Поставнев В.М., Поставнева И.В. | ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

 Поставнев Владимир Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Е-mail: vpostavnev@mail.ru

Поставнева Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Е-mail: postavnevaiv@yandex.ru

 В статье рассматривается динамика представлений о творческих способностях людей пожилого возраста, вовлеченных в творческую деятельность. Отмечается научная и практическая значимость проблемы творчества человека, условий развития его способностей на поздних этапах онтогенеза. Показано, что на смену пессимистической линии в изучении творческих способностей человека в пожилом возрасте приходят исследования, свидетельствующие о позитивной динамике развития пожилого человека. Предлагается рассматривать жизненный путь пожилого человека и динамику его творческой активности как процесс, имеющий подъемы и определенные спады, которые не детерминируются исключительно возрастом. В этой связи при анализе предпосылок и условий реализации творческого потенциала людей пожилого возраста важно принимать в расчет обстоятельства жизни ученого, значимые для реализации потенциала творческих способностей.

The article examines the dynamics of ideas about the creative abilities of elderly people involved in creative activity. The scientific and practical significance of the problem of human creativity, the conditions for the development of his abilities at the later stages of ontogenesis is noted. It is shown that the pessimistic line in the study of the creative abilities of a person in old age is being replaced by studies indicating the positive dynamics of the development of an elderly person. It is proposed to consider the life path of an elderly person and the dynamics of his creative activity as a process that has ups and downs, which are not determined solely by age. In this regard, when analyzing the prerequisites and conditions for realizing the creative potential of elderly people, it is important to take into account the circumstances of a scientist’s life that are significant for realizing the potential of creative abilities.

Введение. В основу идеи разработки экопсихологического подхода к созданию условий реализации  творческого потенциала людей пожилого возраста положены фундаментальные идеи Л.С. Выготского о роли социальной среды в психическом развитии человека, основополагающие положения экологической психологиии, психология окружающей среды (инвайронментальная психология), психология глобальных трансформаций природной и социальной среды, психология экологического сознания, средовая концепция У. Бронфенбреннера, концепция известного отечественного философа Э.С. Демиденко о социальных, техносферных и природно-биологических факторах развития человека и др. (Демиденко, 2014, с.45; Дерябо, Ясвин, 1996; Панов, 2004). [10]. Как отмечает В.И. Панов эти идеи с учетом некоторых допущений можно свести к общей методологической позиции и выдвинуть в качестве сущностного   отношения «человек – среда» или, более широко, «человек — окружающая среда (природная, социальная, техногенная)» [5]. Исходя из названных оснований, становится логичным понимание феномена творческого долголетия как оптимального варианта взаимодействия человека c окружающей его природной, техногенной и социальной средой.

Известно, что в структуре населения экономически развитых стран на протяжении последних десятилетий сформировалась тенденция, выражающаяся в росте количества людей старше 60 лет.

Методы. Поскольку в статье представлены результаты теоретического анализа, то основным инструментарием исследования является  метод анализа и обобщения данных, представленных в теоретических источниках. Нами анализировался опыт осмысления жизненного пути человека на протяжении онтогенеза и существования человека как природного существа, теоретические обобщения и практика Российской Федерации и стран Европы по изучению творческого потенциала людей пожилого возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения отечественной и зарубежной традиции исследования феномена творческого потенциала человека на разных этапах онтогенеза (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.И. Савенков, В. Франкл, Э.Фромм, Э. Эриксон).

Результаты и их обсуждение. Изучение условий организации жизни пожилых людей в России и за рубежом, в которых выражается отношение общества к старшему возрасту, показало, что наряду с отношением к старости на основе признания ценности опыта пожилых людей и применения их потенциала, остаются устойчивыми дискриминационные стереотипы [7]. Для значительной части населения, не относящего себя к пожилым, характерна следующая оценка старости: «…полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность» [11]. Следует отметить, подобная дискриминационная трактовка старшего возраста представляется неприемлемой, нуждается в пересмотре и трансляции обществу позитивного образа человека преклонного возраста. Следует акцентировать внимание на образе человека преклонного возраста, которому свойственна высокая социальная активность и творческая продуктивность на всех этапах жизни. В этой связи предметом настоящего исследования является динамика творческих способностей людей пожилого возраста и возможности ее оптимизации.

Интерес к проблеме творчества человека, условий развития его способностей на поздних этапах онтогенеза мы связываем с идеями известных отечественных и зарубежных ученых: И.П. Павлова, Э. Фромма, В. Франкла, Г. Селье, Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, Э.С. Демиденко и др.

При анализе источников, посвященных проблемам динамики творческих способностей, мы будем исходить из следующих положений.

Положение 1 о признании значимость природных оснований существования человека и социальной обусловленности развития личности на протяжении всего периода жизни (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, В. Франкл, Э.Фромм, Э. Эриксон и др.) [7].

Положение 2 о нелинейности развития личности в пожилом возрасте, где ключевым условием поступательного развития и формирования установки на позитивное отношение к поздним годам жизни является позитивное переосмысление и интеграция опыта прошлых лет и открытый горизонт будущего (Л.И. Анцифирова) [1].

До настоящего времени в оценках творческих способностей человека и факторах, определяющих их реализацию, существуют две точки зрения. В соответствии с первой точкой зрения, укоренившейся в научных концепциях и установках граждан, творческие способности человек утрачивает уже к пятому десятилетию его жизни. Приводится статистика открытий учеными разных возрастов, где указывается на то, что ученым старшего возраста принадлежит незначительное число открытий [8]. По нашему мнению, подобные обобщения не учитывают социально-исторические условия научной деятельности ученых. В настоящее время получены убедительные доказательства высокой творческой продуктивности человека и в поздние периоды онтогенеза. Так, в исследованиях А.И. Савенкова [9] показано, что высшие достижения современных ученых-математиков сместились на более поздние возрастные  периоды, от 53 до 78 лет. При этом выявлено, что для современных ученых-культурологов наивысший подъем творческой продуктивности наступает на три или пять лет раньше, чем у математиков, но продолжается также до 78 лет.

Таким образом, вместе с пессимистической линией в изучении творческих способностей человека в пожилом возрасте получили развитие исследования, свидетельствующие о позитивной динамике развития пожилого человека. Предлагается рассматривать жизненный путь пожилого человека и динамику его творческой активности как процесс, имеющий подъемы и определенные спады, которые не детерминируются исключительно возрастом.  Ряд авторов в период старшего возраста отмечают в развитии творческих способностей несколько пиков и плато. Высказываются предположения о том, что творческая активность связана не только с возрастом, но прежде всего, с личностью творческого человека, условиями его существования: природными и социальными [2]; [3].

Отечественный писатель М. М. Зощенко [3], проведя глубокую рефлексию своего собственного творческого становления и биографий большого числа выдающихся деятелей науки и искусства, сделал вывод о двух вариантах жизни в творчестве: яркая недолгая жизнь, закончившаяся на рубеже 54 лет, и долгожители. Известный отечественный психолог В.Н. Дружинин [2], отметил научную ценность обобщений М.М. Зощенко и предположил, что доминирование в структуре личности неосознаваемых творческих начал над рефлексивным интеллектом может привести к исчерпанию жизненных сил, утраты способности к творчеству и сокращению времени активной жизни в целом. Можно предположить, что ранний уход из жизни, резкое снижение творческого потенциала многих творцов обусловлен низким уровнем развития навыков саморегуляции [4]. Автор отмечает, что творческие люди, у которых наряду с творческой активностью сформирован высокий уровень интеллекта, рефлексии и саморегуляции, как правило, живут долгую и продуктивную жизнь.

Наряду с внутренними условиями развития творческих способностей в старшем возрасте отмечается, что весомым фактором является качество и количество социальных связей, которые поддерживает пожилой человек. В ряде исследований нами показано, что для человека, сохраняющего высокую творческую продуктивность на протяжении всего периода профессиональной деятельности, свойственна помимо семейных и профессиональных социальных связей  интеграция и широкие социальные связи, действенный интерес к проблемам общества и государства. В настоящее время творческая личность в преклонные годы, имеет возможность, преодолев деструктивные стереотипы преклонного возраста, проявить творческую активность в интересах ближайшего окружения и более широких социальных групп. Такая личность способна найти применение своему потенциалу во взаимодействии с микро и макросоциальной средой [6]. Ряд зарубежных исследователей также имеют оптимистичный взгляд на проблему творческого долголетия. Так, в работе американского геронтопсихолога I.C. Reed [12], обосновывается тезис о том, что творческие способности человека развиваются на протяжении всей жизни.

Заключение. Таким образом, выявленные закономерности и тенденции имеют важное теоретическое и практическое следствие. Перед современными исследователями стоят актуальные вопросы. Каковы причины ранней утраты творческого потенциала у одних людей и его сохранение у других? В чем причина заметных различий продуктивности представителей различных наук? Какие психологические условия поддерживают высокий уровень творческой активности человека в течение жизни? Как должна измениться социальная среда и сфера производства, чтобы труд пожилых людей был им посилен и востребован обществом и государством?

Анализ подходов к пониманию феномена творческого долголетия показал, что наряду с пессимистическими представлениями о творческих способностях пожилых в науке и практике обосновывается и оптимистический взгляд на возможности творческой самореализации человека на протяжении всего периода жизни, в том числе, в период старшего возраста.

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 512 с.
  2. Дружинин В.Н. Психология способностей: избр. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 541 с.
  3. Зощенко М. Письма к писателю. Возвращенная молодость. Перед восходом солнца. Повести. сост. и вступ. статья Ю. В. Томашевского. М.: «Московский рабочий»,1989. 544 с.
  4. Мартьянова Г.Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации / Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40-47.
  5. Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 100–117. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-100-117.
  6. Поставнев В.М. Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3(33). С.63-75.
  7. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности ученых преклонного возраста: Монография. М.: Известия ИППО, 2020. 165 с.
  8. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов; сост. Л.В.Куликов. СПб: Питер, 2000. С. 297-305.
  9. Савенков А.И., Воронцов М.А. Микродинамика творческой продуктивности математиков и культурологов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 2 (36). С. 41-53.
  10. Социальная педагогика в России: на острие времени: монография / под общей редакцией М.П. Гурьяновой / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. М.: Изд-во «Современное образование», 2014. 168 с.
  11. Bromiey D. B. The psychology of human ageing. L., 1966. 365 с.
  12. Reed I. C. Creativity: Self-perceptions over time // International Journal of Aging and Human Development. 2005. РР. 1-18.

 

http://izvestia-ippo.ru/postavnev-v-m-postavneva-i-v-yekopsikho/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *