Рослякова Е.Д. | Актуальность проблемы Этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами русской народной сказки

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 студент второго года обучения

программы магистратуры «Дошкольное образование»

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва, Российская Федерация

Email: liza1717_96@mail.ru

Научный руководитель Полковникова Н.Б.

доцент, канд. пед. наук, доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

В статье раскрывается понятие «этнокультурное воспитание, освещается состояние этнокультурного воспитания в современных российских образовательных учреждениях. Выявлены основные аспекты влияния русской народной сказки на этнокультурное воспитание дошкольников, а также рассмотрены методы воспитательной работы с ее использованием.

Сегодня государственная и социальная сферы переживают новый исторический поворот в своем развитии. Общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Общественно-политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с традиционными морально-нравственными ценностями, готовых к творческой и общественной деятельности. Тенденция к угасанию, а значит и к полному исчезновению национальных культурных основ, в последние годы становится особенно явной [2]. Поэтому в современном образовании остро стоит проблема формирования этнокультурных компетенций, начиная с дошкольного возраста.

Характерной чертой современной России является стремление познать исторические корни населяющих ее народов, понять и сохранить многообразие их культурных традиций. Одновременно с этим в социуме наблюдается высокий рост национального самосознания, принимающий порой опасные формы [3]. Вопрос научного обоснования этнокультурной составляющей современного воспитания особенно важен, поскольку сохранение и возрождение национально-культурных скреп представляется значимой перспективой для государства и общества.

Сегодня наше общество вновь осознает, что без духовной основы нет развития, поэтому актуальной является задача глубокого научного изучения и применения достижений народной культуры в воспитании детей [2, 3]. Ознакомление с окружающей действительностью обогащает чувственный опыт ребенка и является наиболее подходящим для приобретения этнокультурных представлений: о национальном достоянии страны, ее истории и культуре.

Формировать этнокультурные представления у старших дошкольников – это значит не только вооружать их необходимыми знаниями, но и постоянно беспокоиться об их нравственности, о культуре человеческих отношений, стремиться, чтобы ребенок становился щедр на добро, внимание, помощь и заботу. Этнокультурные представления являются важным элементом социальной активности, гражданской и патриотической позиции [1, 6, 7].

Этнос – ведущая категория в исследовании национальной культуры. Существуют различные трактовки этого определения, но ведущим является определение этноса как географического, природного явления, общественного единства группы людей с определенными стандартами поведения. Этнокультурное развитие основывается на включение всех групп детей в творческую деятельность, нацеленную на освоение основ традиционного народного ремесла, народных игр, фольклора, но, прежде всего, призвано помочь приобщиться каждому ребенку к духовным, культурным традициям и ценностям народа [3].

Учитывая особенность России как многонационального государства, представляется важным и значимым нацеленность дошкольного образования на формирование у детей системы этнопедагогических, этнопсихологических, этнографических и этнологических знаний, направленность на воспитание общечеловеческих ценностей, подготовку дошкольников к жизни в современных социально-экономических условиях [2].

В период 5–6 лет дети готовы и умеют, не отвлекаясь, слушать педагога, понимать и удерживать в поле своего внимания цель занятия. К периоду старшего дошкольного возраста у ребенка формируется системное понимание первичной половой идентичности, то есть он начинает осознанно дифференцировать качества, свойственные мужчинам и женщинам, начинает различать гендерные особенности людей. Старший дошкольный возраст является периодом активного освоения этических норм, правил, установления нравственных чувств [2, 4, 5].

Основными целями и задачами в сфере образования детей старшего дошкольного возраста являются не только формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие детского художественного творчества, удовлетворение детей в самовыражении, но и приобщение к словесному, театральному, музыкальному искусству.

Наиболее важным этапом в формировании механизмов поведения и деятельности является становление индивидуальности дошкольника в целом. Анализ современной педагогической практики, а также результаты психолого-педагогических исследований за последние десять лет свидетельствует о том, что современный воспитатель групп детей дошкольного возраста не всегда оправдывает ожидания общества в отношении реализации этнокультурного воспитания детей.

Современный педагог стоит перед необходимостью переосмысления, обновления, поиска неординарных методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса для принятия партнерской позиции, когда он становится посредником между культурой и воспитанником. Такая позиция педагога на основе «погружения» ребенка в национальную и приобщения его к общечеловеческой культуре обеспечивает становление у ребенка целостного образа мира, пробуждение основ гражданственности и толерантности [3].

По мнению отечественных ученых, народная культура – это единство духовных и материальных ценностей, которые создаются людьми. Этнос характеризуется наличием таких признаков как язык, обычаи, уклад жизни, признание своего единого происхождения, оберегаемые священные традиции, отличающиеся от традиций другого народа [6, 7].

Рассматривая структуру традиционной народной культуры, можно выделить компоненты: этнопедагогические традиции, семейно-бытовые традиции этноса, празднично-обрядовые, народная художественная культура.

Сохранение исторической памяти в наших будущих поколениях,воспитание достойных личностей, которые будут развивать, и сохранятьнародные традиции России в дальнейшем – это основное направление всовременном этнокультурном развитии на сегодняшний день.

Этнокультурное воспитание слагается из создания культа родного языка: песен, сказок, историй, поэзии. В духовном обогащении подрастающего поколения большое значение имеет знакомство с художественной литературой и с с фольклором, который отражает национальный идеал. В фольклоре живое народное слово предстает в самой совершенной форме. Идеал человека, который просматривается в фольклоре, отмечен всеми лучшими качествами народной души: честностью, правдивостью, состраданием, любовью к красоте и другими [3, 4].

В. А. Сухомлинский также рассматривал сказки как духовное богатство отечественной педагогики, как одно из средств воспитания народных традиций у детей. Сказка вдыхает в душу ребенка чувствительность к тончайшим оттенкам чужих мыслей. Образная речь сказок трогает ребенка, пробуждает самоуважение, утверждает понятие добра и зла, справедливости и несправедливости [6].

Истоки духовного воспитания заключаются в рассказах и чтении сказок, воспитании через сердце и душу ребенка. Сказка, благодаря своей простоте изложения, прозрачности образов, навсегда оставит неизгладимый след в сердцах детей. Сказка сопровождает человека всю жизнь [3, 5]. Она приходит к нам с вселенской мудростью веков, говорит голосами предков, поет красными колокольчиками любви в нашей душе. Именно сказка воплотила в жизнь могучий талант А. С. Пушкина и многих других, а позже отозвалась в их творчестве голосом лесной песни, солнечными кларнетами, мелодией ночи, печалью кленовых листьев и хором лесных колоколов.

Народная педагогика активно использовала дидактический потенциал русского сказочного эпоса, поэтому сказка заняла второе место после колыбельной в маминой школе. Сказка использовалась в семейном воспитании не только в развлекательных целях, но и для успокоения, укачивания ребенка, для тренировки памяти, это был первый учебник, энциклопедия народной мудрости, с помощью которой ребенок познавал мир и себя в мире. Сказка передавалась из уст в уста и являлась пульсирующей артерией живого слова, которое объединяло русских, было письмом в вечность.

Основные направления воспитательного воздействия русской народной сказки на дошкольников: воспитание уважительного отношения к семье, к труду; формирование представлений о добре и зле, которые включают стремление к ценностям правды, справедливости, сострадания, взаимопомощи; воспитание любви к языку, истории и культуре своего народа; воспитание мировоззрения, направленного на сохранение традиций стремления к ведению здорового образа жизни.

Работа по этнокультурному воспитанию дошкольников в детском саду осуществляется с использованием разнообразных педагогических средств: иллюстративных материалов, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, информационно-коммуникационных средств и технологий. При этом важно сочетание разнообразных методов и видов деятельности детей, их интеграция [3]. Детские впечатления от народной сказки находят отражение в театрализованной игре. Театрализованные игры дошкольников называют своеобразным рубежом между художественной и игровой деятельностью ребенка.

Современные отечественные исследователи доказывают, что театрализованная игра дошкольника как вид художественной деятельности решает задачи развития восприятия ребенком текста, формирования специальных художественно-игровых умений, становления самостоятельной творческой деятельности детей. Народная сказка помогает эффективно реализовать это педагогическое содержание. Народная сказка несет в себе значительные педагогические ресурсы развития разнообразных видов детской деятельности и одновременно развития ребёнка в деятельности. Народная сказка отвечает педагогическим требованиям к отбору книг для чтения детям.

В отечественной теории и практике народная сказка традиционно принадлежит к одному из наиболее действенных средств художественно-эстетического, морально-нравственного, познавательного и речевого развития детей. Вместе с другими фольклорными произведениями она входит в круг детского чтения уже с первых лет [6, 7].

Этнокультурное воспитание сопровождается универсальными педагогическими условиями. Им необходимо следовать при организации педагогического процесса в целом, поскольку без их учета любое, даже самое действенное средство воспитания, такое, как народная сказка, бессильно.

Сказка значима своим естественным воздействием на ребенка, где мораль непосредственно вытекает из поступков и действий персонажей [1, 6, 7]. Поэтому значение многих методов и приемов заключается в том, чтобы упростить дошкольникам процесс слушания и понимания, помочь запомнить и глубже пережить сказку [3, 4]. Педагогические приемы позволяют лучшему усвоению текста, более серьезному восприятию ее в целом. Данным целям отвечает, в первую очередь, такой метод, как выразительность чтения. При постановке сказку можно соединить с песнями. Рассказывание и повторное чтение можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово способствует созданию зрительных образов, которые в дальнейшем изображают дети. Задача воспитателя поощрить многообразное изобразительное искусство.

Таким образом, задача воспитания детей, знающих, понимающих и принимающих культуру своего народа, его традиции и ценности, приобретает значимый характер. Важную роль в решении данной задачи играют новые педагогические технологии и их внедрение в дошкольные образовательные организации Москвы.

 

Литература

  1. Макаренко A. C. Коллектив и воспитание личности; Сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.
  2. Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Дисс. … канд. пед. наук. М. : МГПУ. 2010. 236 с.
  3. Полковникова Н. Б. Педагогическая полифункциональность народной сказки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 39–46.
  4. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 11–17.
  5. Полковникова Н. Б. Ценностные основ детской личности и их развитие под влиянием ценностей близких взрослых // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 8. С. 4–6.
  6. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина //Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 2019. С. 267 538.
  7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения в 2т. Т. 1. М., 2017. С. 272.

 

http://izvestia-ippo.ru/roslyakova-e-d-aktualnost-problemy-ye/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *