Порохова А.А.
студентка Московского городского педагогического университета
poroxovaanna@gmail.com
Новикова Е.А.
студентка Московского городского педагогического университета
Данная статья предлагает ознакомиться с различными приемами и технологиями обучения чтению. В конце статьи представлена авторская разработка интерактивной игры (квеста) по сказкам Г.Х. Андерсена, которая позволит оценить уровень осознанности чтения и поможет заинтересовать младших школьников в чтении литературных произведений.
Литературное чтение, безусловно, одна из сам важных дисциплин в начальной школе. Она формирует у детей знания, помогает становлению личности, учит правильным поступкам и знакомит с моральными и нравственными принципами. Существует несколько определений чтению, рассмотрим некоторые из них:
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности на основе зрительного восприятия текста.
Чтение – процесс восприятия активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.
Исходя из этих определений, мы можем определить чтение, как важный процесс в жизни человека, а значит, на него должно быть обращено особенное внимание при изучении в школе, в том числе и в младших классах. Чтение позволяет познать не только окружающий мир, но и себя, поэтому задача педагога заключается в помощи обучающимся в этом познании.
Чтение, как важный процесс умственной познавательной деятельности, имеет ряд целей:
- Общение с автором текста, декодирование информации и научение чтению;
- Совершенствование личности читателя, получение эстетического наслаждения и познавательного воздействия;
- Развитие образного мышления и выразительности речи, активизация психической деятельности читателя;
- Социализация человека [по З. И. Клычниковой].
Все вышеперечисленное должно быть достигнуто в период обучения литературному чтению младших школьников для развития навыков чтения, мотивации к познавательной деятельности в области литературы, а также успешной социализации общества. Именно поэтому чтение выступает как незаменимый и очень важный процесс в становлении личности младшего школьника.
Обратимся к современным направлениям, в которых необходимо осуществлять читательскую деятельность.
- Формирование полноценного навыка чтения – это работа по формированию осознанности, правильности, скорости, беглости и выразительности чтения. При этом, выразительность чтения напрямую связана с беглостью, т.к. при постановке верной интонации и пауз скорость чтения увеличивается [2]. Немаловажным является и развитие способа чтения по стадиям в процессе всего обучения, от самого начального, слогового чтения, до чтения целыми словами.
- Формирование навыков работы с текстом- то, что позволяет обучающимся сформировать не только вышеупомянутые навыки чтения, но и развить комплекс текстовых умений. Это возможно, потому что процесс чтения – это не только чтение и понимание самого текста, но еще и сложная работа по интерпретации информации из текста, а также сложная коммуникативная деятельность.
- Литературное развитие учащихся – не только способность к восприятию и оцениванию произведения по-разному на разных возрастных этапах, но еще и учебный процесс, который влияет на развитие обучающегося младшего школьного возраста.
- Формирование читательских умений в области работы с книгами- формирование навыков с погружением в текст литературных произведений вне учебника [1, с. 221].
Таким образом, рассмотрев все направления работы по литературному чтению в рамках современного образования, мы можем сделать вывод о том, что все технологии и методы обучения чтению младших школьников должны основываться на данных направлениях. При составлении заданий педагог должен опираться на то направление, навыки которого он хочет развить именно в данном уроке, или же задействовать все направления и развить всесторонние навыки для полного развития всех сторон читательской компетенции обучающегося. Это то, что необходимо знать педагогу для корректного отбора методов при составлении урока.
Методические приёмы и методы работы над художественным произведением зависит напрямую от его природы. Есть много методов внешкольного обучения или обучений с использованием ИКТ-технологий: экскурсии, киносеансы, радио эфиры посещение театров или выставок, выполнение интерактивных заданий, которые можно внедрять в процесс обучения литературному чтению. Главная задача педагога – это доходчиво сообщить материал обучающимся, и от него зависит насколько интересным это будет. Например, если школьная программа предполагает прохождение стихотворений о природе, то можно сводить обучающихся на экскурсию или послушать выразительное чтение стихотворений известными авторами или актерами, а также можно организовать поход в кинотеатр на просмотр тематического кино или организовать кино премьеру в классе.
В статье Ю.А. Серебренниковой как один из способов понимания текста и авторского замысла описывается инициирование текста или театрализация, что дает детям возможность прочувствовать героев и понять мысль, вложенную автором [4].
Не стоит исключать из деятельности обучающихся и традиционные методы, и приемы, такие как устное или письменное изложение, пересказ или составление плана по тексту. Главное составлять уроки разнообразными и интересными для обучающихся, методы могут чередоваться, как традиционные с инновационными и наоборот. Методы могут чередоваться в зависимости от объёма и характера материала и специфических особенностей изучаемой темы, а также объема нагрузки в определенной теме программы [3, с. 42 – 44].
В начальной школе особенно важно использовать все возможные технологии для повышения мотивации обучающихся, постановки выразительности, беглости и осознанности чтения, поэтому представим разработку интерактивной игры, которая позволит проверить понимание литературных произведений Г. Х. Андересена у детей 3 класса.
На первом этапе были определенны основные произведения, которые будут взяты за основу: «Гадкий утенок», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и «Снежная королева». На втором этапе был прописан сюжет игры. Он достаточно прост, девочка Маша читала книгу и выполняла домашнее задание, но у нее не получалось. Когда она уже почти уснула, старый волшебник перенес ее в волшебный мир, чтобы вернуться домой ей необходимо выполнять задания (рис. 1).
Первая сказка: «Гадкий утенок». На слайде картинка с поляной, появляется мама утка с утятами и соответствующий звук. Детям необходимо помочь главной героине игры вспомнить, как называется сказка. После правильного ответа, обучающимся необходимо найти всех спрятанных утят на слайде. Как только все утята будут найдены, появится ответ на вопрос «в кого превратился гадкий утенок, когда повзрослел?» (рис. 2).
Вторая сказка: «Русалочка». Коралайн просит главную героиню помочь ей выбраться на берег, для этого девочке нужно выполнить несколько заданий и в этом ей помогут ребята. Обучающимся необходимо вспомнить, чем закончилась сказка и выбрать верную картинку, далее они отгадывают ребусы и соединяют пары: «слово голос и картинка русалочки», «слово принц и картинка корабля», «слово ведьма и картинка бутылочки с зельем» (рис. 3).
Правильное соединение позволит Маше вспомнить, что сделала русалочка, чтобы выбраться на сушу и это ее очень расстраивает. Поэтому девочка решает изменить сказку и отдает свой голос взамен на счастливый конец сказки.
Третья сказка: «Принцесса на горошине». Маша попадает в замок, где ее встречает слуга. Девочке дают задание: сложить перины на горошину, для этого обучающимся нужно ответить на вопросы. «Почему принц не мог никак жениться?»; «Какая была погода, когда в двери замка постучались?»; «Кто постучал в городские ворота?»; «Что помогло старой королеве выяснить, что она настоящая принцесса?»; «Что сделал принц, когда узнал, что девушка настоящая принцесса?». За каждый правильный ответ, Маша складывает на кровать 3 перины (рис. 4).
По итогу этого этапа игры, девочка попадает на праздничный балл к принцу и принцессе, где ее угощают тортом, но снежный вихрь уносит главную героиню в другую сказку.
Четвертая сказка: «Снежная королева». Маша встречает Герду, которая просит помощи найти ее брата, для этого обучающимся нужно выбрать персонажей книги, которые помогали Герде на всем пути. Далее их необходимо расставить по порядку, при правильном ответе, дети смотрят часть мультфильма (рис. 5).
Завершающем заданием является ответ на вопрос «Какое слово выложил Кай из льдинок?». Кай и Герда встречаются, и девочка Маша переносится к волшебнику.
Завершение. Волшебник просит вспомнить, в каких сказках мы побывали и что делали. После рефлексии, волшебник вручает волшебный ключ Маше, который переносит ее домой. Вернувшись, главная героиня берется за домашнее задание и чтение новой сказки.
Таким образом игра способствует контролю знаний обучающихся и восполнению пробелов. При этом уровень мотивации к чтению книг возрастает, а подобная форма обучения интересна младшим школьникам. Педагогу при подготовке такой работы необходимо уделить больше внимание внутреннему наполнению игры и сюжету, поскольку это две самые важные составляющие интерактивной игры.
Список литературы
- Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — М.: Юрайт, 2017. — 468 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-00224-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/398653 (дата обращения: 03.02.2021).
- Порохова А.А. Выразительность чтения как фактор повышения беглости чтения у детей младшего возраста / Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. – М.: Институт педагогики и психологии образования, 2020. – С. 350 – 355.
- Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — М.: Юрайт, 2019 — 297 с. — (Серия: Антология мысли).
- Серебренникова Ю.А. Театрализация литературных произведений во внеурочной деятельности младших школьников / Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности. – М.: ООО «Издательство «Экон-Информ», 2018. – С. 101 – 104.
Annotation. This article has an information in order to get acquainted with various techniques and technologies for reading tuition. At the end of the article, there is the authors’ model of an interactive game (quest) based on the tales of G. Kh. Andersen, which will assess the level of reading awareness and help to interest younger students in reading literary works.
Key words: primary school, primary school students, reading, interactive game.
http://izvestia-ippo.ru/porokhova-a-a-novikova-e-a-razrabotka-i/