магистрант департамента психологии института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: vpostavnev@mail.ru
Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В статье рассматривается проблема творческого долголетия, исходя из предположения о том, что само творчество является условием продолжительной активной жизни.
В настоящее время накоплен большой объем исследований, посвященных проблеме творческого долголетия. Однако, несмотря на обилие эмпирических материалов, обосновывающих внутренние психологические и внешние социальные причины различной продолжительности творческой жизни человека, вопрос о творческом долголетии не имеет однозначного ответа. В этой связи выглядит продуктивным предложение Л. А. Рудкевича – перейти от попыток решения проблемы соотношения возраста и творческой продуктивности к анализу наиболее часто встречающихся вариантов творческого долголетия. Ученый одним из первых применил метод исследования творческой продуктивности в онтогенезе при помощи тщательного анализа и обобщения биографических сведений [4]. Автор показал, что само снижение творческой продуктивности в пожилом возрасте не наблюдается в выраженном виде у людей с высоким уровнем творческого потенциала. Замечено, что наиболее выдающиеся деятели науки и искусства не утрачивают творческую активность и в позднем онтогенезе, в то время как у менее творчески одаренных персон снижение происходит значительно чаще.
Анализ влияния полноценной творческой деятельности (научной и художественной) на статус и психическое здоровье пожилого человека представляется перспективные в контексте идеи «непрерывного образования». Одним из перспективных региональных проектов, направленных на поддержку пожилых людей в вопросах самореализации творческого потенциала, является проект «Московское долголетие».
Еще одним важным аспектом проблемы творческого долголетия является анализ процессов психологического старения в их связи с социальными изменениями, сопутствующими этому возрасту. По У. Бронфенбреннеру, социальная среда представляет собой иерархически организованную систему, которая изменяется в ходе развития, тем самым усиливая или ослабляя интенсивность влияния на формирование психологических признаков в разные временные периоды [3].
Биологическое и социальное в человеке разворачивается через его социальную сущность и дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их развитии [5].На большом эмпирическом материале показано, что психологическое старение протекает благополучно при благоприятных социальных условиях и сохранном физическом здоровье.
Особое значение в жизни пожилого человека имеет система ценностных ориентаций личности, уровень его духовно-нравственного развития и открытость миру. Психологическим условием творческой продуктивности в пожилом возрасте выступает эмоциональная стабильность и удовлетворенность жизнью. Исследуя закономерности и психологические механизмы развития творческих способностей Д. Б. Богоявленская утверждает, что способность личности к творчеству определяется, прежде всего, смыслом жизни, который человек реализует через цепь нравственных выборов [2]. Таким образом, способность личности совершать нравственные выборы в движении к постижению смысла жизни, можно назвать одним из предикторов творческого долголетия.
Выявленная закономерность имеет важное теоретическое и практическое следствие: каковы причины ранней утраты творческого потенциала у одних людей и его сохранение у других; в чем причина заметных различий продуктивности представителей различных наук; какие психологические условия поддерживают высокий уровень творческой активности человека в течение жизни; как должна измениться социальная среда и сфера производства, чтобы труд пожилых людей был им посилен и желателен обществу и государству?
В контексте нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть проблему творческого долголетия, исходя из предположения о том, что само творчество является условием продолжительной активной жизни. С тем, чтобы избежать бездоказательных утверждений относительно феномена творческого долголетия, считаем целесообразным рассмотреть общие закономерности, которым подчиняется развитие человека на поздних этапах онтогенеза. Обратимся к анализу наиболее обоснованных теорий старения.
Одним из наиболее распространенных подходов к объяснению старения является биолого-медицинская концепция, с позиций которой ухудшение умственных, а также творческих способностей непосредственно определяется функциональными и органическими поражениями головного мозга. Однако у этого подхода есть противники, как из числа исследователей, так и творческих людей, страдающих тяжелейшими заболеваниями, но остающимися исключительно высокоинтеллектуальными продуктивными учеными.
Вторая теория старения по своей концептуальной основе близка к деятельностному подходу в вопросах развития личности [1]. Сущность этого подхода Л. И. Анциферова объясняет, исходя из присущей людям способности своими действиями изменять собственное окружение, развивать свои способности и самому определять свой жизненный путь. Таким образом, деятельная, активная жизнь человека выступает определяющим условием непрерывного развития личности в поздние годы.
Третья концепция, признавая важность активности личности для благополучного проживания поздних периодов жизни, акцентирует внимание еще на одном источнике потенциала пожилого возраста. Подчеркивается необходимость противостоять распространенным в обществе негативным стереотипам старости, таким как: ложно понимаемая мудрость как отстраненное отношение к общественной жизни, позиция забытой всеми жертвы на обочине жизни и др. Позитивным результатом противостояния социальным стереотипам старости является интеграция всех ресурсов личности на основе духовно-нравственного отношения миру и жизни.
Итак, анализ подходов к пониманию феномена творческого долголетия показал, что наряду с пессимистическими представлениями о творческой продуктивности пожилых в науке и практике обосновывается и оптимистический взгляд на возможности творческой самореализации человека на протяжении всего периода жизни, и в том числе, в период старости.
Оставаясь сторонником оптимистического подхода к творческой продуктивности человека в поздние периоды жизни, считаем необходимым проанализировать сложившиеся подходы к объективному определению продуктивности в сферах науки и искусства
В научном творчестве понятие «продуктивность», как правило, употребляется в нескольких значениях.
Продуктивность рассматривается как базовая характеристика творческого мышления. Исходя из этого, мыслительный процесс будет продуктивным, если его результатом станет реорганизация первичных сведений, которая приведет к новому знанию. В качестве примера продуктивного мышления можно привести ситуацию соединения двух разных идей из различных сфер науки или практики.
Под продуктивностью также понимается исключительно успешное выполнение задач научно-познавательной деятельности за установленный период времени.
В современной практике оценки научной продуктивности ученого получили распространения попытки ее количественной оценки: импакт-фактор, цитат-индекс, индекс Хирша. Не подвергая сомнениям право и необходимость количественной оценки продуктивности ученого или деятеля искусства, мы полагаем, что применительно к сфере науки и искусства количественный подход не позволяет оценить саму сущность и полноту результата творчества.
Напротив, диагностическое интервью или исследование творческой биографии ученого с целью определения продуктивности его творческой деятельности позволит получить качественные характеристики, которые нельзя получить при количественном анализе. Важно соотнести творчество ученого с его жизненным путем (событиями его внутренней и внешней жизни), личностными смыслами его научного творчества.
В психологии творчества возвращается интерес ученых и к собственно психологическому, биографическому методу.
Таким образом, в исследованиях, посвященных творческой продуктивности пожилых, перспективными представляются следующие положения:
- тезис о социальной обусловленности развития личности на протяжении всего периода жизни;
- идея о том, что творческая продуктивность личности в пожилом возрасте обусловлена развитием и интеграцией нравственного сознания и норм морали по двум линиям: логико-когнитивной и эмоционально-эмпатической;
- особое значение в жизни пожилого человека имеет система ценностных ориентации личности, уровень его духовно-нравственного развития и открытость миру;
- представление о творчестве как силе, которая способствует продлению активной жизни. Установлено, что те функции, которые находятся под систематической нагрузкой, в меньшей мере подвержены старению и не обнаруживают заметного спада на протяжении продолжительного времени.
Литература
- Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии / Л. И. Анциферова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 512 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», – 320 с.
- Бронфенбреннер, У. Два мира детства: Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. – М.: Прогресс, 1976. –167 с.
- Рудкевич, Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Лев Александрович Рудкевич. – СПб., 1994. – 17с.
- Сахарова Т.Н. и др. Геронтопсихология: учебник / Т.Н. Сахарова, Е.Г. Уманская, Н.А. Цветкова. – М.: МПГУ, 2016. –352 с.
http://izvestia-ippo.ru/postavnev-v-m-tvorcheskaya-produktivno/