Поротикова А.Я. | НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Поротикова Алена Ямильевна
магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
МБДОУ «Детский сад» №15 «Ручеек»
Научный руководитель Полковникова Н.Б.
канд. пед. наук, доцент департамента педагогики
ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Е-mail: porotikovaay@mgpu.ru

Полковникова Наталья Борисовна
доцент, к.п.н., доцент департамента педагогики 

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Е-mail: polkovnikovanb@mgpu.ru

 В статье раскрывается проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации. Автором систематизируется понятие творческих способностей дошкольников, обосновывается важность их развития через применение нетрадиционных подходов к рисованию. Конкретизируется сущность понятия «нетрадиционные техники рисования», перечисляются их виды, приводится характеристика и описание некоторых нестандартных техник рисования в обучении старших дошкольников изобразительной деятельности.

В современной психолого-педагогической науке и практике [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8], а также системе законодательного обеспечения дошкольного образования особое внимание уделяется творческому становлению детей, в частности развитию творческих способностей дошкольников. По мнению многих психологов и педагогов, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для зарождения творческой стороны личности ребенка, раскрытия его способностей и их совершенствования при овладении соответствующими видами деятельности. Так и согласно действующему федеральному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)) творческие способности у дошкольников формируются в процессе игровой, музыкальной, познавательно-исследовательской деятельности, при экспериментировании, в процессе конструирования из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка, и главным образом, в изобразительной деятельности – ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации.

В.Т. Кудрявцев с соавторами [1] убедительно доказывают, что дошкольный возраст представляет собой время формирования базиса познавательных психических процессов ребенка, в первую очередь – развития воображения, прообраза творчества. В работах Н.Б. Полковниковой [6] подтверждено, что в дошкольном детстве происходит становление основ ценностных ориентаций личности, в том числе ее творческой составляющей. По утверждению Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова [7], В.Т. Кудрявцева [1], и других, в старшем дошкольном возрасте происходит развитие умений самостоятельной творческой деятельности. Это можно заметить по тому, что дети могут создавать оригинальные продукты творчества с интересным замыслом, используя при этом многообразные приемы и способы воображения.

В науке существуют разные направления в интерпретации творческих способностей. Так, согласно психоаналитической теории, З. Фрейд, М. Вертгеймер, Э. Фромм и Е. Торренс творческие способности можно охарактеризовать, как индивидуальные врожденные способности, включенные в структуру своего собственного «Я» на подсознательном уровне. Гуманистические психологи А. Маслоу и К.  Роджерс полагают, что творческие способности присущи каждому и тождественны саморазвитию, самоактуализации. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева изучает творческие способности в контексте особого направления – психологии творчества, представленной исследованиями В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.В. Кондратьевой, А.Г. Маклакова, С. Медника, Н.В. Рождественкой, Б.М. Теплова, А.В. Толшина, Г.И. Христенко, Е.Л. Яковлевой  и других. С позиции авторов, творческие способности — это определенные индивидуально-психологические особенности, показателем которых считается  интеллектуальная  активность.

Исходя из представленных подходов к определению творческих способностей, их можно трактовать как специальные способности, характеризующиеся индивидуально-психологическими особенностями личности, постоянным развитием в процессе творческой деятельности и высокой интеллектуальной активностью.

Относительно творческих способностей дошкольников в научной литературе хорошо развиваются идеи Л.С. Выготского, которого поддерживают Л.A. Венгер, О.М. Дьяченко, H.H. Поддъяков и другие. Ученые рассматривают творческие способности дошкольников как одну из составляющих одаренности, которая неразрывно связана с познавательными способностями. Идентичная трактовка прослеживается и в работах современных авторов (Е.А. Бабенко, Л.Ф. Кашурина), где творческие способности дошкольников также соотносятся с общим познавательными способностями такими, как творческое воображение, креативность, восприятие,  мышление и другие. Л.П. Дормидонтова, Н.А. Шинкарева, Г.В. Богослова под творческими способностями дошкольника понимают индивидуально–психологические  особенности  личности, которым свойственно развитие и  проявление непосредственно в творческой деятельности.

На основе рассмотренных формулировок понятия творческих способностей дошкольников, можно сказать, что это специальные интеллектуально-познавательные способности, определяющие индивидуально–психологические особенности личности ребенка, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности, как правило, при целенаправленных и систематических упражнениях на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольной организации предусматривает соблюдение комплекса педагогических условий. Анализ научно-методической литературы позволил обобщить их следующим образом [1, 2, 3, 4, 5, 7]:

  • стимулирование развития познавательных психических процессов (воображение, восприятие, мышление, память) и личностных качеств (креативность, проницательность, эрудиция, оригинальность) старших дошкольников;
  • включение детей в различные виды творческой деятельности такие, как изобразительная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская, экспериментирование, конструирование;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды объектами, оборудованием, материалами и инструментами, которые побуждают дошкольников к творческой деятельности;
  • организация сотрудничества педагогов, детей и их родителей в направлении развития творческих способностей дошкольников.

Особое значение в детском развитии придается рисованию. Наиболее интенсивно занятие рисованием стимулирует восприятие, мышление, память, воображение дошкольников. На специально организованных занятиях в детском саду воспитанники учатся использовать разнообразные материалы, инструменты, тренируются в овладении техниками рисования. К таким техникам относится рисование простым и цветными карандашами, фломастерами, рисование красками при помощи кисти, рисование с помощью трафарета и восковыми мелками.

Помимо традиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности педагоги обучают детей и необычным техникам с использованием разнообразных инструментов. Нетрадиционными техниками рисования можно назвать нетрадиционный (нестандартный, необычный) комплекс изобразительных умений и навыков по выражению ребенком своего творческого отношения к окружающей действительности, отображению своих впечатлений, эмоций, чувств,  наблюдений в образе на рисунке. Применение таких техник необходимо для развития фантазии и воображения, креативности и творческого самовыражения дошкольника, которое определяется творческими идеями и желанием передать в рисунке, как он обладает художественными средствами. Работа с применением новых техник рисования помогает раскрыть возможные творческие способности, заложенные в детях.

Так, для детей старшего дошкольного возраста воспитатель может организовать работу по рисованию в технике монотипия, печатание  листьями, набрызг, оттиск, по сырому, кляксография, граттаж, ниткография, пластлинография, рисование «капельками», мыльными пузырями, трубочкой, солью, песком, спиралевидное рисование и другое. Таких техник достаточно много, поэтому рассмотрим суть методики только некоторых, наиболее популярных.

Например, техника рисования мыльными пузырями заключается в нанесении мыльной пены на лист бумаги [2]. Для оригинальной техники «печать листьями» берутся различные листья с деревьев, кустов. Сначала на них наносится краска кистью так, чтобы не оставалось просветов и пробелов, а после таких действий, покрашенной стороной плотно прикладывается лист к бумаге. Листья можно использовать по несколько раз одни и те же, нанося на них другой цвет или смешивая их, получая необычный оттенок, а доработать рисунок можно о руки кистью [2].

В дальнейшей работе с дошкольниками старшего возраста набор техник расширяется. Например, прием «оттиск» исторически стал иметь место в изобразительном искусстве с древних времен, когда на ремесленники украшали ткани набойкой с неоднократным изображением одного и того же предмета, формируя все это в необычный образ, узор, композицию. Сначала подготавливаются инструменты в виде печаток, также в качестве них можно использовать тампонирование или оттиск. Отпечаток выходит только один и создать две абсолютно похожих работы невозможно. Подобную технику отождествляют с техникой «монотипия». Но здесь создание уже осуществляется с  помощью симметричных  отпечатков. Работа в интересной технике «кляксография» осуществляется при использовании гуаши, и после определенных манипуляций в произвольном виде получаются пятна. Существуют разновидности кляксографии. Например, «кляксография с трубочкой», техника которой заключается в предварительном раздувании трубочкой пятен краски. По-другому этот прием называют «раздувание краски». А для изобразительного приема «кляксография с ниточкой» вместо кисти в ход идет вязальная нить, которую ребенок опускает в краску, создается изображение, сверху накладывается еще лист бумаги, в итоге, за концы нитей необходимо потянуть, придерживая слой бумаги. Верхний лист поднимается, и дети рассматривают, что получилось [4]. По-другому данная техника называется ниткографией.

На занятиях по рисованию в старшей дошкольной группе техники нетрадиционного рисования усложняются, дополняются такими приемами, как «набрызг», при котором используется зубная щетка с краской. Допустимо также задействовать тушь  или разведенная гуашь с клеем. Далее при помощи палочки краска разбрызгивается  на подготовленный рисунок. Нетрадиционный прием в рисовании «граттаж (гравюра)» характеризуется  натиранием свечой листа плотной бумаги или картона. Потом на полученный лист наносится тушь  с  жидким  мылом для создания фона в соответствующем цвете. Когда все это подсыхает, необходимо  стеком или  палочкой  процарапать рисунок. Другим вариантом может быть:  сначала рисование на плотной бумаге цветных мазков или создание фона в несколько цветов, а потом натирание свечой и закрашивание тушью, в конце процарапывание рисунка. В данном варианте рисунок будет цветным [2]. Интересен еще такой нетрадиционный способ рисования, как спиралевидная техника цветными карандашами, придуманная художником-любителем Я.А. Шлеппером. Рисунок делается при помощи вытянутых спиралей, изображенных разными цветными карандашами. Посредством наложения цветных спиралей друг на друга получаются  разнообразные оттенки. Такая техника рисования особо значима для дошкольников, поскольку в данном процессе дети различают, как можно  соединить  цвета между собой [5].

На занятиях по изобразительной деятельности почти все рассмотренные выше нетрадиционные техники рисования можно комбинировать, разрабатывая систематические комплексы занятий, направленные на развитие творческих способностей дошкольников. Важно, чтобы при их использовании соблюдались определенные педагогические условия, например, включение в обучение детей разнообразным нетрадиционным техникам рисования, обеспечение педагогической поддержкой, создание специальной развивающей предметно-пространственной среды.

Список использованной литературы

  1. Бакланова Т.И., Глебова А.О., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Киселёва С.Л., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С., Шатова А.Д. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки». Проект. М. : Вентана-ГРАФ. 2015. 560 с.
  2. Дельден А.Т. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. №2. С. 253–258.
  3. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. Челябинск: Паритет-Профит, 2002. С. 42–58.
  4. Недзведзка Е.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения дошкольников // Вестник магистратуры. 2019. № 4–2. С. 128–129.
  5. Петренко С.С. Использование спиралевидной техники рисования цветными карандашами в работе с детьми дошкольного возраста // Азимут научных исследований. 2016. № 4. С. 387–390.
  6. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 11–17.
  7. Савенков А.И., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М. : Юрайт. 2020. 96 с.
  8. Савенков А.И., Ганичева А.Н., Муродходжаева Н.С., Полковникова Н.Б., Цаплина О.В. Мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования // Методист. 2017. № 9. С. 61–66.

http://izvestia-ippo.ru/porotikova-a-ya-netradicionnye-tekhnik/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *