Попов Л.М., Устин П.Н. | ДУХОВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

ПОПОВ Леонид Михайлович, заведующий кафедрой психологии личности Института психологии и образовании Казанского федерального университета, г. Казань. E-Mail: Leonid.Popov@inbox.ru

УСТИН Павел Николаевич, доцент кафедры психологии личности Института психологии и образовании Казанского федерального университета, г. Казань. E-Mail: pavust@mail.ru

Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности», № 19-013-00664

Потенциал одаренной личности имеет многомерную выраженность. Объединяет эту многомерность категория духовности. Воплощение духовности осуществляется триединством факторов: когнитивного, нравственного и эстетического, что рассматривается как поиск истины, добро и красота. Особое внимание уделяется когнитивному компоненту духовности и его творческому потенциалу, представленному в функционировании модельного отображения интеллектуально — деятельностного механизма. Благодаря использованию метода «Хочу-могу-действую» показан способ актуализации интеллектуальных и личностных качеств и действий для достижения цели, поставленной самим испытуемым. Идея метода соотнесена с идеей метода Л.С. Выготского – «Зоны ближайшего развития».

Развитие личности современного человека определяется той системой ценностей, в которых, по мнению А.И. Савенкова, интеллектуально-творческий потенциал – это единственный гарант прогресса страны и обеспечения национальной безопасности, когда ценятся развитые когнитивные способности и личностные качества, позволяющие добиваться успеха, а главным двигателем прогресса становятся креативные идеи и технологии [2, с. 31].

Предметом нашего исследования является творческий потенциал личности, который, на наш взгляд следует рассматривать как с позиций синтеза способностей и личностных качеств «мотивационного и инструментального факторов (Богоявленская Д.Б., Панов В.И., Холодная М.А. и др.), так и с позиций их включенности в контекст духовного развития человека. Духовность человека мы понимаем как единство его способностей к нахождению истины, которая в пределе обладает эстетической привлекательностью и имеет нравственно приемлемую направленность действий с точки зрения общечеловеческих ценностей. Предельно емко данное сочетание обозначается как «истина-добро-красота», как это представляется в философско-эстетических и культурологических источниках.

В недавнее время данные феномены трактовались как элементы гармоничного развития личности, что было в системе ценностей, поддерживаемых государством. Уход от этой идеологии в сторону интеллектуального практицизма выразился в приоритетности когнитивного компонента личности с целью его постижения для создания искусственного интеллекта и робототехнических устройств. Такой выбор создает проблему односторонности формирования личности, что при игнорировании нравственной составляющей чревато в последующем личностными кризисами, как это произошло с А.Д. Сахаровым.

Наша позиция состоит в том, что духовность, как системное образование является тем ориентиром, который соединяет интеллектуально – деятельностные устремления человека к поиску и утверждению истины, с нравственной оценкой своих действий и эстетической привлекательностью найденной истины. Данная позиция нашла отражение в модели трехкомпонентной структуры духовности личности, представленной когнитивным или, по нашей версии – интеллектуально — деятельностным компонентом (поиск и утверждение истины), нравственно-этическим (делание добра и сопротивление злу) и художественно-эстетическим (красота) компонентами. В данной работе будут лишь намечены контуры нравственно-этического и эстетического компонентов.

Нравственно-этический компонент (делание добра) имеет двухполюсную выраженность. В пределе – это ориентация субъекта в своих помыслах на добродетельное или порочное поведение, что закреплено в материалах нашего теста «Добро-Зло». По отношению к данному компоненту духовности уместно использовать понятие «духовное пространство личности», содержание которого включает духовные помыслы и деяния, представления о высших ценностях.

Художественно-эстетический компонент духовности также может быть дифференцирован. Он оценивается по способности человека к созданию продуктов художественного творчества и способности испытывать эстетическое наслаждение при созерцании органами чувств шедевров художественного и прикладного творчества: музыки, литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, поделок народного творчества. Человек испытывает эстетическое наслаждение также от оригинальных вкусовых качеств чая, вина, ароматов духов.

Когнитивный (интеллектуально – деятельностный) компонент был описан ранее [3]. Он представлен двумя ветвями как внутрисубъектных, так и внешнесубъектных действий. Внутрисубъектные действия имеют ветвь мышления и ветвь творчества. Ветвь мыслительных действий строится согласно последовательности мыслительных действий по С.Л. Рубинштейну: проблема – гипотеза – задачи – суждения — общее умозаключение; ветвь творческих действий имеет ту последовательность, которая представлена в работах Я.А. Пономарева: проблема – крах логических программ – инкубация – инсайт – вербализация – формализация. Внешние действия субъекта представлены также двумя ветвями: ветвь созидания содержательного характера и ветвь технологического созидания. Диапазон действий субъекта в ветви созидания содержаний включает разную степень креативности в практически выраженных действиях человека: репродукция с импровизацией – создание продукта «для себя» — «для субкультуры» — «для культуры». Диапазон действий субъекта в ветви технологического созидания предполагает разную степень эффективности найденных субъектом технологий по созданию креативных продуктов.

В рамках модели трехкомпонентной структуры духовности личности нами были разработаны и апробированы технологии нравственно-этического преобразования студентов высших учебных заведений:

  1. Технология «Открытых квестов» — формирование и развитие различных компетенций (в том числе этических) у студентов через механизм активизации их творческого начала.
  2. Технология проблемных интерпретаций — формирование и развитие этических компетенций у студентов через постановку проблемных ситуаций, решение которых осуществляется в процессе их коллективного и индивидуального осмысления через конструирование собственного понимания материала в рамках поставленной проблемной ситуации.
  3. Четырехмодульная технология развития этических компетенций студентов-психологов — использование алгоритмов объединения теории с практическими упражнениями, что позволяет учащимся самостоятельно конструировать свои знания и стимулирует их мотивацию и творческий потенциал.
  4. Технология включения нравственно-этических характеристик личности в систему профессионально-важных качеств — формирование и развитие представлений студентов о значимости нравственно-этических характеристик личности в системе профессионально-важных качеств на основе усвоения теоретических знаний и формирования практических умений и навыков в использовании профессиографии.
  5. Технология развития нравственно-этического начала личности средствами киноиндустрии — развитие экзистенциальной ответственности и нравственно-этических ценностей учащихся через снижение их агрессии и напряженности на основе метода синемалогии — преобразование личности через просмотр фильмов и их последующего обсуждения.

Новым является обоснование о необходимости включения в когнитивный компонент деятельностной составляющей, что обусловлено необходимостью соединения умственных (аналитических) и практических действий (по Р. Стернбергу), как об этом пишет А.И. Савенков [2, с. 3]. В нашей модели умственные действия представлены внутрисубъектными действиями, а практические – действиями субъекта во вне.

Новое в трактовке когнитивного компонента состоит в том, что после экспериментальной работы по методу «Хочу — могу — действую», построенном нами на основе модели личности С.Л. Рубинштейна [4], возникла необходимость включить в когнитивный компонент, наряду с интеллектуальными способностями и личностные характеристики. Вариант личности, предложенный С.Л. Рубинштейном и метод его воплощения, которым мы пользовались ранее, носили в большей степени созерцательный характер, где в структуре личности «хочу» интеллектуальные и личностные характеристик давались безотносительно к реализации цели. В преобразующем варианте метода автору (Попов Л.М.) для достижения обозначенной цели потребовалось актуализировать из всего комплекса личностных черт лишь те, которые дополняли способности и усиливали преобразующую силу субъекта деятельности.

Значимость личностных характеристик, актуальных в контексте данной сложившейся ситуации, отмечена в аналитической статье Н.В. Мешковой. Она, со ссылкой на ряд зарубежных источников, отмечет, что например, для личности формального креативного лидера организации свойственно наличие ряда характеристик. Это: обсуждать проблему с сотрудниками, уважительно и заботливо относиться к сотрудникам, быть справедливым, компетентным, ответственным и склонным к переменам [1, с. 14].

Важнейшим элементом функционирования когнитивного компонента является ритмическая характеристика действий субъекта в виде постоянных взаимопереходов внешних действий во внутренние и наоборот. Толчком к началу таких колебаний чаще всего является внешний фактор.

В преобразующем варианте метода инструкция экспериментатора состоит в том, чтобы «хочу» испытуемого было соотнесено с какой-то близкой ему реальной целью. Отсюда и возникла новизна в функционировании психологического механизма когнитивного компонента. Определенная цель («хочу»), провозглашенная личностью, как значимая в данный период времени, снимает вопрос о первотолчке ритмических взаимопереходов внешних действий во внутренние и наоборот. Инициатором актуализации и ритмического воплощения всех интеллектуально-личностных характеристик, ступеней внутренних и внешних действий творческого потенциала становится сам человек, как субъект продуктивного движения к достижению своей цели.

Новое также в том, что интеллектуально – деятельностное саморазвитие личности взрослого человека происходит тогда, когда он сам себе способен поставить цель и осознать личную необходимость ее достижения. Это, мы считаем, главное условие последующей реализации творческого потенциала личности и включения механизма интроцепции (В. Штерн), когда внешние цели экспериментатора становятся целями испытуемого. Это также переход детерминации в самодетерминацию.

По нашему мнению в условиях целевого решения проблемы, что описывается в литературе как целеполагание, взрослый человек не столько развивается (хотя это и не исключается), сколько актуализирует свой интеллектуально — деятельностный потенциал. Актуализация его потенциала обусловлена в экспериментальных условиях прохождением по тому алгоритму, который сообщается ему извне, при движении к своей цели.

Именно здесь мы можем, по аналогии с методом «Зоны ближайшего развития» показать то, что сближает наш подход с подходом Л.С. Выготского и то, что отличает его. Близость в том, что развитие (в нашем случае – актуализация) испытуемого обусловлено косвенным участием взрослого (в нашем случае – экспериментатора), который определенным образом воздействует на испытуемого.

Отличие в том, что по методу ЗБР («Зоны ближайшего развития») экспериментатор работает с детьми и там действительно имеет место «развитие» ребенка. В нашем случае, по методу «Хочу-могу-действую» экспериментатор имеет дело со взрослыми и здесь, скорее всего, идет актуализация имеющегося потенциала на основе рекомендованного экспериментатором учета способностей и личных качеств, способствующих достижению цели, что как и в методе ЗБР есть косвенная подсказка. Рекомендация включает кроме констатации цели, учета способностей и личностных качеств, что объединено словом «могу», также те действия, которые необходимо будет совершить и тех рисков, которые могут воспрепятствовать достижению цели («действую»). В ряде случаев возникает противоречие между тем, что испытуемый хочет реализовать цель, но не может ее осуществить в силу отсутствия необходимых способностей, личностных качеств. Если мотивация очень сильная и испытуемый во чтобы то ни стало хочет достигнуть цели, то экспериментатор подталкивает испытуемого к ее достижению, рекомендуя включить в сознание слово «должен». Тем самым испытуемый побуждается к мобилизации своей воли. Практика реализации метода показывает, что актуализация своих интеллектуально – личностных особенностей во многих случаях затруднена из-за возможного включения частицы «не» перед каждым из трех элементов метода преобразования (хочу-могу-действую). Тогда возникает большое число вариаций поведения испытуемого и актуализации его интеллектуально-личностного потенциала.

Список литературы

  1. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально — психологический аспект / Н.В. Мешкова // Социальная психология и общество. 2015. №2 (6). С.8-21.
  2. Савенков А.И. Фундаментальные проблемы диагностики, прогнозирования и развития детской одаренности в современной образовательной среде / А.И. Савенков // Ребенок и мир: открытые возможности: сб. статей II Международной научной конференции. Самара: СФ ГАОУ МГПУ. 2018. 288 с.
  3. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, П.Н. Устин. М.: ИП РАН. 2008. 240 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. Спб.: Питер. 2003. 508 с.

http://izvestia-ippo.ru/popov-l-m-ustin-p-n-dukhovnost-kak-uslo/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *