Полковникова Н. Б. | Формирование этнической идентичности в раннем детстве

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доцент, к.п.н.,

доцент департамента педагогики

ИППО ГАОУ ВО МГПУ,

г. Москва,

polkovnikovanb@mgpu.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье представлен анализ психолого-педагогических исследований, отражающий сущность этнической идентичности и механизмы её формирования в раннем детстве. Взаимодействие ребёнка с взрослым и специально организованное педагогическое воздействие рассмотрены в качестве основных факторов формирования этнической идентичности детей раннего возраста.

Жизнь горожан Московского мегаполиса протекает в многоэтничном контексте, где с первых лет жизни ребенок включен в поликультурную среду. В исследованиях С. М. Лесина, Л. Е. Осипенко, Н. Б. Полковниковой [4]; М. Романовой, Т. Федоренко, Т. Савенковой, Е. Рябовой [5] и других отмечено, что близкие взрослые, родители и педагоги, – посредники между ним и разными этническими культурами вокруг. Для того, чтобы сформировать чувство своего и иного, на котором впоследствии будет базироваться осознание различных образов мира в полиэтничном обществе, взрослые используют в процессе поликультурного образования детей традиционные средства этнопедагогики [2].

Первая и наиболее важная педагогическая задача в этой связи, которую формулируют С. М. Лесин, Л. Е. Осипенко, Н. Б. Полковникова [2, 4], Ю. Н. Родионова [3] и другие, – формирование этнической идентичности ребёнка как составляющей самоидентификации детской личности. Этническая идентичность рассматривается нами в качестве совпадения этнокультурных норм, мировоззренческих позиций отдельного человека и этнической группы. Результатом развития этнической идентичности служит присвоение личностью этнического статуса, в который входят общие для представителей народа генетические, языковые и культурные характеристики.

Это значимый процесс, М. Романова, Т. Федоренко, Т. Савенкова, Е. Рябова [5] высказывают мысль, что он позволяет обеспечить позитивную социализацию детской личности, развитие социального интеллекта в раннем детстве и в дошкольном возрасте. Эффективными средствами становления этнической идентичности маленьких детей являются родной язык, фольклор, семейные обычаи и традиции воспитания, ухода за ребенком и другие, уточняют Н. Б. Полковникова [2] и Ю. Н. Родионова [3]. Сформированный базис этнической идентичности позволяет педагогам реализовывать разнообразные педагогические задачи: воспитания этнотолерантности, обучения детей взаимодействию с учетом национальных традиций и особенностей мировоззрения представителей разных этнических культур, избегания межэтнических конфликтов, уважения национальной идентичности партнеров по общению.

Идея о том, что раннее и дошкольное детство обладает значительным потенциалом для формирования всех сторон личности ребёнка и реализации взрослым образовательных задач обоснована в работе коллектива учёных А. Н. Ганичевой, А. Ш. Шахмановой, Н. Б. Полковниковой и других, выполненной под руководством С. А. Козловой [1]. Помимо процесса физического роста и, одновременно, накопления психических новообразований, в детстве человек осваивает пространства социума, определяет в нём себя и других, впитывает язык и культуру тех, кто его окружает. Важными приобретениями раннего и дошкольного детства в этой связи можно назвать первую рефлексию и самоорганизацию во взаимодействии со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста и взрослыми, где происходит закрепление этнического статуса ребёнка. Таким образом, психическое развитие ребёнка представляет собой творческий процесс, протекающий в социокультурном контексте, начиная с первых лет жизни. Поэтому уже младенец является субъектом культуры, порождающим свои знаки и символы.

Познание особенностей и условий детского развития сводится к изучению двух неравнозначных способов изменения и расширения возможностей освоения ребёнком отношений и связей социального мира. В ходе взросления, во-первых, происходят изменения в физиологии и психике; во-вторых, через присвоение ребёнком новых социальных позиций осваивается и расширяется его социальное пространство, включая его этнокультурную составляющую [1, 5].

Выстраивание межличностных отношений со «своими» и «другими» по этнической принадлежности людьми создаёт дополнительную перспективу развития ребёнка, очерчивает его завтрашний день. В поиске путей для освоения общественных норм, оптимального соотношения обязательного и свободного происходит формирование активной личностной позиции, самостоятельности, инициативности, ответственности за собственный свободный выбор, развивается самосознание личности, закладываются основы этнической идентичности [2].

Отечественная психология трактует самосознание в контексте осознания человеком себя как индивидуальности: собственного тела, чувств, потребностей, особенностей характера и прочего. Самосознание – продукт сложного и длительного становления. Оно зарождается в знаниях о себе и о других в культурном контексте, движется через познание себя к осознанию себя, то есть к собственно самосознанию [5].

Первоначальные представления о себе начинают накапливаться у ребёнка ещё в раннем детстве [1]. Механизм развития самосознания изначально реализуется через чувственные формы и источники подобных знаний: ощущение и восприятие, эмоции. Постепенно возможности самопознания ребёнка расширяются за счёт включения познавательных процессов: памяти, воображения, наглядно-действенного мышления. Развитие самопознания предполагает значительную роль речи, поскольку в ходе речевого общения знания ребёнка о себе выражаются в знаково-опосредованной форме.

Необходимым условием развития этнической идентичности служит общество с социально-нормированным взаимодействием людей разных народов, своего и иных. Включаясь в совместную деятельность с окружающими, общаясь с ними в ходе этой деятельности, ребёнок приобретает личностно окрашенный индивидуальный опыт этнокультурного и поликультурного взаимодействия. Таким образом в ходе развития ребёнок проникает в мир отношений окружающих людей, которые несут в себе различные характеристики этнического статуса. В этом пространстве у ребёнка младенческого, а затем – раннего возраста формируется осознание себя как части окружающего мира, понимание своего положения в мире, собственного отношения к его объектам и явлениям [2, 3, 4].

Генезис этнической идентичности возможен исключительно в социальной среде. Определяющим фактором этого развития в раннем детстве является целенаправленная деятельность взрослых, направленная на помощь детям не только в осознании и присвоении социально-культурного, этнического, но и в его реализации. Необходимым условием формирования этнической идентичности в раннем детстве нам представляется главенствующая позиция взрослых, которые организуют, структурируют культурно-этническое пространство, в котором развивается ребёнок [1].

Важным фактором развития этнического самосознания, запускающим и поддерживающим его механизм в первые годы жизни ребёнка, являются задачи воспитания и обучения, которые ставит перед ребёнком воспитатель. Содержание этнокультурного образования в раннем детстве должно быть соразмерно детским возможностям, непосредственно связанным с жизнью ребёнка и близким ему. Деятельность, реализующая такое педагогическое содержание, имеет развивающее влияние на этническое самосознание [3, 4].

Это педагогически целесообразное взаимодействие, которое призвано наполнять образовательное пространство между сообществом взрослых людей и ранним детством. Важной задачей в данной связи мы видим поиск психологических механизмов формирования межличностных отношений, объединяющих и разъединяющих детей и взрослых на основании этнической идентичности.

 

Литература

  1. Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А., Калишенко В. Д., Кожокарь С. В., Крулехт М. В., Козлова С. А., Полковникова Н. Б., Полосухина Е. О., Флегонтова Н. П., Шахманова А. Ш., Шукшина С. Е. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях. Монография. 2017. М. : МГПУ. 196 с.
  2. Полковникова Н. Б. Педагогическая полифункциональность народной сказки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 39–46.
  3. Родионова Ю. Н. Анализ осуществления поликультурного образования детей, посещающих дошкольные образовательные организации города Москвы // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 84–89.
  4. Polkovnikova N. B., Osipenko L. E., Lesin S. M. Training preschool specialists for organization and realization of intercultural dialogue / Eurupean Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 732–740.
  5. Romanova M., Fedorenko T., Savenkova T., Ryabova E. Development of positive socialization and dialogic speech in older preschoolers / Education and City: Education and Qality of Living in the City/ The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. P. 1012.

http://izvestia-ippo.ru/polkovnikova-n-b-formirovanie-yetniche/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *