УДК 37.036.5
студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ
npd2084@mail.ru
Научный руководитель: д. п. н., профессор Машарова Т. В.
Материалы второй студенческой конференции «Стратегия развития педагогики до 2025 года»
В статье описывается решение проблемы низкого уровня чтения при помощи кукольного театра. Объясняется, как именно этот вид деятельности способствует появлению интереса к книге у младших школьников и доказывается, почему именно в этом возрасте он эффективен. Здесь говорится о том, что кукольный театр может помочь решить педагогические и психологические проблемы обучающихся и способствовать появлению благоприятной образовательной среды. Также рассказывается о возможности появления нового направления в школьной библиотеке, при расположении кукольного театра на её базе.
В данное время существует проблема низкого объёма и скорости чтения среди молодёжи, по причине, не сформированной культуры чтения. Однако она и не может появиться из-за отсутствия интереса к чтению, который в свою очередь закладывается в детстве. Поэтому именно в младших классах, где дети учатся читать, нужно прививать детям интерес к книге, подходящими для этого возраста способами. В период с 7 до 11 лет по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина типом отношений является «человек-предмет». Исходя из этого, кукольный театр может стать хорошим помощником в решении проблемы чтения. Сложно поспорить с тем, что актёр читает и анализирует много произведений, однако в привычном для большинства театре, где выступают люди, очень важна уверенность в себе, чего часто нет у младших школьников. И это встречается у многих обучающихся, ведь в этом возрасте детям свойственны стеснительность и застенчивость, но они уже желают себя проявить как перед взрослыми, так и перед сверстниками. Поэтому педагогу важно не упустить это время и организовать работу с обучающимися, учитывая их особенности и потребности. Другими словами применить гуманитарную технологию (разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности). [5]
«В формировании целостного потенциала личности особую роль может играть деятельность детского театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в ее основных аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом» [4, с.75]. В этом плане кукольный театр идеально подходит для детей 7-11 лет, ведь здесь ребёнок сможет выступать на сцене при этом, прячась за ширмой, а при умелом обращении кукла может в большей степени передать артистизм ребёнка. Так же этот вид театрального искусства учитывает особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (преобладание непроизвольных форм внимания, памяти, воображения, при которых наилучшие результаты достигаются при ярко положительном эмоциональном отношении ребенка к предлагаемому материалу).[1] Ведь проигрывая роли и готовясь к выступлению, дети смогут пережить множество радостных и весёлых моментов, при этом получая новые знания.
Помимо этого кукольный театр способен решить основные задачи психологии и педагогики, такие как: реализация нравственно-эстетического воспитания, уменьшение уровня стресса у детей посредством игровой деятельности, развитие коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, воли и внимания. Так же он способен создать благоприятную образовательную среду для обучающихся. Образовательная среда — многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуационное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессе освоения ею социокультурных ценностей. [2]
Преимущество кукольного театра состоит в том, что во время выступлений с содержанием произведения знакомятся большое количество человек одновременно, разумеется, сами актёры, выучившие свои роли, а также зрители, наблюдающие за ними. Очень часто если на взрослого или ребёнка спектакль производит большое впечатление, он хочет ознакомиться с первоисточником. Таким образом, зрители, посмотрев чужую интерпретацию, смогут сформировать своё мнение после прочтения сказки или рассказа. Также дети очень любят книги с картинками, а кукольный театр позволяет создать героя сказки или истории своими руками, то есть обучающиеся после пристального ознакомления с литературным первоисточником могут притворить в жизнь какой-либо книжный образ.
Лучше всего было бы организовать кукольный театр обучающихся на базе школьной библиотеки, под руководством библиотекаря и педагогов, чтобы у детей всегда был доступ к различной литературе и помещение вне учебных классов. Таким образом, дети меняют обстановку и у них складываются ассоциации с чтением как не с чем-то рутинным и принудительным для учёбы, а досугом, который можно провести с друзьями. Педагог или библиотекарь для создания кукольного театра необходим не только как организатор, но и как человек, который научит школьников вчитываться в текст. Одна из проблем недостаточной начитанности детей состоит даже не в том, что дети не притрагиваются к книге, а в том, что обучающиеся просто пробегают глазами по тексту, но при этом не анализируют его. По этой причине происходят случаи, когда ребёнок прочёл произведение, однако не может рассказать, о чём оно. Юных актёров же кукольного театра обучают внимательно изучать текст и делать выводы, ведь во время выступления нормальна импровизация, для которой надо хорошо понимать своего героя, его мотивацию и ход сюжета.
Перед подготовкой кукольного спектакля происходит знакомство с художественными произведениями и выбор понравившихся в качестве основы для будущего представления. При этом опора идёт на мнение юных актёров, а так же на их возможности (не сложный и не большой текст, наполненный диалогами; число действующих лиц примерно как актёров; чтобы реально было сделать небольшое количество декораций). Это хорошая возможность для ребят рассказать о своих любимых книгах, а также узнать о литературе, интересующей их сверстников. А для выбора произведения, по которому будет проходить постановка, можно отобрать несколько, чьё краткое содержание больше всего понравилось детям, и дать участникам театра время на полное ознакомление с ними, а на следующей встрече кружка принять окончательное решение.
Важным моментом подготовки выступления является переработка литературного произведения в сценарий. В театре в отличие от книг важно не рассказывать, а показывать, поэтому руководитель кукольного театра вместе с ребятами должен обработать текст так, чтобы он подходил для выступления на сцене. Для этого они должны совместно обсуждать события книги, решая какие имеют наибольшее значение и какие можно опустить.
Для привлечения большого интереса к книге можно во время подготовки к выступлению находить различные издания одного и того же произведения и по возможности устроить их выставку в конце которой дать возможность детям брать на время книги домой для ознакомления. В представлениях часто используются не только куклы и реквизит, но и мультимедийные презентации, играющие роль декораций. Таким образом, в постановках сочетаются куклы, изготовленные собственноручно, и современные компьютерные технологии. Необходимым условием постановки спектакля (театрализованного представления) библиотеатра является продвижение чтения, книги, писателей с целью привлечения зрителей (потенциальных читателей) в библиотеку. [3]
В результате организации кукольного театра у детей развиваются творческие способности и развит интерес к книге, благодаря анализу произведений и вживлении в роль при подготовке театральной постановки. Также при расположении театра на базе школьной библиотеки даёт ей новое направление, она становится местом не только для обучения, но и для проведения досуга, где можно завить свои личностные качества (креативность, коммуникабельность, образное мышление, самостоятельность) и овладеть умениями работы с театральной куклой и реквизитом.
Литература
- Безбородова Л.А., Просандеева И.В. Театральное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Преподаватель ХХI век. 2011. №2. С. 111-119.
- Машарова, Т. В. Проектирование обучения учащихся на основе личностноориентированного подхода / Т. В. Машарова // Проектирование в педагогической деятельности: материалы международной научно-практической Конференции (г. Шуя, 10 декабря 2010 года): в 2-х т. Т.1. – Шуя, 2011 – С. 178-181.
- Морковина А. Ю. Театр в детской библиотеке — важнейшее средство привлечения к чтению // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №2 (64). С. 207-211.
- Серебренникова, Ю.А. Детский театр в школе / Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. 2017. № 1. С. 75-77.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
The article describes the solution to the problem of low reading with the help of a puppet theater. It is explained how exactly this type of activity contributes to the emergence of interest in the book among younger students and proves why it is effective at this age. It says that puppet theater can help solve pedagogical and psychological problems of students and contribute to the emergence of a favorable educational environment. It also talks about the possibility of a new direction in the school library, with the location of the puppet theater at its base.
Key words: puppet theater, primary school age, interest in reading, book, individual characteristics and needs.
http://izvestia-ippo.ru/prokudina-a-d-privlechenie-interesa-k/