ПОРОХОВА Анна Александровна, студентка Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. E-mail: poroxovaanna@gmail.com
НОВИКОВА Екатерина Алексеевна, студентка Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. E—mail: novikova.ka@mail.ru
Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В современном мире в школах всё чаще начинают применяться игровые технологии, в том числе квесты, интерактивные игры, ролевые игры. В настоящее время наибольшей популярностью среди педагогов пользуются именно дистанционные квесты, так как они являются занимательным методом освоения или закрепления материала любого школьного предмета. Поэтому нами была создана авторская разработка дистанционного квеста на урок английского языка, которая позволит быстро и грамотно составить задания внутри PowerPoint и облегчит работу педагога. Статья представляет собой теоретическое обоснование использования дистанционных квестов на уроках английского языка, этапы проведения квеста и важность адаптивной речи педагога в рамках использования подобного формата обучения. Также данная работа предлагает ознакомиться с возможной организацией дистанционного квеста по теме «Достопримечательности разных стран мира» в 4 классе начальной школе. В конце статьи представлена авторская разработка метапредметного квеста по станциям и задания, которые представлены в порядке увеличения сложности. Дистанционный квест позволит обучающимся узнать культуру других стран и народов, а также поможет в расширении словарного запаса младших школьников и повышении лексического навыка.
В последние годы преподавание иностранного языка в начальной школе претерпело значительные изменения, все больше внимание педагогов и методистов привлекает геймификация образовательного процесса. В этой связи одной из самых успешных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников является квест. С одной точки зрения, квест – это своего рода игра, в которой нужно выполнять задания, применяя различные знания, навыки и умения. Но с педагогической точки зрения, это искусственно созданная проблема, которую необходимо решить с использованием ресурсов или информации, необходимых для решения. Другими словами, квест – это такая образовательная технология, которая позволяет применить знания на практике, а также развить уже имеющиеся компетенции.
Главное преимущество использование квестов на уроках любой школьной дисциплины в том, что он представляет собой интересную, необычную и непохожую на традиционную форму обучения технологию, которая подходит обучающимся с разным уровнем усвоения. Это происходит из-за того, что проведение квест-технологии основывается на анализе индивидуальных особенностей детей, а также их уровне знаний при подготовке заданий. Поэтому мы можем утверждать, что все дети могут быть задействованы в процесс, а, следовательно, и удовлетворить потребность в познавательной деятельности.
На данный момент определение «дистанционного квеста» расширяется за счет постоянного развития технологий, а значит, можно сказать, что веб-квест – это задание, проблема, которая предполагает решение с использование ИКТ технологий, что говорит об организации квеста на специальных платформах или даже приложениях (например, PowerPoint).
Структура дистанционного квеста довольна проста:
— введение – объяснение предстоящей деятельности. Главное заинтересовать обучающихся в процессе и четко объяснить инструкцию по прохождению квеста, а также повторить или предоставить необходимую информацию, которая может пригодиться по ходу квеста;
— задание – то, что необходимо сделать по заданию, инструкция, вспомогательные вопросы или некоторые объяснения;
— процесс – прохождение квеста, выполнение заданий в команде или индивидуально. На данном этапе обучающиеся могут узнать много нового или закрепить уже пройденный материал;
— оценка – рефлексия собственной деятельности о прохождении двух предыдущих этапов. Допускается составление учащимися таблицы рефлексии.
— заключение – этап подведение общих этапов, того, что удалось узнать нового, обсуждение возникших ошибок или проблем при прохождении квеста с педагогом. Обязательным условием завершения этого этапа является прогнозирование дальнейшей работы и того, что предстоит узнать в будущем, и как полученные знания помогут в этом [5, с. 5].
На всех этапах игры, важно помнить, что речь учителя или игрового персонажа при подготовке и проведении квеста должна быть грамотной, поскольку адаптивная речь педагога имеет особое значение в учебной деятельности. В статье Ю.И. Апариной говорится, что адаптивная речь педагога способствует реализации ряда функций, захватывающих как контроль деятельности на уроке, так и реализацию коммуникативных аспектов и функций [1, с. 9].
Формирование социокультурной компетенции школьников на уроках иностранного языка, как указывает в своем исследовании Будник А.С., особенно активно происходит в игровой ситуации, которую может предоставить технология применения квестов [3, c. 95].
Освоение этикетных речевых жанров в процессе формирования социокультурной компетенции также возможно в формате проведения квестовых заданий. Этикетные речевые жанры, как указывают Богданова А. В. и Чистик А.А., легко и продуктивно усваиваются в процессе игровой деятельности, которую обеспечивает технология использования квестов [2, c. 249].
По мнения Богояковой Т.Н. и Бурнаковой К.Н. языковая личностная идентификация проявляется на раннем этапе изучения иностранного языка и может быть сформирована в процессе игровой деятельности на уроках [4, c. 38].
Предлагаем ознакомиться с возможным вариантом дистанционного квеста по теме «достопримечательности разных стран мира» для 4 класса в приложении PowerPoint.
Данный квест метапредметный, поскольку даст возможность не только обогатить лексический запас обучающихся, но и познакомить детей с культурами других стран и народов. На первом этапе следует определиться какие страны и достопримечательности будут положены в основу квеста и исходя из этого продумать основной сюжет игры. Далее следует определиться с видом квеста (маршрутный, станционный и т.д.), расписать типы возможных заданий, которые подойдут для детей 4 класса и внести их на слайды, желательно в порядке увеличения сложности. За каждое правильно выполненное задание обучающиеся будут получать баллы, которые вносятся учителем на обычную доску или на лист бумаги.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, ноутбук/компьютер, листы бумаги, ручки.
Первый этап игры – объяснение. На слайде детей приветствует экскурсовод, который рассказывает обучающимся о правилах поведения, технике безопасности и временных рамках на английском языке. Педагог переводит необходимые слова для полного понимания и расширения словарного запаса.
Второй этап игры – основной. Данный этап поделен на несколько станций, дети будут передвигаться постепенно, предварительно разделившись на 3 группы. Учителю следует предусмотреть знания английского языка и поделить детей так, чтобы в каждой группе был сильный ученик.
Станция 1. Ребята должны дать названия своим командам и определиться с лидером. По завершению организационных моментов на слайде появляется задания с ребусами, команды отгадывают русские слова и переводят их на английский язык, используя подсказки учителя или русско-английский словарь. Правильный ответ оценивается двумя баллами, а приближенный ответ одним баллом. Педагог предлагает повторить за ним угаданные слова для тренировки произношения.
Станция 2. Детям необходимо правильно соединить флаги и названия стран. Для этого на слайде представлены картинки и английские слова с транскрипцией для правильного произношения «France», «England», «USA», «Russia», «Italy», «German», «Japan». Каждая команда по очереди говорит свои предположения и получает один балл в копилку за правильный ответ. После этого дети по очереди нажимают на карточки, расположенные на экране, и экскурсовод произносит их, а дети повторяют. Та команда, которая выигрывает этот раунд, в дальнейшем начинает выполнять задания первой.
Станция 3. Далее детям показываются достопримечательности выше представленных стран. Обучающимся нужно правильно распределить их по странам, при этом после каждого правильного ответа экскурсовод рассказывает об исторической значимости и культурной составляющей. За каждое соответствие ученики получают по баллу.
Станция 4. На следующем слайде экскурсовод предлагает ребятам вписать различия стран в таблицу, чем больше пунктов будет записано, тем больше баллов получит команда. У каждой группы есть 5 минут на обсуждение и выполнение задания. При этом каждая команда выделяет 2-3 игрока для выполнения.
Станция 5. Экскурсовод просит обучающихся вписать сходства стран и правила выполнения заданий дублируются со станции 4. При этом к интерактивной доске должны выйти те игроки, которые не были активны на предыдущей станции.
Станция 6. Полученные знания необходимо применить на практике, поэтому педагог оглашает предварительные результаты и команда, которая вырвалась вперед, первыми выбирают две достопримечательности и готовят два небольших доклада, исходя из полученных знаний. Данная станция осложняется тем, что детям необходимо рассказать о достопримечательностях от лица жителя выбранной страны. Следующие две команды выбирают свои темы по тому же принципу, при этом они не могут повторяться. На подготовку отводится 10 минут, за каждое выступление команды могут получить максимум 10 баллов.
Третий этап игры – завершающий. Проводится рефлексия, дети отвечают на вопросы, и педагог оглашает результаты игры в виде следующих номинаций: «самые шустрые», «самые догадливые», «самые активные». Таким образом все дети смогут получить заслуженные поздравления и дипломы, сохранив при этом дружескую атмосферу в классе.
Разработка дистанционного квеста, позволит педагогам быстро и грамотно составить свои задания внутри PowerPoint, даст возможность интересно и продуктивно организовать занятие. Использование квестов на уроках английского языка важно и полезно как для педагога, так и для учеников, поскольку это способствует успешному освоению новых знаний и повышению мотивации учеников для развития лексических навыков.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционный квест это востребованная и эффективная технология обучения иностранному языку, которая способствует как познавательному развитию, так и усвоению, и совершенствованию коммуникативных навыков, социокультурных компетенций и развитию мышления.
Список литературы:
- Апарина Ю.И. Приемы адаптации дидактической речи при обучении иностранному языку в начальной школе // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков. Материалы международной конференции под общей редакцией Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. – М.: ООО «Языки Народов Мира», 2016. – С. 7 – 13.
- Богданова А.В., Чистик А.А Формирование у школьников социокультурной компетенции в процессе обучения этикетным речевым жанрам / А.В. Богданова, А.А. Чистик // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: Материалы межд. науч.-практ. конф. — М.: Экон-Информ, 2018. — С. 246 – 250.
- Будник А.С. Проблема формирования социокультурной коммуникативной компетенции младших школьников при изучении иностранных языков // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: Сб. итоговых материалов I Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Солововой. – Обнинск: Издательство «Титул», 2020. – С.94-96.
- Borgoyakov S.A., Borgoyakova T.N., Burnakova K.N. Strengthening of the All-Russian Identity and Problems of Ethno-Linguistic Education (Web of Science) European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). Volume 95. Pages: 29 – 39. (890 р.) Web of Science Conference Proceedings Citation Index — Social Sciences & Humanities (CPCI-SSH). https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBSe — ISSN: 2357-1330 (online) Proceedings of the Dialogue of Cultures — Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding (DCCD 2020)DOI: 10.15405/epsbs. 2020.11.03.4 © European Publisher 2020.293 Green Lanes, Palmers Green, London, United Kingdom, N13 4XS Reg. Number: 9219513.
- Heidi Shweizer, Ben Kossow WebQuests: Tools for differentiation // Gifted child today. — 2007. — №1, vol. 30.
http://izvestia-ippo.ru/porokhova-a-a-novikova-e-a-distancionn/