Романова А.О. | ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Рейтинг
[Всего голосов: 5 Средний: 5]

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

Статья посвящена проблеме формирования основ гражданской идентичности у обучающихся поликультурной школы в процессе обучения речевому этикету.  На основе анализа научной методической литературы выявлены достижения методической науки в области обучения школьников культуре речевого поведения, указаны нерешенные проблемы. В качестве одной из таких проблем выдвинут аспект учета поликультурного характера школы, что актуализирует задачу формирования у детей основ гражданской идентичности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует педагогов на сохранение в образовательном процессе культурного и языкового многообразия, свойственного народу Российской Федерации, на обеспечение каждому школьнику права на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России [5].

В стандарте отмечается, что результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» [5].

Сказанное выявляет проблему трактовки важнейшего понятия – понятия «российская гражданская идентичность», которое в научной литературе предстает как «высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского воспитания» [4, с. 115].

По мнению А.А. Леонтьева, «самосознание гражданина России — это единство трех начал: во-первых, это чувства принадлежности к своему этносу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, языку и культуре; во-вторых, это чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от своей этнической исключительности и принятие ответственности за судьбу своего народа и своей многонациональной страны; в-третьих, это чувства принадлежности к мировому сообществу, и принятие ответственности за судьбы всего мира» [4, с. 114–115].

Очевидна важнейшая задача современного российского образования –  подготовка сегодняшнего ученика к деятельности и общению в поликультурной школе, представляющей собой образовательное пространство, в котором обучаются дети разной этнолингвистической и социальной принадлежности.

Исследователи отмечают, что в настоящее время в московских школах обучается около 80 тысяч детей мигрантов, более 50% из них в должной мере не владеют русским языком. Это обусловлено своеобразием современной образовательной ситуации Московского региона, которая, по данным Центра миграционных исследований, характеризуется культурно-языковым многообразием и нестабильностью (процессы притока и оттока мигрантов весьма активны); доля носителей русского языка как неродного в составе ученического класса высока, нередко составляет 10-15%. Таким образом, «поликультурная среда современной московской школы имеет мозаичный характер, представлена языками и культурами разных этносов. Это, безусловно, создает значительные трудности и преподавания русского языка учителем, и усвоения его учащимися» [3, с. 74].

Такая ситуация побуждает педагогов задуматься о возможных путях достижения взаимопонимания и неконфликтного сосуществования носителей различных культур. Очевидна необходимость приобщения обучающихся к глобальным ценностям, в ряду которых выделяется культура коммуникации, что актуализирует задачи формирования у детей умения взаимодействовать с представителями иных культур, умений межкультурной коммуникации, обучения уместному использованию единиц речевого этикета.

Понятие «речевой этикет» трактуется как свод правил вербального поведения, как система свойственных конкретному социуму устойчивых формул коммуникации, предписанных обществом для обязательного использования коммуникантами в ситуациях установления контакта, его поддержания и прерывания и др. (Т.И. Зиновьева, И.Н. Курочкина, Н.И. Формановская и др.).

С целью выявления образовательного ресурса современных программ и учебников по русскому языку (УМК «Ритм», УМК «Перспектива» и УМК «Школы России») в области обучения речевому этикету нами был предпринят их сопоставительный анализ. Оказалось, что все названные УМК обладают возможностями для формирования у школьников представлений о речевом этикете: предусмотрено знакомство с основными формулами речевого этикета, формирование умений уместного использования речевых формул при выражении приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, приглашения. Однако поликультурный характер образовательной среды авторы УМК не учитывают. Таким образом, очевидна необходимость разработки системы заданий, направленных на формирование представлений о речевом этикете у обучающихся поликультурной школы.

Изучение научной методической литературы позволило нам познакомиться с продуктивными идеями методистов (Т.И. Зиновьевой, И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской, Н.И. Формановской и др.) в области обучения младших школьников речевому этикету. Важнейшее направление в этой работе – формирование у обучающихся целостных представлений о вежливости, которая трактуется как внешнее проявление уважительного отношения к людям («добродетель»); вежливости противопоставляются грубость, хамство, высокомерие и пренебрежение («зло», «порок»).

В этом контексте выделяется задача практического ознакомления детей с невербальными и вербальными средствами выражения вежливости, овладение которыми положительно скажется на гармонизации межличностных отношений, на становлении духовного мира ребенка.

Лингвистические средства вежливости в научном описании представлены по уровням языка. Во-первых, выделяют лексико-фразеологические единицы – это приветливые, ласковые слова, а также устойчивые словесные формулы речевого этикета; во-вторых, это словообразовательные средства, в которые включаются словообразовательные модели с эмоционально-оценочными суффиксами; в-третьих, это морфологические средства, к которым принято относить употребление форм множественного числа в значении единственного.

Следует предусмотреть пополнение словаря обучающихся формулами речевого этикета, работу по уточнению значений этих единиц и их активизации в процессе выполнения коммуникативно-речевых упражнений.

Условия эффективного обучения речевому этикету указаны Т.И. Зиновьевой, Е.А. Зыряновой, Е.Ю. Никитиной. Во-первых, следует позаботиться о придании взаимодействию обучающихся в поликультурной школе, являющихся представителями разных культур и этносов, гуманистического, бесконфликтного характера, что проявляется в эмпатии, в возможности вести диалог, открыто высказывать собственное мнение. Во-вторых, целесообразно создать атмосферу толерантного общения, помочь обучающимся овладеть основами на толерантного речевого поведения, которому свойственны: «гибкость, умение корректировать свое поведение с учетом разнообразных ситуативных факторов; эмпатийность, стремление и умение выбирать одобряющие фразы, переспрашивать, обращаться к эмоциям и чувствам собеседника; некатегоричность суждений при выражении своего мнения, способность характеризовать именно действия людей, не давать при этом словесную оценку человеку» [2, с. 377].

Образовательный процесс осуществляет конкретный учитель, значит, от уровня его профессиональной компетентности зависит реализация приведенных выше установок для решения задач гармонизации общения обучающихся в условиях поликультурной среды.  В этом контексте актуализируется принцип ориентации на идеал, обязывающий педагога демонстрировать образцы взаимодействия с учениками, являющимися представителями разных этносов.

Вслед за Е.В. Бондаревской, Т.И. Зиновьевой, мы считаем, что «первой задачей и основным направлением профессиональной деятельности учителя поликультурного класса является воспитание ученика как человека культуры, оказание ребенку помощи в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном определении, что обеспечивает меру свободы, гуманности и жизнетворчества, воплощающихся в личностном образе ребенка» [1, с. 67].

Литература

  1. Зиновьева Т.И. Готовность учителя к воспитанию ребенка как человека культуры в условиях языкового многообразия школы // Начальная школа. 2016. №9. С. 65– 69
  2. Зиновьева Т.И. Обучение младших школьников речевому этикету // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 374–380. 468 с.
  3. Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В. Исследование поликультурного состава современной начальной школы города Москвы. ВестникМГПУ. Серия «Педагогика и психология» № 1 (31), 2015. С. 71 – 76.
  4. Леонтьев А. А. «Школа 2100» и воспитание будущего гражданина России // Гуманизация образования. №1. С. 114–120.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 47 с.

http://izvestia-ippo/romanova-a-o-formirovanie-osnov-grazhd/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *