Полковникова Н.Б. | МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доцент, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: polkovnikova.natalia@gmail.com

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»

В статье представлен анализ некоторых научных подходов к определению понятия толерантности в межэтнической сфере с точки зрения актуальных проблем современного образования. Обозначены основные направления исследований вопроса о воспитании межэтнической толерантности в отечественной дошкольной педагогике. Обобщены универсальные педагогические условия воспитания толерантности как качества личности в дошкольном возрасте.

Перспективы России обусловлены актуальным состоянием образования. Будущее зависит от того, каким его сделают наши потомки, какими людьми они станут. Современное государство и общество приходят к осознанию идеи развития не путём накопления и совершенствования материальных объектов, а посредством формирования главного капитала – человеческого. В связи с этим Б.С. Гершунский [3] предполагает, что сегодня перед педагогической наукой и практикой выдвигается задача воспитания сообщества людей как субъектов созидания: движимых доброй волей, наделённых интеллектуальным и творческим потенциалом, опирающихся на нравственные ориентиры и этические ограничители. Образовательная политика нашей страны создаёт условия для реализации этой задачи на основе принципа гуманистического характера образования, который предполагает приоритет человека, свободное развитие его личности (Ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

На пути решения данной перспективной задачи возникают значительные трудности. Одним из наиболее острых нынешних противоречий является резко усилившаяся социальная напряжённость на национально-этнической и религиозной почве. Его причина кроется в ментальной несовместимости людей и человеческих сообществ, населяющих нашу страну. Апеллируя к авторитетному мнению Б.С. Гершунского [3], следует отметить, что в отечественном образовании как советского периода, так и в современной Российской Федерации, не уделялось и не уделяется должного внимания вопросам развития ментальной совместимости различных наций и народностей.

В данном контексте Е.И. Лутовинова [5] отводит особую роль изучению национальных культур в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования. Педагог предлагает формировать в российских гражданах этнокультурную компетенцию, опирающуюся на опыт усвоения основ традиционных народных культур, прежде всего – собственной, затем – тех, кто живёт по соседству. Подобный этнокультурный опыт предоставит возможность избежать непонимания специфики людей других культур, предотвратить конфликты на этнической почве, «… воспитывать толерантное отношение к «чужакам» [5, с. 4].

Анализ научно-теоретической литературы выявил интерес современных российских исследователей к вопросам изучения национальных характеров и национальной ментальности; особенностей культур разнообразных народов, населяющих сегодня Россию: их национального уклада жизни, ценностей и идеалов; а также обращение к проблематике этнической идентичности и межэтнических отношений, адаптации мигрантов к новой культурной среде; воспитания толерантного отношения к представителям иных национальностей. С.К. Бондырева [1] отмечает, что, несмотря на сходство понимания в обществе феномена толерантности, сегодня это явление изучается в человековедческом знании с разнообразных позиций. Различные подходы к трактовке толерантности рассматриваются в научных работах С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова [1], И.Б. Гриншпуна [4], Г.У. Солдатовой [8], Т.Г. Стефаненко [2] и других.

В трудах С.К. Бондыревой [1] толерантность представлена, с одной стороны, системоорганизующим компонентом в организации и развитии общества, непременным условием выживания, а с другой – инструментом регулирования социальных отношений. Воспитание межэтнической толерантности предполагает формирование толерантного отношения, толерантного сознания и толерантного поведения у всех субъектов образовательного процесса в ходе культурного взаимодействия и диалога, утверждает учёный. Непременным условием становления толерантности межкультурный диалог называют также Т.Г. Стефаненко и соавторы [2].

В том же ключе рассматривает толерантность как психическое явление И.Б. Гриншпун [4]. Исследователь трактует толерантность в связи с готовностью субъекта к взаимодействию. Диагностическая и формирующая работа, охватывающая воспитание толерантности, обусловлена, по мнению психолога, следующими направлениями: установочным, отношенческим, когнитивным, волевым, поведенческим и рефлексивным.

В совместной работе С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова [1] высказывается мнение, что проблема толерантности возникает лишь в случае, когда индивиду требуется сдерживать собственные негативные проявления в оценках, отношениях, в поведении. При позитивных отношениях и побуждениях вопрос толерантности перед человеком вообще не встаёт. В связи с этим педагогический путь воспитания толерантности видится учёным в формировании культуры оценки, ценностного отношения к окружающим. Аналогично этому Г.У. Солдатова [8] изучает толерантность в контексте идеи общечеловеческих ценностей: с позиций уважения прав другого, всеобщего единства и взаимосвязи людей.

Социальная потребность и, как следствие, педагогическая задача воспитания у детей межэтнической толерантности в качестве условия и средства организации отношений в обществе будущего [1] на сегодняшний день представляется нам наиболее актуальной проблемой дошкольного образования. По-нашему мнению, успешное воспитание толерантности в сфере межэтнических отношений возможно при условии начала педагогической работы с первых лет жизни ребёнка. Современные дошкольные образовательные организации обладают значительным потенциалом в данной связи.

Научные исследования, посвящённые сначала интернациональному воспитанию, а затем воспитанию этнотолерантности и этики межнационального общения, охватывают значительное время в развитии отечественной науки и в дошкольной педагогике связаны с именами О.В. Акуловой, М.И. Богомоловой, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковской, Л.М. Захаровой, Н.Г. Капустиной, Е.И. Радиной, Э.К. Сусловой и других.

Интересы современных исследователей Е.С. Бабуновой; О.О Виноградовой, А.В. Яграшевой и А.А. Тембербековой; О.В Гончаровой и С. Чен; А.В. Гришиной и У.А. Исмаиловой; Н. Ежковой; Т.В. Забельской; Н.В. Поповицкой; Н.П. Флегонтовой сосредоточены вокруг вопросов организации поликультурного пространства и решения педагогических задач культурной интеграции в дошкольной образовательной организации. Проблематика этнокультурной социализации и особенностей детской личности в поликультурных условиях раскрывается в работах Н.И. Афониной, Е.С. Бабуновой и Х. Кючукова. Психолого-педагогические условия успешного этнокультурного взаимодействия субъектов процесса дошкольного образования являются предметом изучения Н. Белянковой; И.О. Гариповой; Л.М. Корниловой; Л.М. Костиной, Т.В. Александровой, И.А. Хоменко и Н.Н. Искра; В.И. Пищик; Т.В. Наумовой и других.

В русле традиционного для нашей педагогической науки деятельностного подхода педагогический процесс, направленный на воспитание этики межнационального общения, строится с учётом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов развития ребёнка дошкольного возраста [7]. Формирование в дошкольном возрасте этнотолерантности, уважения к людям иной национальности, принятия другой культуры сопровождается универсальными педагогическими условиями воспитания [6]. К ним можно отнести установление соответствующего стиля взаимоотношений между взрослыми людьми, сотрудниками дошкольной образовательной организации и родителями воспитанников. Уважение взрослых к людям другой национальности, внимание и интерес к иной культуре является необходимой частью современного стиля педагогического общения.

Ещё одним обязательным условием успешности педагогической работы по воспитанию межэтнической толерантности служит уважение взрослых, в первую очередь педагогов, к личности растущего человека, признание его ценности и права на индивидуальность независимо от национальной принадлежности. Воспитателю необходимо создать для всех детей группы поддерживающую эмоциональную обстановку, которая стимулирует положительное эмоциональное отношение, проявление толерантности к людям другой национальной принадлежности.

Воспитанию этнотолерантности способствует вся организация жизни ребёнка в детском саду: общение дошкольников со сверстниками и взрослыми в общих играх и занятиях, на прогулках и в труде, совместный приём пищи и другие. Режим жизни детей раскрывает широкие педагогические возможности накопления и закрепления личного опыта положительных взаимоотношений дошкольников разных культур, преодоления нежелательных форм поведения детей к людям других национальностей. Воспитателю нужно стремится привить детям уважение, добрые чувства, внимательность и отзывчивость к людям независимо от этнической принадлежности. Основу дружелюбной атмосферы в группе составляют собственные эмоциональные проявления взрослых, ровное, одинаково заботливое отношение воспитателя ко всем детям и их родителям, профессиональная забота и помощь педагога каждому.

Цели, задачи и содержание современного российского дошкольного образования предоставляют педагогам широкие возможности для формирования всесторонне и гармонически развитой детской личности, для закладывания базиса творческого саморазвития воспитанников [7] на основе этнокультурного и гражданского самоопределения, национальной традиции, а также на основе ценностей российской и мировой культуры.

Проведённое нами в 2017 году пилотажное исследование педагогической деятельности 84 воспитателей дошкольных образовательных организаций города Москвы, позволило констатировать существенные затруднения в осуществлении работы по поликультурному образованию детей дошкольного возраста. В результате анкетирования, анализа педагогической документации и наблюдений были зафиксированы многочисленные факты, которые позволили прийти к выводу об отсутствии целенаправленности и систематичности в проектировании и осуществлении педагогического процесса по поликультурному образованию в группах дошкольных образовательных организаций. Можно предположить, что такое положение дел связано с отсутствием в профессиональном арсенале воспитателей общекультурных и профессиональных знаний, а также специальных педагогических технологий поликультурного образования дошкольников. Решение противоречия между актуальной потребностью в поликультурном образовании воспитанников детских садов и отсутствием использования современных педагогических технологий в данном направлении. Специально организованный педагогический процесс по формированию толерантности как интегративного качества личности в дошкольном возрасте позволит в дальнейшем избежать межэтнических распрей, непонимания представителей иной культуры, межнациональной вражды.

Список литературы

  1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.
  2. Выскочил А.А., Дятлова Е.В., Стефаненко Т.Г. и другие. Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. 372 с.
  3. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
  4. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 368 с. С. 31–40.
  5. Лутовинова Е.И. Традиционная русская культура в системе подготовки специалистов: учеб. пособие. М: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: «МОДЭК», 2014. 184 с.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение. 1975. 256 с.
  7. Савенков А.И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2. М.: 2017. Сер. 58.
  8. Солдатова Г.У. Толерантность – норма жизни в мире разнообразия // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 132–135.

POLKOVNIKOVA Natalia, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow. E-mail: polkovnikova.natalia@gmail.com

ETHNIC TOLERANCE AS INTEGRATED PERSONALITY AND PEDAGOGICAL RESOURCES OF ITS DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDHOOD

 Annotation. The article presents an analysis of some scientific approaches to the definition of the concept of tolerance in the interethnic sphere from the point of view of the actual problems of modern education. The main directions of studies of the issue of the education of interethnic tolerance in the national pre-school pedagogy are indicated. The universal pedagogical conditions for the education of tolerance as a person’s quality in the preschool age are generalized.

Key words: modern education, education of tolerance, tolerant attitude, tolerant consciousness, tolerant behavior.

http://izvestia-ippo.ru/polkovnikova-n-b-mezhyetnicheskaya-toler/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *