магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ
6061777@mail.ru
В статье представлено значение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для осознания младшим школьником общемировых ценностей: нравственности, долга, ответственности, благодати, мира и их понимания как основы российской традиционной культуры. Автор считает, что все 6 модулей данного курса направлены как на возможности расширения мировоззренческого горизонта младшего школьника, так и на возможности для развития у учащихся данной возрастной категории самоотношения. В статье автор анализирует возможности влияния (прямого и косвенного) данного курса на изменения самоотношения младших школьников через нравственный аспект человеческого бытия.
Внедрение в учебный процесс начального образования изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» играет значимую роль в создании благоприятных условий, способствующих становлению самоотношения у младших школьников. Названный курс вводится в учебный процесс в 4-м классе общеобразовательной школы.
В это время младший школьник подходит к ступени, когда он стоит на пороге перехода на следующий этап обучения в виде основной школы. Этот переход сопровождается формированием у четвероклассников самоотношения – целостного отношения к самому себе как меры принятия и неприятия своих качеств и особенностей. Становление самоотношения связано с размышлениями учащихся о своём месте в этом мире, о том, к каким ценностям и целям стремиться, а чего следует в жизни избегать.
Качественные изменения в психике, которые происходят в младшем школьном возрасте, как утверждает A.M. Колышко, связаны с развитием самоотношения [2]. Опираясь на точку зрения данного исследователя, мы рассматриваем самоотношение как «совокупность существенных и динамических аспектов личности, меры и качества сознания, которые принимают эмоциональную ценность как инициативу и отвечают за инициирование социальных действий» [2, с. 38].
Также, опираясь на собственный опыт преподавания данного курса и практический опыт своих коллег, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), что данный курс наделён большими возможностями для развития у младших школьников отношения к себе, к миру и к людям. Мы полагаем, что в названном курсе ценным является возможность стимулировать младших школьников задуматься о таких общечеловеческих нравственных качествах человека, как отзывчивость, щедрость, тактичность доброта и многие другие. Содержание данного курса должно способствовать развитию у младших школьников нравственного аспекта самоотношения, несмотря на то, что некоторые исследователи, например, Е.С. Троцкая отмечают несоответствия фрагментов учебников по ОРКСЭ закономерностям нравственного развития младших школьников [5].
По нашему мнению, курс ОРКСЭ может помочь в воспитании таких ценностей как: любовь к Родине, уважение к старшим, забота о младших, которые красной нитью проходят в курсе ОРКСЭ, что, несомненно, сможет поспособствовать изменению самоотношения у младших школьников.
Конечно, курс ОРКСЭ нельзя считать тем чудодейственным средством, которое в обязательном порядке сделает учащихся начальной школы высоконравственными личностями. Однако, несомненно, одно: курс ОРКСЭ предоставляет более широкие возможности для направления младших школьников по верному пути изменения их самоотношения в сторону осознания собственных нравственных качеств. Учащиеся 4-го класса на занятиях по ОРКСЭ не только приобретают необходимые универсальные учебные действия, но и, анализируя и обобщая получаемые знания, переосмысливают свою жизнь, стремясь разграничивать, что есть нравственно, а что безнравственно, где правда, а где ложь, в чём состоит ответственность и что является безответственным поведением. Преподаватели ОРКСЭ имеют реальную возможность выработать у учащихся стойкое неприятие безнравственного и недостойного.
Следует уделить внимание модулю «Основы мировых религиозных культур», для чего проанализируем возможности влияния данного курса на становление самоотношения у учащихся младшего школьного возраста. Мы предлагаем некоторые методические приёмы, которые смогут помочь преломить содержание курса к возможностям развития самоотношения у учащихся начальной школы.
Результативным приемом, по нашему мнению, может служить знакомство с притчами. В этих коротких по объёму историях заключена глубокая народная мудрость, осознание морали которых сможет помощь младшим школьникам разобраться в ряде ценностных аспектов жизни.
Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования, МОУ центр «Истоки» предлагает показ видеоролика «Дождь и солнце» [3]. Короткая притча, лёгкая для понимания… Проста и главная мысль данной истории: «Надо уметь видеть в жизни хорошее». Но суть её огромна, и очень важно младшим школьникам понять, как значимо стараться воспринимать жизнь и все события в ней с позитивной стороны и уметь в плохом разглядеть хотя бы частицу хорошего.
Н.Н. Марченко, из образовательного учреждения МБОУ «Гимназия «Планета Детства» (г. Рубцовск) предлагает формирование представления о самоотношении как о развитии в себе нравственных качеств на пути к самосовершенствованию [3]. Автором предлагается работа с восточной притчей (чтение и обсуждение) «Всё в твоих руках». Проблемный вопрос для беседы можно сформулировать так: «Дайте оценку тем двум путям выбора, которые предстояло сделать мальчику?». Младшие школьники, направляемые вопросами учителя, должны прийти к выводу: «Человек всегда может сделать выбор, как ему поступить. Выбор, направленный во благо другому, – это и есть «моральный выбор». Второй вопрос для обсуждения притчи может прозвучать так: «Как связаны между собою понятия «самовоспитание», «самосовершенствование» и «самоотношение»?» [3]. Этот вопрос, в нашем представлении, может стать темой дискуссии или отдельного урока. Младшие школьники должны понять, что самоотношение формируется посредством самовоспитания, которое является первым шагом к самосовершенствованию.
Данный преподаватель в качестве закрепления принципа самоотношения через самосовершенствование предлагает проведение словарной работы с данным словом. Учащимся предлагается уяснить, что означает слово «самосовершенствование»? А для этого надо найти его в словаре и выписать в Рабочий лист задание №2 [3].
В продолжение работы с притчами мы предлагаем свой опыт работы с таким жанровым произведением, как «Притча про жизненный урок». Эта история подведёт учащихся к пониманию личной ответственности за свои действия, которые бумерангом отразятся на событиях жизни любого человека.
Чтение и обсуждение отрывка «Прозрение» из книги Б. Ганаго «Детям о вере» может подвести учащихся к пониманию того, что жизнь человека – это наивысшая ценность, а вера, которую А.М. Двойнин определяет как внутреннее отношение человека к миру, конституирующее персональный миф, что является фундаментом жизни [1].
И.В. Непрокина предлагает развивать самоотношение через уважение к другим [4]. Для этого ею предлагается использование метода актуализации жизненного опыта. В данном случае школьников надо направить в сторону понимания того, что «уважать – это значит своим отношением, словами или поступками показать, что люди и предметы, которые окружают ученика, имеют свою собственную ценность» [4]. Можно привести пример из семейных взаимоотношений: «Если у вас есть младшие братья и сестры, как приятно осознавать, что вы являетесь для них идеалом, примером, как восторженно они смотрят на вас и стараются во всем подражать» (реальные примеры из жизни младших школьников) [4].
На данном занятии, как предлагает И.В. Непрокина, можно вспомнить пример жертвенного подвига Иисуса Христа и его заповеди, одна из которых гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Основываясь на содержании данной заповеди, следует логично и плавно перейти к основному аспекту занятия – «золотому правилу нравственности» – всеобщему моральному принципу всех жителей планеты Земля. Оно сформулировано так: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», или «Не делайте другим того, чего не хотите себе» [4]. Важно будет подчеркнуть, что «золотое правило нравственности» с давних пор известно в религиозных учениях Востока и Запада и лежит в основе всех мировых религий.
Важной формой организации развития самоотношения младшего школьника может стать игра. Игра по-прежнему интересна детям младшего школьного возраста, поэтому игровая форма обучения сможет стать ценным помощником преподавателя ОРКСЭ в возможности формирования самоотношения у учащихся данной возрастной группы.
Младшим школьникам можно предложить посетить импровизированную «Волшебную лавку ценностей», которая поможет учащимся ответить на вопрос: «Как выбор ценностей влияет на нашу жизнь?»
Уяснению понятий о жизненных ценностях как составной части самоотношения может помочь, как мы полагаем, работа с пословицами и поговорками, в которых зафиксированы так называемые общечеловеческие ценности.
Пословицы и поговорки можно использовать в качестве заданий на уроках ОРКСЭ, цель которых совершенствовать представления о нравственности как о важном аспекте самоотношения младших школьников:
– объясните пословицу. Например: «Труд человека кормит, лень портит» (самоотношение через любовь к труду); «Век живи – век учись (самоотношение через стремление к знаниям); В одиночку – слабы, вместе – сильны (самоотношение через стремление к коллективизму).
– выберите пословицы на одну тему. Например, на тему «добро – зло»: «За добро добром и платят». «За доброе дело жди похвалы смело». «Злому – смерть, а доброму – воскресенье» (самоотношение через понимание добра и зла);
– подберите русскую пословицу, аналогичную данной пословице (самоотношение через ценность дружбы). Например, когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Е.П. Козлёнкова, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1» г. Поворино, предлагает для осознанного становления самоотношения метод выборочного домашнего задания, который позволит учащимся выбрать важное и необходимое для них задание, утверждающее становление самоотношения через нравственные аспекты жизненной реальности [3] Например: подобрать пословицы, поговорки, стихи, высказывания о сострадании; подобрать примеры ответственных и безответственных поступков для обсуждения данной темы на последующем занятии; приготовить вопросы по теме «Верность, преданность», чтобы задать их одноклассникам для собственного понимания и уяснения сути этих качеств; составить синквейн на тему «Бескорыстие»; написать сочинение – рассуждение по теме «Быть самостоятельным легко или трудно?».
В заключение, резюмируя вышесказанное, сделаем следующие выводы.
Курс ОРКСЭ основан на гражданских моральных ценностях и нормах, предъявляемых обучающимся в качестве общих для россиян, поэтому он располагает широкими возможностями для становления самоотношения младшего школьника.
Самоотношение младшего школьника может формироваться под влиянием осознания ценностей жизни, о которых повествуется в курсе ОРКСЭ. Учащийся в выстраивании собственной системы нравственных ценностей может опираться не только на, личный нравственный опыт и ценности его семьи, но и на многовековой опыт понимания человечеством ключевых ценностных и нравственных эталонов, религиозных и светских этических принципов и норм.
Литература
- Двойнин А.М. Проблема веры в зеркале философско-психологического знания: Монография / вступ. ст. и науч. ред. М.Л. Двойнина. Омск: ОмГПУ, 2011. 102 с.
- Колышко A.M. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
- Начальные классы. База разработок. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/load/100
- Непрокина, И. В. Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4– 5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Молодой ученый, 2015. С. 85-87.
- Троцкая Е.С. Соответствие содержания учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» закономерностям нравственного развития младших школьников // Гуманитарные исследования. № 4 (21). С. 137-142.
Annotation. The article presents the significance of the course «Fundamentals of religious Culture and Secular Ethics» for the awareness of the world values: morality, duty, responsibility, grace, peace and their understanding as the basis of Russian traditional culture. The author believes that all 6 modules of this course are aimed both at the possibilities of expanding the worldview horizon of the younger student, and at the opportunities for the development of self-attitude among students of this age category. In the article, the author analyzes the possibilities of influence (direct and indirect) of this course on changes in the self-attitude of younger schoolchildren through the moral aspect of human existence.
http://izvestia-ippo.ru/prokofeva-v-i-stanovlenie-samootnosh/