ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО: ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С РИСУНКАМИ СВЕРСТНИКОВ В СТЕНАХ БОЛЬШОГО МУЗЕЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 4.5]

Проблемы и перспективы педагогического образования в сетевом обществе  Материалы научно-практической конференции (23 марта 2017г) Секция: Современные образовательные технологии работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Скуратова Ольга Борисовна/ кандидат педагогических наук, учитель изобразительного искусства и технологии СОШ  ГАОК ВО  МГПУ, г. Москва olskur@mail.ru

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования гражданско-нравственной позиции школьников в процессе общения с художественными произведениями сверстников в стенах музея.

Музейные и выставочные экспозиции прочно заняли свое место в современном учебном процессе. На их основе ведется большая работа по формированию творческой личности, ориентирующейся на дальнейшие контакты с культурой на основе гуманистической системы ценностей. Работой с детьми увлечены большие коллективы педагогов и музейных работников. Ведущие музеи России разрабатывают современные формы взаимодействия с юными посетителями, открывают новые экспозиции для сотрудничества с учреждениями системы образования. В данном аспекте нам кажется важным привлечь внимание коллег (музейщиков и педагогов) к экспозициям, представляющим творческие работы сверстников юных зрителей, приходящих в музейные залы.

Приглашение четвероклассников на выставку детских работ «Испания в художественном творчестве детей» в залах Мусейона при МГИИ им. А.С. Пушкина ввела нас, педагогов, в серьезное замешательство: как пройдет такая экскурсия? Не секрет, что наши дети, живущие в современном компьютеризированном мире, где все находится в постоянном движении, изменяется, искрится яркими красками, не испытывают особого интереса к неподвижным изображениям, если последние, конечно, не наполнены для ребят личностным смыслом. А тут детские работы, да еще 80-тилетней давности (на выставке были представлены рисунки юных испанцев 1930-х годов, выполненных в мирное время и в период борьбы с испанским фашизмом). Как отреагируют наши дети, смогут ли прочувствовать, понять, пропустить через свои эмоциональные переживания увиденное? Наши опасения оказались напрасными, но теперь по порядку…

Дети всегда должны иметь цель: точно представлять себе, что и зачем они делают. Без этого невозможно грамотно и интересно организовать учебно-воспитательный процесс и продуктивно строить отношения с ребятами. Естественно, что без этого невозможен ни один выход в музей, т.к. ребенок не может и не хочет быть безмолвным «болванчиком», которому «строгая тетенька» читает лекцию о великой силе искусства. Следовательно, ученику необходимо быть вооруженным хотя бы минимумом информации о предстоящей встрече, а учитель просто обязан посеять хотя бы крупицы интереса в своих воспитанников.

Каждый работающий с детьми специалист не станет оспаривать тот факт, что интерес как «избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненной значимости или эмоциональной привлекательности» [1, с.8], является одним из главных осознаваемых детьми мотивов деятельности, ведущих за собой активность на занятиях. Ребенка необходимо расположить к работе в музейных залах, он должен быть готовым к сотворчеству с художником для восприятия произведений. Поэтому перед походом на выставку «Испания в художественном творчестве детей» у четвероклассников был проведен классный час, посвященный истории и культуре этой страны. Важно, что форма проведения этого занятия представляла собой защиту мини-проектов по интересующей теме, подготовленных ребятами самостоятельно, конечно, при помощи родителей и педагога. Таким образом, перед учащимися был раскрыт особый мир страны с удивительным географическим положением, древней культурой и драматичной историей.

Итак, мы готовы… Старинный особняк в Колымажном переулке открыл двери перед молодыми посетителями. Интересно наблюдать за ребятами: сначала робкие при вводной беседе экскурсовода они проявляют все большую и большую активность, их притягивают к себе абсолютно разные экспонаты, но каждого свой, образуются группки ребят, обсуждающих тот или иной рисунок. Происходит неуловимый процесс труда души, сотворчество юных авторов и юных зрителей. Вот веяние времени: достаются мобильные телефоны, так велико желание унести с собой впечатление, оставленное незнакомым ребенком в далекие 30-е годы прошлого века на противоположном краю Европы.

Перед педагогами встает новая задача: можно ли посчитать, можно ли измерить или хотя бы нащупать тот след, который оставила или не оставила в душе ребенка экспозиция выставки? Решение лежит на поверхности – это собственная художественная деятельность детей, поскольку именно она может являться одним из методов изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать свое видение мира, глубину своих переживаний [3]. Именно в процессе рисования, по мнению Н.Э. Фокиной, способно развиваться и проявляться «личностное отношение ребенка к изображаемому» [4, с.130].

Уже через несколько дней в школе нами было предложено учащимся отразить их чувства, попробовать запечатлеть то, что особо им запомнилось при посещении выставки в своих рисунках и при помощи слова. Так мы получили серию детских художественных работ и крохотных эссе.

При выполнении художественных работ для полного самовыражения было решено предложить детям самостоятельный выбор художественного материала. Интересно, что абсолютное большинство (85%) работ дети выполнили графическими материалами (пастелью, тушью, углем, цветными карандашами). Это кажется неудивительным, так как именно в графике и предстали перед учащимися произведения их далеких сверстников. Вместе с тем одна работа было сделана в живописной технике и одна по мотивам Антонио Гауди в технике аппликации, что также точно соответствовало технике аналогичных работ, представленных на выставке.

Общеизвестно, что каждая картина ждет именно своего зрителя, среди многообразия экспозиции очень важно не пройти мимо, найти, прочувствовать именно ту работу художника, которая затрагивает что-то сокровенное в душе. Работы юных художников на вставке «Испания в художественном творчестве детей» не стали исключением. Интересно отметить, что ни один четвероклассник не провел для себя четкой границы между работами испанских детей 30-х годов и работами современных студийцев Мусейона. Для зрителей произведения юных художников слились в единый образ Испании. Они нашли искренний отклик в душе юных посетителей выставки. 45% наших учеников, переживая заново в своей художественной деятельности впечатления о выставке, создали классический образ этой страны первой трети ХХ века: сельские мельницы в полях у дороги, корриду, образ прекрасной испанки, синие ослики. Нельзя обойти вниманием следующий эпизод. На своем рисунке Яна С. сделала надпись на испанском языке: «Godron va aser azuil», что значит «синий ослик». Оказалось, что история семьи девочки тесно переплетена с теми далекими событиями, о которых повествовали рисунки на выставке – ее дедушка был одним из малышей, вывезенных в СССР из воюющей Испании…

Интересно в восприятии российских детей проявилось отношение к такому феномену испанской культуры как коррида: ее образ восхитил одних и напугал других. Так, Маша Г. в своих впечатлениях отметила: «Меня напугал рисунок с быком – человек от него бегал, и меня напугал рисунок, как человек протыкает мечом быка».

Никого из детей не оставила равнодушным тема войны, она стала открытием для наших детей. Маша Б. напишет: «Я думала, что там будут рисунки детей нашего времени, а оказалось из ХХ века времен Второй мировой войны». Лиза Ш. поделится своими ощущениями: «Картина, на которой была изображена «Скорая помощь» испугала меня. Все было заполнено дымом, люди неподвижно застыли на земле, эти эмоции трудно передать словами».

30% воссозданных работ будут посвящены этой теме: угольная графика бомбежки, разрушенные здания, погибающий советский корабль «Комсомолец», пришедший на помощь испанским товарищам. Тема войны – это особая, очень сложная тема для современных школьников, особенно в начальной школе. Но, вглядываясь в работы маленьких испанцев, наши дети испытали страх, сострадание и вместе с тем восхищение и уважение: кругом беда, война, а они рисуют, да так здорово! «Я все думала, как испанские дети могли так красиво рисовать во время войны», – эти слова напишет Маша А. после посещения выставки. А Ваня К. будет размышлять над тем, что «в Испании была война, но я не знал, что в то время дети могли рисовать такие рисунки, которые, наверно, понравились всем, кто их видел, эти картины как память о тех, кто их придумал, рисовал».

Эмоции захлестывают через край: это уже не испанцы и немцы, а «битва русских и немецких войск», как у Ромы К. У Влада Л. «корабль отвез наши детские рисунки, чтобы подбодрить испанцев». Как знать, возможно, именно такие минуты сопереживания перед детскими рисунками незнакомым людям в далекой сражающейся за свою свободу стране в далеком прошлом и способны впоследствии дать ростки таких важных сегодня гражданско-нравственных качеств личности?

Ни один ребенок из нашей группы не остался равнодушным к увиденному и пережитому на выставке, понравилось ВСЕМ. А самое главное – они хотят, они внутренне стремятся, они готовы еще и еще прийти в зал музея на встречу с творчеством юных художников – своих современников и детей, живших, по представлениям ребят, очень и очень давно. И что бы эти встречи прошли не бесследно для детских душ, сердец, разума нам, взрослым, предстоит большая и кропотливая работа.

Список литературы

  1. Китенкова Д.М. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы у младших школьников / Д.М. Китенкова. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987. – 73 с.
  2. Любченко О.А. Модель внедрения креативных профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей / О.А. Любченко, Э.К. Никитина // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2015. – №4. – С.185.
  3. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя / В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  4. Фокина Н.Э. Введение детей в область нравственных представлений / Н.Э. Фокина // Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование; под ред. В.В. Давыдова; НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – С. 127-138.

 

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/poslanie-iz-proshlogo-pervaya-vstrecha-s/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *