Поставнева И.В., Поставнев В.М. | СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ В ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Поставнева И.В., доцент, кандидат психологических наук,

доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва)

PostavnevaIV@mgpu.ru

Поставнев В.М., доцент, кандидат психологических наук,

доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва)

postavnevv@mgpu.ru

 Аннотация. В настоящей статье представлен анализ исследований по проблеме творческого долголетия, приводятся результаты исследования социально-психологических условий творческой продуктивности человека в преклонном возрасте. Цель исследования. Выявить и теоретически обосновать социально-психологические факторы творческой продуктивности в старшем возрасте. В качестве метода исследования нами используется теоретический анализ результатов исследований известных отечественных и зарубежных авторов, а также анализ результатов эмпирических исследований современных авторов. Показано, что исследователи достаточно критично относятся к результатам выведения закономерностей научной продуктивности ученых, исходя исключительно из их возраста. Отмечается, что важным аспектом проблемы творческого долголетия является анализ процессов психологического старения в их связи с социальными изменениями, сопутствующими этому возрасту. Анализ подходов к пониманию феномена творческого долголетия показал, что наряду с пессимистическими представлениями о творческой продуктивности пожилых в науке и практике обосновывается и оптимистический взгляд на возможности творческой самореализации человека на протяжении всего периода жизни, и в том числе, в период старости.

Введение. В структуре населения экономически благополучных стран стремительно изменяется соотношение экономически активных и пожилых граждан. Существенное влияние на рост научного интереса к проблеме творчества человека, условий его становления и развития на поздних этапах онтогенеза оказали идеи известных физиологов и психологов: И. П. Павлова, Э. Фромма, В. Франкла, Г. Селье, Н. М. Амосова, Б. Г. Ананьева, А. Маслоу и др.

Цель исследования. Выявить и теоретически обосновать социально-психологические факторы творческой продуктивности в старшем возрасте.

При анализе источников, посвященных психологическим проблемам старения, мы будем исходить из следующих принципиальных положений.

Во-первых, в качестве основания нашего анализа избран тезис о социальной обусловленности развития личности на протяжении всего периода жизни и способности личности к безграничному развитию. Данный тезис получил развитие в работах отечественных и зарубежных психологов – Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Эриксона и др.

Известный отечественный психолог, заложивший методологические основы изучения целостной личности на протяжении всего периода онтогенеза, Б. Г. Ананьев подчеркивал конкретно-историческую сущность личности [1].

Во-вторых, мы исходим из тезиса Л. И. Анцыферовой о нелинейности развития личности в пожилом возрасте. Автор отмечает, «… личностное развитие представляет собой двухколейный процесс, включающий перемещение субъекта в плоскости сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения» [2]. В данном контексте речь идет о переосмыслении пройденных жизненных этапов и позитивной интеграции опыта. Позитивная интеграция предыдущих этапов жизни позволяет сформировать жизненные установки на позитивное отношение к поздним годам жизни.

В-третьих, мы полагаем, что творческая продуктивность личности в пожилом возрасте обусловлена развитием и интеграцией нравственного сознания и норм морали по двум линиям – логико-когнитивной и эмоционально-эмпатической. Таким образом, как отмечает Л.И. Ларионова, интеграция этих двух линий развития морали является одной из ключевых задач личности в преклонном возрасте [8]. При этом значимым аспектом реализации логико-когнитивной линии является развитие критического мышления[7].

Методика. Настоящее исследование носит теоретический характер, где в качестве основного инструмента исследования используется метод анализа теоретических источников. Рассмотрение эволюции представлений исследователей разных стран и эпох анализ и обобщение различных позиций авторов, позволяют прояснить современное понимание феномена творческой продуктивности в старшем возрасте.

Результаты. К середине ХХ века в психологии сложилось мнение о том, что творческий потенциал человека растрачивается к пятому десятилетию его жизни. До недавнего времени считалось, что наиболее благоприятным для мировых достижений в науке является период от 20 до 40 лет. Подобные выводы о наивысшей научной продуктивности в молодые годы, на наш взгляд, в большей мере отражают социальные условия жизнедеятельности и научного творчества ученых. В меньшей мере такие аргументы отражают творческий потенциал человека и его реализацию в течение всего онтогенеза, в том числе в преклонном возрасте.

Отечественные и зарубежные психологи в своих исследованиях представили убедительные доказательства двух диаметрально противоположных точек зрения на творческие возможности человека в поздние периоды жизни. Так, один из первых отечественных исследователей творческой продуктивности ученых на поздних этапах онтогенеза Н. Я. Пэрна [12], проанализировав биографии большого числа ученых, сделал вывод: самая высокая творческая активность ученых приходится на 39 лет, а в последующие годы наблюдается спад творческой активности и продуктивности. В тоже время, исходя из данных, собранных ученым, научная продуктивность неодинакова у представителей гуманитарных и точных наук. Отмечается, что раньше добиваются успеха, как правило, представители точных наук. Значительно позже творческие успехи и признание приходят к гуманитариям, психологам и философам.

Сходные результаты получены в исследованиях Х. Лемана, который показал, что наивысший период творческой активности у исследователей точных наук приходится на молодые годы [6].

Дискриминационные выводы по отношению к перспективам творческой продуктивности людей, переступивших рубеж шестого десятилетия, высказал нобелевский лауреат, английский врач Уильям Ослер. Это «врач» счел пользой для общества устранение из социальной жизни граждан старше 60 лет. Таким образом, в результате многочисленных и зачастую предвзятых подсчетов достижений знаменитостей в научном сообществе и обыденном сознании сложились представления о том, что пожилой человек не способен к творчеству.

Следует отметить, что сами исследователи достаточно критично относятся к результатам выведения закономерностей научной продуктивности ученых, исходя исключительно из их возраста. В частности, Х. Леман отмечает необходимость учета вклада старших коллег в успех молодых ученых, наличие научно-технической базы и возможность приобщиться к перспективной научно-исследовательской традиции.

Вместе с пессимистической линией в изучении творческой продуктивности человека в пожилом возрасте получили развитие исследования, свидетельствующие о принципиально иной динамике социально-психологического развития пожилого человека. В истории науки и искусства существуют многочисленные примеры сохранения творческих способностей в позднем возрасте [3]. Ярким примером такого варианта жизни и творческой продуктивности является история научного творчества Джерома С. Брунера, получившего признание как разносторонний ученый с широким кругом научных интересов.

Авторы, не склонные рассматривать онтогенез как линейный процесс с пиком творчества в молодом и среднем возрасте, предлагают помимо возраста принимать в расчет и обстоятельства жизни ученого (ранняя смертность, социальные катаклизмы и др.). Такому мнению есть множественные подтверждения. В этой связи представляется перспективной художественная классификация отечественного писателя М. М. Зощенко [5]. В книге «Возвращенная молодость» М. М. Зощенко делает продуктивную попытку дать ответ на вопрос о возможности сочетания продолжительной жизни и творческого долголетия. По его мнению, люди, у которых наряду с творческой активностью сформирован высокий уровень интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долгую и продуктивную жизнь. При этом свою собственную жизнь эти люди организовывают сами же. Ранняя гибель или самоубийство творческих людей, считает М. М. Зощенко, происходит от переутомления и неумения управлять собой в заданных условиях. Писатель раскрывает, на первый взгляд, простой секрет продолжительной творческой жизни, суть которого в точности, порядке и организации своей собственной жизни. На языке психологии сходный тезис сформулирован В. Н. Дружининым [4], который отмечал, что особенное и типическое в творческих личностях, а также особенности их жизненного пути определяются взаимодействием субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта. Автор полагает, что явное преобладание в структуре личности творческого начала над рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени активной жизни. Таким образом, возможная причина ранней смерти многих творцов может состоять в несформированности у них способности к саморегуляции. М. М. Зощенко приводит внушительные списки выдающихся ученых и деятелей искусства, биографии которых убедительно иллюстрируют обоснованность его предположений.

Обсуждение. В настоящее время накоплен большой объем исследований, посвященных проблеме творческого долголетия. Однако, несмотря на обилие эмпирических материалов, обосновывающих внутренние психологические и внешние социальные причины различной продолжительности творческой жизни человека, вопрос о творческом долголетии не имеет однозначного ответа. Особый исследовательский интерес представляют работы Л. А. Рудкевича [13], который показал наличие связи между общим уровнем научных достижений исследователей и устойчивостью всей интеллектуально-творческой сферы к старению. Такие ученые сохраняют высокую творческую активность до самого преклонного возраста. При этом, автор отмечает, что весомым фактором, определяющим творческую продуктивность, является система социальных связей пожилого человека. Для лиц, сохраняющих высокую творческую продуктивность на протяжении всего периода профессиональной деятельности, свойственно не замыкаться в границах семейных и узкопрофессиональных интересов. В современных условиях творческая личность в преклонные годы, проявляя социальную активность, способна найти применение своему потенциалу во взаимодействии с макросоциальной средой.

Ряд зарубежных исследователей также имеют оптимистичный взгляд на проблему творческого долголетия. Так, в работе американского геронтопсихолога I. C. Reed [16] обосновывается тезис о том, что творческие способности человека развиваются на протяжении всей жизни.

Еще одним важным аспектом проблемы творческого долголетия является анализ процессов психологического старения в их связи с социальными изменениями, сопутствующими этому возрасту.

Особое значение в жизни пожилого человека имеет система ценностных ориентаций личности, уровень духовно-нравственного развития и открытость миру. Психологическим условием творческой продуктивности в пожилом возрасте выступает эмоциональная стабильность и удовлетворенность жизнью.

Таким образом, способность личности совершать нравственные выборы в движении к постижению смысла жизни, можно назвать одним из предикторов творческого долголетия.

Выявленная закономерность имеет важное теоретическое и практическое следствие. Каковы причины ранней утраты творческого потенциала у одних людей и его сохранение у других? В чем причина заметных различий продуктивности представителей различных наук? Какие психологические условия поддерживают высокий уровень творческой активности человека в течение жизни? Как должна измениться социальная среда и сфера производства, чтобы труд пожилых людей был им посилен и востребован обществом и государством?

В контексте нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть проблему творческого долголетия, исходя из предположения о том, что само творчество является условием продолжительной активной жизни.

Применительно к профессиональной педагогической деятельности к факторам, влияющим на творческое долголетие личности, В. А. Ситаров [15] относит ранний выбор будущей педагогической профессии, понимание и реализация педагогической деятельности как творчество, направленное как усиление существования другого человека педагогическое взаимодействие и самоопределение личности педагога, осуществляемое через самореализацию в профессиональной деятельности.

В работах отечественных исследователей на эмпирическом материале показано, что среди обязательных составляющих субъектности стареющего человека потребность актуализировать собственный творческий потенциал занимает особое место. Так, Г. Ю. Мартьянова [9] подчеркивает важность исследования связи зависимости параметров саморегуляции и креативности на поздних этапах онтогенеза. В этой связи включенность человека в творческую деятельность в позднем онтогенезе рассматривается нами [10, 11] как важное условие продолжительной продуктивной жизни. В современных эмпирических исследованиях показано, что период высших достижений современных ученых приходятся на время жизни от 58 до 78 лет [14].

Заключение. Таким образом, в пожилом возрасте реализация творческого способа жизни обеспечивает поступательность развития личности, поскольку позитивные изменения жизненного пространства стареющего человека приводят к развитию новых субъектных способностей и формированию новой жизненной позиции, которая предполагает адекватное расширение границ личностного пространства, возможностей самоосуществления.

Позитивным результатом противостояния социальным стереотипам старости является интеграция всех ресурсов личности на основе духовно-нравственного отношения к миру и жизни.

Анализ подходов к пониманию феномена творческого долголетия показал, что наряду с пессимистическими представлениями о творческой продуктивности пожилых в науке и практике обосновывается и оптимистический взгляд на возможности творческой самореализации человека на протяжении всего периода жизни, и в том числе, в период старости.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр. в 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – С. 17-178.
  2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 512 с.
  3. Двойнин А. М. Классику мировой психологии Джерому С. Брунеру – 100 лет // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. – C. 104–107. – doi: 10.17759/ pse.2015200410
  4. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Изд-во Академия, 1996. – 224 с.
  5. Зощенко М. М. Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость» // Собр. соч. в 2-х т.– Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. –Т.2 – С. 5-172
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2012. – 448 с.
  7. Кукушкина Ю.А. Исследование вклада критического мышления в успешность решения профессиональных задач экспертами. В сборнике: Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции . 2020. С. 210-214.
  8. Ларионова Л. И. Культурно-психологическая модель интеллектуальной одаренности // Психология одаренности и творчества: монография; под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. – М.: Нестор-История, 2017. – С. 125-137.
  9. Мартьянова Г. Ю. О связи креативности и осознанной саморегуляции при адаптации к ситуации выхода на пенсию// Психология одаренности и творчества: Сб. науч. тр. участников I Международной научно-практической конференции, Москва, 5-6 ноября 2019 г.; науч. ред. члена-корреспондента РАО, профессора А. И. Савенкова, профессора Л. И. Ларионовой. – М.: Известия ИППО, 2019. – С. 533-537.
  10. Поставнев В. М. Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – № 3 (33). – С. 63-75.
  11. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности ученых преклонного возраста: Монография. – М.: Известия ИППО, 2020. – 164 с.
  12. Пэрна Н. Я. Жизнь человека (Из дневниковых записей); сост., биогр. очерк и примеч. О. В. Иодко; Санкт-Петербургский архив Российской акад. наук. – СПб: Санкт-Петербургский Архив РАН, 1993. – 172 с.
  13. Рудкевич Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1994. – 17 с.
  14. Савенков А.И., Воронцов М.А. Микродинамика творческой продуктивности математиков и культурологов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 2 (36). С. 41-53.
  15. Ситаров В. А. Факторы творческого долголетия в педагогической деятельности // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников I Международной научно-практической конференции, Москва, 5-6 ноября 2019 г.; науч. ред. члена-корреспондента РАО, профессора А. И. Савенкова, профессора Л. И. Ларионовой. – М.: Известия ИППО, 2019. – С. 547-550.
  16. Reed I. C. Creativity: Self-perceptions over time // International Journal of Aging and Human Development. – 2005. 60. – РР. 1-18

This article presents an analysis of research on the problem of creative longevity, provides the results of a study of the socio-psychological conditions of a person’s creative productivity in old age. The purpose of the study. Identify and theoretically justify the socio-psychological factors of creative productivity in older age. As a research method, we use a theoretical analysis of the results of studies of famous domestic and foreign authors, as well as an analysis of the results of empirical studies of modern authors. It has been shown that researchers are quite critical of the results of deriving the laws of scientific productivity of scientists, based solely on their age. It is noted that an important aspect of the problem of creative longevity is the analysis of the processes of psychological aging in their connection with social changes associated with this age. An analysis of approaches to understanding the phenomenon of creative longevity has shown that along with pessimistic ideas about the creative productivity of the elderly in science and practice, an optimistic view of the possibilities of creative self-realization of a person throughout the entire period of life, including in old age, is justified.

Keywords: creative productivity; older age; development of creative abilities.

http://izvestia-ippo.ru/postavneva-i-v-postavnev-v-m-socialn/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *