Пожарова Д.К. | Теоретическое обоснование проблемы поликультурного образования старших дошкольников средствами народных сказок

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 студент второго года обучения

программы магистратуры «Дошкольное образование»

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва, Российская Федерация

Email: PozharovaDK@mgpu.ru

Научный руководитель Полковникова Н.Б.

доцент, канд. пед. наук, доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

В статье раскрыто теоретическое обоснование поликультурного образования старших дошкольников в процессе ознакомления детей с народными сказками. Дана характеристика поликультурного образования в дошкольном детстве. Представлено содержание поликультурного образования в старшем дошкольном возрасте. Обозначено значение народной сказки как эффективного педагогического средства поликультурного образования дошкольников.

Мы живем в России – многонациональном государстве. Это обуславливает необходимость приобщения маленьких граждан, детей дошкольного возраста, к культуре своего собственного и других народов, воспитание у детей уважительного отношения к представителям других культур и национальностей. Таким образом, поликультурное образование дошкольников в условиях культурного многообразия является заказом государства и общества. Это отражено в официальных документах. В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражено, что содержание образования нацелено на успешную интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из принципов названо приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи и государства.

Это ставит перед нами проблему исследования – поиск эффективных педагогических путей поликультурного образования старших дошкольников, нацеливает на разработку теоретически обоснованной и апробированной педагогической модели поликультурного образования старших дошкольников средствами народных сказок.

Поликультурное образование старших дошкольников средствами народных сказок носит комплексный характер и сформировано на базе: положений деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев); научных взглядов о социальной сущности личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и другие); концепции социального развития дошкольников С. А. Козловой и исследований, проведённых в рамках этой научной школы; трудов о приобщении детей к национальной культуре средствами этнопедагогики (М. И. Богомолова, Г. Н. Волков, А. Н. Джуринский, Э. К. Суслова, К. Д. Ушинский).

 Тенденция к развитию поликультурного образования в общемировой педагогической науке и практике обусловлена важным социально-политическим фактором – стремлением государств к интеграции в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство с сохранением национальных особенностей. Межкультурное взаимодействие стран дает перспективу для разрешения глобальных проблем. Современные исследователи А. Н. Джуринский, М. В. Дюжакова, Н. Б. Полковникова [4] и другие делают акцент на двух основных педагогических задачах, которые должны быть решены в процессе поликультурного образования, на формировании этнической идентичности и позитивной социализации в поликультурной среде.

Среди исследователей поликультурного образования нет единого мнения к трактовке данного понятия. Поликультурное образование рассматривают как формирование личности, способной успешно функционировать в многокультурной социальной среде. Его же трактуют в смысле доминирования одной из культур в поликультурном мире. Поликультурное образование определяют в качестве способа формирования взаимопонимания и солидарности между людьми разных народов, препятствующего националистическим и расистским тенденциям. Наиболее близким дошкольному воспитанию является определение поликультурного образования, нацеленного на развитие готовности ребенка воспринимать и понимать другую культуру, другой образ жизни, принимать и взаимодействовать с представителями разных этнических групп [4].

Задачами поликультурного образования в дошкольном возрасте служат: формирование первичных представлений о родном крае, о своей малой родине, своей стране, ее природе, о людях, которые ее населяют, их материальной и духовной культуре, обычаях жизни и быта, а также о традиционных занятиях.

Старший дошкольный возраст – это период, когда можно зафиксировать проявления детской личности. В работах О. В. Караблиной, Е. Е. Несененко, Н. Б. Полковниковой [2, 3, 4] доказано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно усваивать систему ценностей, принятых в обществе. А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин [1] отмечают, что именно в этом возрасте дети переходят от познания отдельных фактов об окружающем мире к формированию мышления общими представлениями.

Определяя теоретические границы исследования поликультурного образования, отдельно стоит обратить внимание на концепцию социального развития дошкольников, предложенную С. А. Козловой [1]. Исследователь подчеркивает необходимость привития интереса к культуре народа, при том не только своего, но и других. Также следует учить детей толерантному отношению к представителям всех рас и национальностей.

Поликультурное образование дошкольников рассматривается как процесс приобщения к ценностям и результат педагогической деятельности, направленной на приобщение к культуре своего и других народов. Под ценностными основами личности дошкольника [2, 3] подразумеваются те социальные ценности, которые составляют содержание ценностных ориентаций, формируемых в поликультурной образовательной среде: любовь к родине, интерес к родной и иной культуре, уважение к людям, вне зависимости от этнической принадлежности, межэтническая толерантность.

Существенный вклад в поликультурное образование старших дошкольников вносит народная сказка [1, 3, 4]. Это наиболее близкая дошкольному детству возрасту фольклорная форма. Народная сказка способна побуждать детей к творческой деятельности, отражению детских знаний и впечатлений в играх, рисовании, лепке, аппликации, рассматривании книг, играх. С помощью народной сказки реализация задач поликультурного воспитания интегрируется с решением задач трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания. Использование всех видов фольклора, а особенно сказки, помогает детям дошкольного возраста осознать особенные черты характера своего народа, присущие ему ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, любви и верности.

Литература

  1. Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Кожокарь С. В., Крулехт М. В., Козлова С. А., Полосухина Е.О., Полковникова Н.Б., Флегонтова Н.П., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях. Монография. М. : Изд-во МГПУ. 2017. 196 с.
  2. Караблина О. В., Полковникова Н. Б. Эффективность семейного клуба как формы сотрудничества детского сада и семьи по формированию ценностных основ личности дошкольников // Современное дошкольное образование. 2010. № 4. С. 68–71.
  3. Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Дисс. … канд. пед. наук. М. : МГПУ. 2010. 236 с.
  4. Полковникова Н. Б. Педагогическая полифункциональность народной сказки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 39–46.

http://izvestia-ippo.ru/pozharova-d-k-teoreticheskoe-obosnovan/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *