соблюдению правил поведения в обществе [3, 4].

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игровая. Она тесно переплетена со знакомством детей различными персонажами, волшебными сюжетами, поучительными моментами. В связи с этим воспитателям дошкольных групп необходимо уделять особое внимание ознакомлению с традиционной культурой через народные сказки. Формирование нравственного сознания дошкольников отражается в их умении осознавать моральную характеристику поступков персонажей, давать им правильную оценку, отрицательно относится к некорректному поведению [3, 5].

Старший дошкольный возраст отмечен началом интенсивной подготовки к школе, поэтому у воспитателей и родителей зачастую снижается внимание к развитию нравственной составляющей личности детей и созданию для этого соответствующей образовательной среды. При этом психологическое благополучие детей среди сверстников, в том числе в школе, во многом зависит от того, насколько педагогически грамотно было организовано взаимодействие детей в детском саду, насколько у дошкольников было воспитано гуманное отношение друг к другу. Поэтому при подготовке к школе необходимо продолжать воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим людям, в том числе знакомить с особенностями различных народов, их культурой и традициями. От этого зависит успешность в учебной деятельности будущих школьников, их академические и социальные достижения, адаптация в новых школьных условиях, взаимодействие с коллективом сверстников [3, 4].

В настоящее время народная сказка имеет особое значение с точки зрения сохранения национального языка, разноязычных слов, в которых раскрываются особенности традиций, обрядов, веры, культуры, красоты окружающего мира, национальных костюмов. Восприятие народной сказки оказывает благоприятное влияние на ознакомление детей дошкольного возраста с традициями народной культуры, с образом жизни простых людей, развивает интерес к истории и фольклору народа. Воспитателям необходимо планировать занятия и другие формы работы с детьми таким образом, чтобы дети дошкольного возраста могли познакомиться не только с отдельными элементами, но с этнической культурой в целом. Такое целостное восприятие народной культуры маленьким ребёнком позволяет обеспечить ознакомление с народными сказками [5].

Культура нашей страны берет начало в глубине тысячелетий. Её основа – традиции патриотизма, общинности, любви к ближнему и сострадания. Суровые климатические условия и большие пространства России сформировали сильных и храбрых людей с чуткой душой – идеал русского человека. С традиционной культурой своего народа ребёнок начинает знакомиться в первой услышанной песне, сказке, в игре. Народное искусство следует за человеком во взрослую жизнь. Фольклор – явление глубоко жизненное и бесконечно прекрасное. Народная сказка воспринимается сказителем и слушателем как вымысел, даже если в ней обычные герои и знакомая обстановка. Дети улавливают общий сюжет сказки, в которой добро побеждает зло, через сказку осознают особенности традиций своего народа, его культуру, необыденные для современности предметы.

Русская народная сказка стимулирует интерес старших дошкольников не только красочностью, но и содержанием. В данном возрасте дети могут дать осознанную и мотивированную оценку деятельности героев, сложившуюся под влиянием воспитания критериев поведения человека в обществе. Сопереживание, сочувствие, сопоставление событий, собственные примеры из жизненного опыта наблюдения – всё это способствует ребёнку сравнивать и правильно понимать народные сказки.

Вера в чудо, свойственная волшебной сказке внушала слушателю уверенность в победе над злом, враждебными силами. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий, учат бороться со злом. В сказках о животных заложен другой смысл. В них высмеивают пороки людей через животных, которым приписывают определённые характеристики. Например, лиса – корыстный, изворотливый и хитрый человек, а заяц – пугливый, тот, кто может легко поверить кому-то и ошибиться. Бытовая сказка основана на жизни людей, их бытности. В ней бескорыстие побеждает жадность, смекалка – глупость. Сюжет помогает раскрыть и испытать черты характера самых различных героев: царя, барина, мужика. Герой бытовой сказки легко может встретиться с царем, обмануть барина и сварить кашу из топора.

Используя народную сказку, педагогу целесообразно последовательно выстраивать работу с детьми.

  • Послушать сказку, определить вид.
  • Выяснить что в этой сказке вымышлено, что взято из реальной жизни.
  • Осознать, что в сказке понравилось больше всего, за какого героя переживал, описать свои чувства.
  • Подумать, какой момент сказки был самым интересным.
  • Назвать положительных и отрицательных героев.
  • Попробовать сформулировать основную мысль сказки. В высказывании основной мысли народной сказки дошкольником воспитателю нужно обратить внимание на использованную лексику, последовательность событий, чувства ребенка через выразительность речи [5].

Народные сказки способствуют не только нравственному воспитанию, но и познавательному развитию детей. У дошкольников формируются гуманные чувства, социально-общественные качества, появляются знания норм поведения в обществе, закладываются первичные представления о жизни и быте разных народов, особенностей их традиций.

Литература

  1. Ганичева А. Н., Муродходжаева Н. С., Полковникова Н. Б., Савенков А. И., Цаплина О. В. Практико-ориентированные подходы к организации мониторинга основных образовательных программ дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. № 1. С. 22–26.
  2. Караблина О. В., Полковникова Н. Б. Эффективность семейного клуба как формы сотрудничества детского сада и семьи по формированию ценностных основ личности дошкольников // Современное дошкольное образование. 2010. № 4. С. 68–71.
  3. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Ганичева А. Н., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Флегонтова Н. П., Крулехт М. В., Полковникова Н. Б., Шахманова А. Ш., Шукшина С. Е., Демидова Н. И., Полосухина Е. О. Социализация детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие / М. : Юрайт. 2019. Сер. 11 Университеты России (2-е изд.). 195 с.
  4. Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М. : МГПУ. 2010. 21 с.
  5. Полковникова Н. Б. Педагогическая полифункциональность народной сказки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 39–46.
  6. Полковникова Н. Б. Ценностные основы детской личности и их развитие под влиянием ценностей близких взрослых // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 8. С. 4–8.

http://izvestia-ippo.ru/roslyakova-e-d-oznakomlenie-starshikh-do/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *