Полковникова Н.Б. | Этническая идентичность как аксиологическая составляющая воспитания дошкольников: опрос родителей и педагогов

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Полковникова Наталья Борисовна, доцент, к.п.н., доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, polkovnikovanb@mgpu.ru

 

В статье представлены результаты опроса воспитателей детских садов и родителей дошкольников о значении собственной этнической идентичности в жизни взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста. В исследовании решены задачи изучения значения этнической принадлежности в жизни взрослых и их готовности заявить о своей этнической принадлежности. Сделано предположение о социальном наследовании этнической идентичности как ценности, транслируемой взрослыми детям.

Актуальность проблемы поликультурного образования обусловлена современным цифровым миром без границ и расстояний, в котором постоянно осуществляется межкультурное взаимодействие людей. Работы Н. Б. Полковниковой, Л. Е. Осипенко и С. М. Лесина [7, 8] указывают на то, что поликультурное образование представляет собой основу функционирования человека в этнически разнообразном мире. В исследованиях М. М. Борисовой, Н. Д. Десяевой, А. П. Каитова, Л. А. Любченко, А. С. Львовой, Э. К. Никитиной, А. И. Савенкова, Ю. А. Серебренниковой и С. Ю. Степанова [1], Е. Н. Геворкян, А. И. Савенкова, С. Н. Вачковой, Т. Н. Зиновьевой, А. С. Львовой, О. А. Любченко, В. М. Поставнёва, О. А. Айгуновой, М. В. Воропаева и П. В. Смирновой [2], С. А. Козловой, С. В. Кожокарь, А. Н. Ганичевой, Н. П. Флегонтовой, М. В. Крулехт, Н. Б. Полковниковой, А. Ш. Шахмановой, С. Е. Шукшиной, Н. И. Демидовой и других [3], Н. Б. Полковниковой [4, 5], М. Романовой, Т. Федоренко, Т. Савенковой, Е. Рябовой [9], А. И. Савенкова, О. А. Любченко, С. Г. Воровщикова, А. С. Львовой [10] отмечается значительный, определяющий вклад взрослых, родителей и педагогов в становление социальной идентичности подрастающих поколений.

Знакомство с разными этносами, уважение многообразия культур, одновременно с сохранением связи с культурой своего народа, важно для становления социальной идентичности ребенка. Как отмечено Н. Б. Полковниковой, Л. Е. Осипенко и С. М. Лесиным [7, 8], Ю. Н. Родионовой [6], первичные представления о многообразии этнических культур, понимание своего места в поликультурном мире, компетенции межкультурного диалога появляются в дошкольном возрасте. Вопрос об этнической принадлежности составляет основу поликультурного образования дошкольников современного мегаполиса. Поликультурное образование детей является актуальным заказом общества и Российского государства. Государственный заказ на поликультурное образование детей в условиях культурного многообразия отражен в официальных российских документах. Согласно закону «Об образовании в РФ», образование должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. То же говорится в стандарте дошкольного образования, где приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи и государства названо среди ведущих принципов Российского образования. Поликультурное образование включает знакомство с традициями родной культуры, знаниями о народах России, основами межкультурной коммуникации.

В современном мире необходимо, чтобы дети, начиная с первых лет жизни, знали своё этническое происхождение, чувствовали духовную связь со своим народом, узнавали о своём и других народах. Исследования С. А. Козловой, С. В. Кожокарь, А. Н. Ганичевой, Н. П. Флегонтовой, М. В. Крулехт, Н. Б. Полковниковой, А. Ш. Шахмановой, С. Е. Шукшиной, Н. И. Демидовой и других [3], Н. Б. Полковниковой [4, 5] доказывают, что трансляторами этого социального опыта становятся взрослые, родители и педагоги. Прямо или косвенно, осознанно или случайно они передают детям собственные ценностные ориентации. Педагогическую целесообразность данного процесса может обеспечить специально организованное поликультурное образование, субъектами которого станут дети дошкольного возраста, их родители и педагоги детских садов.

В контексте данной проблематики в 2021 году нами было проведено изучение понимания значения собственной этнической идентичности в жизни взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста. Были решены задачи изучения значения этнической принадлежности в жизни взрослых (родителей детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов), а также их готовности заявить о своей этнической принадлежности. Сделано предположение о социальном наследовании этнической идентичности как ценности, транслируемой взрослыми детям. Выборку составили 195 воспитателей детских садов и 433 родителя дошкольников московской школы № 1517. Для решения задач исследования с помощью Гугл-форм было проведено анкетирование родителей и дошкольных педагогов. Анкеты были разработаны с использованием материалов нашего пилотажного исследования, проведённого ранее [7, 8]. Пример анкеты представлен ниже.

Анкета для дошкольных педагогов. Уважаемые коллеги! Для проекта по поликультурному образованию дошкольников просим вас анонимно ответить на несколько вопросов. Заранее благодарим за уделённое время.

  • К какому народу Вы себя относите? (Открытый вопрос.)
  • Для Вас важно осознавать свою национальную принадлежность? (Варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить.)
  • Проявляется ли в обычной жизни, в работе Ваша национальная принадлежность, например, во внешнем виде, в словах, в поступках? (Варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить.)
  • Если – да, в чём конкретно? (Открытый вопрос.)

Ответы 195 дошкольных педагогов представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Количественные результаты анкетирования дошкольных педагогов

Вопрос 1. К какому народу Вы себя относите? Русские – 107

Татары – 9

Чуваши – 4

Украинцы – 4

Евреи – 3

Дагестанцы – 3

Белорусы – 2

Аварцы – 2

Армяне – 2

Кабардинцы – 2

Мордва – 2

Осетины – 1

Немцы – 1

Киргизы – 1

Черкесы – 1

Кумыки – 1

Россияне – 18

Славяне – 7

Не дали ответ – 25

Вопрос 2. Для Вас важно осознавать свою этническую принадлежность? Да – 144

Нет – 32

Затрудняюсь ответить — 19

Вопрос 3. Проявляется ли в обычной жизни Ваша этническая принадлежность, например, во внешнем виде, в словах, в поступках? Да – 44

Нет – 115

Затрудняюсь ответить – 36

Вопрос 4. Если – да, в чём конкретно? Язык – 14

Поведение – 9

Образ жизни – 9

Внешний вид – 8

Фольклор – 2

Внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу – 2

Из данных Таблицы 1 видно, что этнический состав дошкольных педагогов неоднородный. Преимущественно представлен русскими (более половины опрошенных). Количество представителей других этносов невелико. Среди них татары, чуваши, украинцы, евреи, дагестанцы, белорусы, аварцы, армяне, кабардинцы, мордва, осетины, немцы, киргизы, черкесы, кумыки. 18 человек из 195 дошкольных педагогов назвали себя россиянами. 25 человек не ответили на вопрос, к какому этносу они принадлежат.

Ответы 433 родителей дошкольников представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Количественные результаты анкетирования родителей дошкольников

Вопрос 1. К какому народу Вы себя относите? Русские – 147

Татары – 48

Украинцы – 41

Евреи – 36

Дагестанцы – 33

Белорусы – 12

Чуваши – 12

Грузины – 12

Армяне – 11

Мордва – 6

Турки – 6

Аварцы – 5

Осетины – 4

Немцы – 3

Киргизы – 3

Кабардинцы – 2

Черкесы – 2

Коми – 1

Кумыки – 1

Поморы – 1

Славяне – 7

Россияне – 18

Не дали ответ – 22

Вопрос 2. Для Вас важно осознавать свою этническую принадлежность? Да – 344

Нет – 51

Затрудняюсь ответить – 38

Вопрос 3. Проявляется ли в обычной жизни Ваша этническая принадлежность, например, во внешнем виде, в словах, в поступках? Да – 198

Нет – 139

Затрудняюсь ответить – 96

Вопрос 4. Если – да, в чём конкретно? Внешний вид – 161

Язык – 148

Поведение – 53

Характер – 22

Внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу – 14

Менталитет – 8

Традиции в быту – 8

Фольклор – 7

Этническая кухня – 6

Воспитание детей – 6

В Таблице 2 данные по этническому составу родителей распределились следующим образом. Этническое разнообразие представлено широко. Более четверти опрошенных сказали, что они русские. В численном составе значительно представлены татары, украинцы, евреи и дагестанцы. Представителей этих этносов примерно поровну. Меньшее количество относит себя к белорусам, чувашам, грузинам и армянам. Среди опрошенных были представители мордвы, турок, аварцев, осетин, немцев, киргизов, кабардинцев, черкесов, коми, кумыков и поморов. Среди родителей дошкольников 18 респондентов ответили, что они россияне. 22 человека не дали ответ о своей этнической принадлежности.

Количественные данные, которые были получены по вопросу 2 (Для Вас важно осознавать свою этническую принадлежность?) представлены на Рисунке 1 в процентном соотношении.

 

Рисунок 1. Ответы родителей и дошкольных педагогов на вопрос о важности осознания своей этнической принадлежности

На Рисунке 1 видно, что осознавать свою этническую принадлежность важно более, чем для 70% взрослых. 16% педагогов и 12% родителей ответили, что для них не важно осознавать свою этническую принадлежность. 10% и 9% соответственно затруднились в ответе на данный вопрос.

Процентное соотношение ответов дошкольных педагогов и родителей дошкольников на вопрос 3 анкеты (Проявляется ли в обычной жизни Ваша этническая принадлежность) представлено на Рисунке 2.

Рисунок 2. Ответы дошкольных педагогов и родителей дошкольников о проявлении их этнической принадлежности в обычной жизни

На Рисунке 2 видно, что ответы дошкольных педагогов и родителей дошкольников о проявлении их этнической принадлежности существенно отличаются. О том, что их этническая принадлежность проявляется в обычной жизни, заявили 22,6% педагогов и почти вдвое больше, 45,7% родителей. Соответственно, ответ «нет» на вопрос о том, проявляется ли в обычной жизни их этническая принадлежность, дали 59% дошкольных педагогов и 32,1% родителей дошкольников. Эти данные также отличаются почти в два раза. Затруднились в ответе на этот вопрос приблизительно равное количество опрошенных: 18,5% дошкольных педагогов и 22,2% родителей дошкольников.

Процентное соотношение ответов на вопрос 4 анкеты, в чём в обыденной жизни проявляется этническая принадлежность педагогов и родителей, представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Процентное соотношение ответов дошкольных педагогов и родителей дошкольников о проявлении их этнической принадлежности в обыденной жизни

В вопросе 4 анкеты не было готовых вариантов ответов, их давали сами респонденты. На Рисунке 3 видно, что ответы педагогов и родителей распределились следующим образом. Примерно поровну ответов было о проявлении их этнической принадлежности в языке (32% у дошкольных педагогов и 34% у родителей дошкольников). Таким образом, показатель языка был общим для группы дошкольных педагогов и группы родителей воспитанников. Ещё одним показателем, о котором сказали обе группы респондентов, было поведение. При этом процентное соотношение ответов педагогов и родителей отличалось почти в два раза. О том, что их этническая принадлежность проявляется в поведении, сказали 20% дошкольных педагогов и только 12% родителей дошкольников. Похожие количественные данные были получены по показателю внешнего вида. Но здесь мы видим, что процентное соотношение ответов дошкольных педагогов и родителей воспитанников было обратным. 18% педагогов ответили, что их этническая принадлежность проявляется во внешнем виде. Почти вдвое больше таких же ответов (37%) было получено от родителей. Иначе распределились данные по показателю образа жизни. Его назвали 20% педагогов и 1,8% родителей. Как мы видим из Рисунка 3, количество этих ответов в двух группах респондентов отличалось почти в десять раз. В ответах педагогов и родителей было два показателя, процентные данные по которым сходны. Это фольклор и внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу. Фольклор назвали 5% педагогов и 2% родителей. Внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу – 5% и 3% респондентов каждой группы соответственно. Отметим, что среди ответов родителей были показатели, которые не называли педагоги. Это характер (5% ответов родителей), менталитет и традиции в быту (по 2% ответов родителей), этническая кухня и воспитание детей (по 1% ответов родителей).

Итак, среди ответов взрослых на вопрос, в чём проявляется их этническая принадлежность в обыденной жизни, были высказывания, общие для дошкольных педагогов и родителей. Это ответы о языке, поведении, образе жизни, внешнем виде, фольклоре и внутреннем ощущении принадлежности «своему» этносу.  Наиболее часто упоминаемое и близкое процентное соотношение ответов в двух группах респондентов было получено о языке. Максимально отличным было процентное соотношение ответов о внешнем виде. Здесь ответов родителей было почти вдвое больше. Противоположные данные были получены в сравнении ответов о проявлении этнической принадлежности в поведении. Ответов педагогов о том, что их этническая принадлежность проявляется в поведении было почти вдвое больше, чем ответов родителей. Реже в ответах взрослых респондентов упоминались фольклор и внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу. Педагоги называли их вдвое чаще, чем родители. Среди ответов родителей были такие, которые не называли педагоги. Это характер, менталитет и традиции в быту, воспитание детей и этническая кухня. Они были названы небольшим количеством родителей.

Результаты анкетирования могут быть интерпретированы следующим образом. Этнический состав выборки говорит о его многообразии. Респонденты преимущественно представлены русскими – более половины опрошенных дошкольных педагогов и более четверти родителей воспитанников детских садов. Этническое многообразие выборки представлено татарами, чувашами, украинцами, евреями, дагестанцами, азербайджанцами, белорусами, армянами, грузинами, кабардинцами, мордвой, осетинами, киргизами, черкесами, коми, кумыками, немцами, поляками, поморами и другими.

Часть респондентов обеих групп назвала себя россиянами. Это может указывать на то, что они определяют себя не представителями этноса, а российской нации или гражданами России. Можно также предположить, что таким образом респонденты уклоняются от ответа на вопрос. Некоторые респонденты не ответили на вопрос, к какому этносу они принадлежат.

Результаты анкетирования позволяют утверждать, что для значительного большинства взрослых, воспитывающих дошкольников, осознание своей этнической принадлежности является важным. Мы можем предположить, что взрослые транслируют эту позицию детям. Внешними, прямыми средствами трансляции этнической принадлежности от взрослых дошкольникам являются язык, поведение, особенности внешнего вида и использование фольклора. Неочивидными, косвенными средствами трансляции этнической принадлежности от взрослых дошкольникам являются внутреннее ощущение принадлежности «своему» этносу, черты этнического характера, этнический менталитет, бытовые традиции, например, этническая кухня и традиции воспитания детей. Эти гипотезы будут проверены в продолжении нашего исследования.

Список литературы

  1. Борисова М. М., Десяева Н. Д., Каитов А. П., Любченко Л. А., Львова А. С., Никитина Э. К., Савенков А. И., Серебренникова Ю. А., Степанов С. Ю. Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого). М. : Перо. 2018. 360 с.
  2. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Вачкова С. Н., Зиновьева Т. Н., Львова А. С., Любченко О. А., Поставнёв В. М., Айгунова О. А., Воропаев М. В., Смирнова П. В. Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности. М. : Перо. 2015. 161 с.
  3. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Ганичева А. Н., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Флегонтова Н. П., Крулехт М. В., Полковникова Н. Б., Шахманова А. Ш., Шукшина С. Е., Демидова Н. И., Полосухина Е. О. Социализация детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие / М. : Юрайт. 2019. Сер. 11 Университеты России (2-е изд.). 195 с.
  4. Полковникова Н. Б. Аксиологизация образовательного пространства – современная основа построения эффективного педагогического взаимодействия / Полiкультурний слов`янський освiтнiй простiр: шляхи та форми iнтеграцii. Матерiали Мiждународного науково-педагогiчного конгрессу IX Слов`янскi педагогiчнi читання. Одесса : Издательство Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. 2010. 320 с. С. 38–41.
  5. Полковникова Н. Б. Аксиологические составляющие процесса формирования межличностных отношений детей и взрослых. Дисс. … канд. пед. наук. М. : МГПУ. 2010. 236 с.
  6. Родионова Ю. Н. Анализ осуществления поликультурного образования детей, посещающих дошкольные образовательные организации города Москвы // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 84–89.
  7. Polkovnikova N. B., Osipenko L. E., Lesin S. M. Training preschool specialists for organization and realization of intercultural dialogue / Eurupean Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 732–740.
  8. Polkovnikova N. B., Osipenko L. E., Lesin S. M. Folklore Tale for Young Children Precuring a Polyculture Textbook / TSNI 2021 – Textbook: Focus on Student`s National Identity. Moscow. 2021.
  9. Romanova M., Fedorenko T., Savenkova T., Ryabova E. Development of positive socialization and dialogic speech in older preschoolers / Education and City: Education and Qality of Living in the City/ The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. P. 1012.
  10. Savenkov A. I., Lyubchenko O. A., Vorovshchikov S. G., Lvova A. S. Development of a Training Model for Working with Young Children in the Conditions of a Master`s Program and Additional Education in a Pedagogical University / SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference «Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks». 2020. P. 2023.

http://izvestia-ippo.ru/polkovnikova-n-b-yetnicheskaya-identichn/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *