Прилепин П. И., Сафаров Р.Б. | НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА ХIX И НАЧАЛО XX века

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

Прилепин П. И., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ направление подготовки Кадетское образование, г. Москва; prilepinpavel@mail.ru

Сафаров Р.Б., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ направление подготовки Кадетское образование, г. Москва; rasafar70@mail.ru

В данной статье авторами рассмотрены основные направления работы по нравственному воспитанию воспитанников кадетских корпусов Российской империи конца XIХ начала XX века.

В систему воспитания кадет в кадетских корпусах Российской империи входило нравственное воспитание.  Оно являлось одним из основных видов воспитание кадет.

Военной энциклопедией того времени воспитание определяется как «Воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развивать в нем навык руководства в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями. К ним относятся религиозность, патриотизм, чувство долга и товарищества, принадлежность к своей стране, честь». [1: с. 484]

«Целью нравственного воспитания было полное развитии духовных сил воспитанников в правильном образовании его представлений и понятий, в пробуждении и закреплении в нем чувств добра и правды в надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремлении действий с нравственной нормой.» [2: с. 30]

Задачей воспитания было вырастить высоко нравственного будущего защитника Отечества, а для достижения успеха в этом «вся окружающая среда кадета должна была оказывать благотворительное влияние на нравственный склад каждого, содействуя развитию в нем высших и ограничению низших наклонностей» [2: с. 30]

Основой нравственного воспитания кадет являлась религия. Для всех воспитанников в курс обучения входил закон Божий. Помимо уроков кадеты посещали церковную службу. Они обязаны были присутствовать на воскресной службе и службе, проводимой в праздничные дни. Вместе с кадетами на богослужении присутствовали их офицеры-воспитатели. Ежедневно в установленное время практиковалось чтение молитв утром и вечером, а также перед приемом пищи и после нее. Обращалось внимание, чтобы это выполнялось с благочинием, как этого требовал закон Божий. Таким образом постоянная и систематическое работа по изучению закона Божьего способствовало утверждению христианской нравственности в каждом кадете.

Помимо изучения закона Божьего всем кадетам прививался строгий уставной порядок и правила поведения. Этот порядок распространялся не только на время нахождения кадет в самом корпусе, но и во время каникулярных отпусков. Контроль за поведением кадет возлагался на всех должностных лиц корпуса.

Правила были составлены таким образом, чтобы направить действия ребенка на справедливость, привитие хороших навыков, привычек и правил поведения. Все воспитатели пытались оградить детей от дурного влияния.

Огромное внимание обращалось на воспитание половой нравственности. Половой вопрос приобретает особенно важное значение именно в это время, когда он сделался «модным», когда модернизм в современной литературе, на сцене и в жизни слишком бесцеремонным с ним обращением способствовал распространению половых ненормальностей, развращающих и губящих детей, подростков и юношей. Считалось, что семья, школа, улица, литература могут представлять массу поводов к половому соблазну и способствовать развращению юношей. Командование часто сталкивалось с широким распространением у кадет средних классов онанизма, а иногда хоть и очень редко с педофилией. Это заставляло администрацию корпуса прибегать к различным мерам с цель их искоренения. От чтения лекций на эту тему до проверки постелей, медицинским осмотром и поведением воспитанников в часы танцевальных вечеров. Результатом этой работы было очень низкое количество заболевших сифилисом, 32 человека, что составляло всего 0.05 процентов от всего количества воспитанников на 1910 год.

Одной из серьезных проблем, с которой столкнулись в своей работе руководство и воспитательский состав, было курение воспитанников. Данная проблема обсуждалась на Первом съезде воспитателей кадетских корпусов, где была приведена следующая статистика: в выпускном классе курило 60 процентов; в 6-м классе 40 процентов; в пятом 50 процентов; в четвертом 35 процентов.

Многие кадеты поступали в кадетские корпуса, уже попробовав вкус табака. Дети брали пример с курящих родителей, учились у старших товарищей на улице. Офицеры – воспитатели пытались в этом плане повлиять на родителей, однако особого успеха не имели. Сами родители в большинстве случаев снисходительно смотрели на курение своих сыновей и даже разрешали им курить вопреки строгому запрещению со стороны кадетских корпусов, считая, что таким образом их сыновья становятся взрослее и самостоятельнее. Руководство констатировало, что во многих случаях курение пустило глубокие корни и почти получило право на существование в корпусах. Одной из мер в борьбе с курением считалось взятие от родителей при приеме в кадетский корпус особой подписки о том, что ими в интересах здоровья своих детей и поддержания правил принятого в корпусе порядка будет установлен самый строгий контроль с целью недопущения попыток курить при нахождении их ребенка на каникулах.

В кадетских корпусах воспитательский состав, действуя путем разъяснений о вреде курения, путем принятия мер педагогического воздействия, мог лишь способствовать уменьшению этого зла. В кадетском корпусе как закрытом военно-учебном заведении в борьбе с курением, помимо нравственного воздействия на кадет, принимались предупредительные меры и наказания.

С целью исключения праздного провождения досуга и заполнения свободного времени кадет практиковалось приобщение к труду и полезным занятиям таким как занятия музыкой, выполнение ремесленных работ, пением.

В свободное от занятий время кадеты под присмотром своего воспитателя занимались самостоятельной подготовкой. Она организовывалась таким образом, чтобы была возможность привить им настойчивость в получении знаний и умение работать самостоятельно.

«Малоприлежных учеников воспитатель заставлял учиться и брал их под особый контроль. Успевающих поощрял, разрешая им после выполнения уроков раньше отведенного времени заниматься чтением, рисованием, перепиской.» [3: с. 111])

 Немаловажным в нравственном, эстетическом и умственном развитии и воспитании кадет было внеклассное чтение. Педагогическим советом Главного управления военно-учебных заведений разрабатывался список рекомендуемой литературы. Который включал в себя следующие разделы:

— о преданности и любви к Государю и Родине;

— военной быть службе;

— религиозность;

— любовь и уважение к родителям, к семье и к педагогическому персоналу;

— дружба, товарищество и человеколюбие;

— духовное сближение с родным народом;

— добросердечное обращение к животным.

Он же рекомендовал к приобретению печатные издания и книги необходимые для обучения кадет.

Чтение книг позволяло не только устранить пробел в знаниях, но и расширяло знания и кругозор. Рекомендуемый список литературы обязательно соответствовал воспитательными учебным целям.

Чтение происходило как под руководством воспитателя, так и без его присутствия. Прочитав книгу, кадеты имели возможность обсудить ее вместе со своими воспитателями и сокурсниками, где воспитатель объяснял непонятное и обращал внимание на наиболее существенное.

В распорядке дня чтение было установлено только для первых двух классов, остальные классы чтением занимались в свое личное время.

Огромную роль в нравственном воспитании кадет играли их преподаватели и начальники, являющиеся высоконравственными и образованными людьми искренне любящих своих детей.

«Без всего этого школы будут мертвыми, из нее будут выходить люди знающие, но лишенные нравственных идеалов.» [4: с. 554])

«Настоящий дух дисциплины проявлялся в добрых отношениях воспитанников между собой, к наставникам, к заведению, в честном исполнении всеми его требованиями и общей заботливости об его репутации.» [5: с. 7-8]) Немаловажным в воспитании кадет была выстроенная система поощрений и наказаний.

В первые все меры наказаний и поощрений (награды) были объединены в Инструкции по воспитательной части 1896 года.

Инструкция не давала какие-либо указания по дифференцированному применению наказаний к воспитанникам в зависимости от возраста. И на это обращал внимание начальник военно-учебных заведений. Он писал «Я упорно преследую цель постепенного изменения воспитательных приемов по отношению к различному по возрасту кадет. Что необходимо и полезно маленьким, то излишне и даже вредно более взрослым» [6: с. 12]

Нельзя забывать и о таком проявлении нравственности как честь русского офицера. Поэтому важным местом в воспитании будущих офицеров отводилось воспитанию чувства чести. «Инструкция по воспитательной части» являлась главным документом, касающимся воспитания кадет. На основе нее каждый корпус разрабатывал свои документы и инструкции. Но общим для всех являлось соблюдение официальных этнических правил и взглядов. Усвоение взглядов выдающихся военных деятелей России. Каждый такой документ или разработанную инструкцию корпус должен был согласовать с Главным управлением военно-учебными заведениями и только после согласования ввести ее в действие.

Как видно из всего вышеуказанного нравственное воспитание играло ключевую роль в системе воспитания кадет. Основными элементами которого были религия, твердый уставной порядок, постоянный контроля за воспитанниками со стороны воспитателей, неминуемое наказание проступков, заполнение свободного времени кадет различными видам деятельности.

Эстетическое воспитание кадет осуществлялось в целях формирования и развития у них определенных этнических понятий и убеждений, вкуса привычек. Считалось, что эстетическое развитие, это лучшая и надежная гарантия от влияния безнравственности. Получение же воспитанниками хорошего и правильного эстетического образования предохраняло его от многих нравственных отклонений. [7: с. 1068]

Исходя из целей эстетического воспитания можно сформулировать основные задачи

— формирование эстетического вкуса

— развитие художественных способностей и умение воспринимать прекрасное

— воспитание воинского долга

— научить дружбе, уважению к старшим, развитию гордости к истории своего государства

— воспитание мужества с возможным самопожертвования во имя цели.

Воспитанников разными способами приучали к прекрасному. Это могли быть просто экскурсии по городу, где каждый сам мог увидеть здания, построенные известными архитекторами их величественность и красоту.

Практиковали посещения музеев, в которых можно было увидеть картины великих художников. В отличии от простого просмотра преподаватели и воспитатели старались рассказать об картинах и их создателях. Посещение музеев организовывалось с учетом возраста воспитанников, если старшие могли посетить несколько залов одновременно, то младшие не более двух.

Очень часто воспитанников выводили просто на природу, где во отчую они видели всю ее красоту. Воспитанников учили любоваться простыми пейзажами. Что может быть лучше родной и сердцу знакомой природы. Так воспитанникам прививали чувство прекрасного и любовь к своей Родине и природе.

Несомненно, огромную роль в эстетическом воспитание кадет играли занятия музыкой, пением, танцами и рисованием.

Считалось, что каждый кадет должен был уметь музицировать хотя бы на одном музыкально инструменте. Да, не многие в последствии стали великими композиторами и музыкантами, но то что они есть уже говорит о качестве проводимых занятий.

На занятиях пением кадеты разучивали не только марши, но и русские народные песни, светские произведения и церковные песнопения, которые могли исполняться на два и более голосов.

Таким образом благодаря всем этим формам воспитания и их постоянному совершенствованию с учетом изменяющихся взглядов в обществе, постоянной заботой о воспитанниках, кадеты получали высоко нравственное воспитание необходимое для будущих офицеров Российской Империи. 

Литература

  1. Военная энциклопедия. — СПб.1913-т.11, 322 с.
  2. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов-СПб 1996-114 с.
  3. Леман А. И. Очерки кадетской жизни. – СПб.1888-248 с.
  4. Демков М. И. О нравственном воспитании/ Педагогический сборник. — 1984-№ 6. с. 539-564
  5. Кадетский досуг/Издание кадет Симбирского кадетского корпуса. – Симбирск. 1905-1906-54 с.
  6. ЦГВИА, фонд военного министра Куропаткина. Д.3564, л.12
  7. Эстетическое воспитание/ Педагогический сборник. – 1868-№ 10 с. 1082-1110

In this article, the authors considers the main directions of work on the moral education of students of the cadet corps of the Russian Empire in the late XIX early XX century

Keywords: cadet corps, moral education, smoking, sex education, aesthetic education, measures of encouragement and punishment.

http://izvestia-ippo.ru/prilepin-p-i-safarov-r-b-nravstvennoe/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *