Польченко Н. М. | Интерактивные и игровые цифровые среды для развития креативного потенциала одаренных учащихся

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

учитель английского языка,

«Школа гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева»,

 Степногорск, Казахстан

Email: polchenkonadia@mail.ru  

В статье рассматриваются возможности использования интерактивных и игровых цифровых сред для развития креативного потенциала одаренных учащихся. Автор анализирует, как геймифицированные технологии, виртуальные лаборатории и образовательные платформы могут способствовать развитию творческих способностей и исследовательских навыков. Обсуждаются особенности цифровых сред, которые позволяют учащимся экспериментировать с различными подходами, решать сложные задачи и применять полученные знания на практике. Статья подчеркивает важность создания условий для индивидуального подхода и адаптивного обучения, ориентированных на потребности одаренных детей, а также рассматривает примеры успешного использования таких сред в образовательной практике.

The article discusses the possibilities of using interactive and gaming digital environments to develop the creative potential of gifted students. The author analyzes how gamified technologies, virtual laboratories and educational platforms can contribute to the development of creative abilities and research skills. The features of digital environments that allow students to experiment with different approaches, solve complex problems and apply the acquired knowledge in practice are discussed. The article emphasizes the importance of creating conditions for an individual approach and adaptive learning focused on the needs of gifted children, and also considers examples of the successful use of such environments in educational practice.

Современное образование все чаще использует цифровые технологии, чтобы развивать креативные способности учащихся, особенно тех, кто обладает высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей. По мнению Ю. Д. Бабаевой, Б. А. Вяткина [1] интерактивные и игровые цифровые среды являются одними из самых перспективных инструментов в этом направлении, поскольку они позволяют не только освоить новые знания, но и стимулировать оригинальность, гибкость мышления и инициативность, способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся. Давайте рассмотрим, как эти технологии работают и как эти платформы помогают раскрыть способности талантливых школьников и какие особенности их использования важны для образовательного процесса.

  1. Преимущества цифровых интерактивных и игровых сред.

Одаренные учащиеся отличаются более высоким уровнем мышления, быстротой усвоения материала и глубиной понимания. Часто традиционные методы обучения не могут удовлетворить их потребность в более сложных задачах и нестандартном подходе. Игровые и интерактивные среды полезны для одаренных детей так как предоставляют множество возможностей для создания таких условий благодаря следующим особенностям:

  • Многозадачность и интерактивность. В интерактивных средах одаренные учащиеся могут решать задачи одновременно на нескольких уровнях сложности, что позволяет задействовать различные когнитивные процессы и улучшать способность к концентрации.
  • Развитие навыков решения проблем. Игровые приложения часто ориентированы на решение сложных, нестандартных задач, требующих нестандартного подхода. Это помогает развить гибкость мышления и способность адаптироваться к новым условиям.
  • Свобода в выборе темпа и уровня сложности. В отличие от традиционного класса, интерактивные и игровые среды могут подстраиваться под способности учащегося, давая возможность продвигаться по мере готовности к новым вызовам.

Цифровые среды предоставляют учащимся возможность активно взаимодействовать с материалом, вовлекаясь в процесс обучения на более глубоком уровне. Существует несколько ключевых преимуществ, которые такие среды обеспечивают для одаренных детей:

Персонализация обучения: Цифровые среды часто предлагают возможность адаптации под уровень ученика. Одаренные дети могут быстрее осваивать материал, а также решать более сложные задачи и получать доступ к контенту, соответствующему их потребностям и интересам. Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам [8]. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, и не только литературно и правильно оформленную фразу, но также и различные разговорные клише, фразы, произнесенные разными людьми, что влияет на четкость произношения.

Мотивация через игровые механики: Геймификация — использование игровых элементов в учебных платформах — помогает мотивировать учащихся, создавая элемент вызова и состязательности. Такие элементы, как рейтинги, награды, аватары и возможности прохождения уровней, позволяют поддерживать интерес и стремление к новым достижениям. Творческая игровая технология на уроках английского языка подразумевает использование различной одежды, масок, материалов, декораций и многого другого. Такие игры представляют собой живые сценки, диалоги и целые спектакли. Участники могут разыграть деятельность коммерческой организации, больницы, ресторана, магазина и т. д. При этом каждому ученику отдается своя роль и обязанность. Такая игра может идти как индивидуально – учащиеся играют роль судьи или защитника на заседании суда, рекламируют какой –то товар или гаджет, разыгрывают различные психологические ситуации, разрабатывают рекламные листки приглашая друзей отправиться в то или иное путешествие, так и командами – каждая команда выбирает себе роль, например на одном из уроков я разбила группу на 3 команды: «Родители», «Учителя» и «Учащиеся» и все эти три составляющие образовательного процесса с удовольствием разрабатывали школьные правила. Класс можно разделить на две команды, которым учитель выдает логические загадки. Главное правило – обсуждение должно вестись только на английском языке. Хорошая ролевая игра на развитие навыков устной неподготовленной речи — это диалоги на основе сказок, мультфильмов и передач. Сначала классу демонстрируется небольшой фильм или передача, а затем формируются две команды. После чего участники одной команды задают вопросы участникам другой и наоборот.

Основная цель — проверка на понимание языкового материала, совершенствование лексических аспектов языка, а также создание соревновательной атмосферы, чтобы мотивировать учеников на сотрудничество между собой.

Основные требования к ролевой игре обозначил Л. С. Выготский [6]:

  1. Игра должна вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения.
  2. Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована.
  3. Она должна быть принята всей группой.
  4. Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли.
  5. Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал.

Свобода творческого самовыражения: Многие цифровые среды позволяют учащимся экспериментировать с различными идеями, свободно комбинируя и изменяя элементы, что способствует развитию их креативности и поддерживает интерес к учебе.

  1. Роль игровых и интерактивных технологий в развитии креативного мышления.

Как указывает Ю. В. Мещерякова: «Интерактивные и игровые цифровые платформы позволяют учащимся работать с учебным материалом в уникальной форме, ориентированной на решение реальных проблем, что является основой для развития творческого мышления» [3, с. 47]. Сюда входят такие подходы, как:

  • Проектное обучение: Проектные задачи, представленные в цифровом формате, позволяют учащимся работать над креативными проектами — от создания видеоигр до моделирования социальных и экономических систем. В ходе этого процесса дети приобретают навыки работы в команде, критического мышления и находят оригинальные пути для решения поставленных задач.
  • Моделирование и симуляция: Использование 3D-моделирования, виртуальной реальности и симуляций позволяет погрузить учащихся в созданные цифровые миры, где они могут экспериментировать с научными и инженерными концепциями, разрабатывать свои решения в различных условиях. Подобные задания требуют многослойного, нестандартного подхода, способствующего развитию креативных способностей.
  • Творческие игры и приложения: Специальные игры, например, Minecraft, Roblox и другие, позволяют одаренным учащимся реализовывать свои идеи, создавая миры, программируя действия персонажей и управляя пространством. Эти игры предоставляют широкий выбор инструментов для экспериментов и, как считает Г. Гарднер [5], стимулирует как инженерное, так и художественное мышление.
  1. Основные платформы для поддержки креативного развития.

Рынок образовательных технологий предоставляет множество интерактивных платформ, которые успешно применяются для развития креативности среди одаренных учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  • Minecraft Education Edition — позволяет учащимся строить виртуальные миры и решать задачи в творческой форме. Учителя могут предлагать задачи, в которых учащиеся должны создать архитектурные модели, изобретать механизмы или решать задачи на логику.
  • Tynker и Scratch — платформы для программирования, которые помогают развить навыки алгоритмического и творческого мышления. Работая с визуальными языками программирования, дети могут создавать собственные игры, анимации и истории.
  • CoSpaces Edu — платформа, которая поддерживает создание 3D-миров и позволяет работать с виртуальной и дополненной реальностью. В среде учащиеся могут моделировать объекты и целые сцены, что позволяет развивать пространственное мышление и инженерные навыки.

Эти платформы, отмечает M. Prensky: «…благодаря своей наглядности и возможностям для работы с различными концепциями, позволяют учащимся развивать не только креативность, но и навыки анализа, планирования и выполнения сложных проектов» [7, с. 9].

  1. Педагогические подходы к использованию цифровых сред

По мнению Ю. В. Мещеряковой: «Для успешного использования интерактивных и игровых цифровых технологий важно правильно интегрировать их в учебный процесс. Существуют различные подходы, которые способствуют эффективному применению таких технологий [3, с. 84].

  • Индивидуальный подход: Учитывая уровень знаний и интересы одаренного ученика, педагог может подбирать задания и игры, которые будут стимулировать креативность и интерес [4]. Индивидуальные планы могут включать персонализированные проекты, которые позволяют глубже погружаться в темы, соответствующие интересам ребенка.
  • Работа в группах: Взаимодействие с другими учащимися помогает развивать навыки коммуникации и совместного решения задач. В групповой работе учащиеся могут делиться идеями, что способствует расширению их взгляда на проблему и вдохновляет на новые решения.
  • Обратная связь и рефлексия: Постоянная обратная связь и обсуждение результатов с учащимися помогают им осознать собственные достижения и ошибки, анализировать свои решения и развивать критическое мышление.
  1. Преодоление трудностей и вызовов

Несмотря на все преимущества, использование интерактивных цифровых сред также имеет свои вызовы:

  • Избыток информации и стимулов может быть труден для восприятия, и одаренные учащиеся иногда испытывают стресс из-за высокой скорости и объема поступающих данных.
  • Ограниченные ресурсы могут препятствовать внедрению новых технологий, а недостаток навыков у педагогов — усложнять адаптацию интерактивных программ к конкретным учебным целям.
  • Баланс между обучением и развлечением. Важно правильно организовать процесс, чтобы игровая составляющая не отвлекала от образовательных целей и при этом сохранялась высокая мотивация к учебе.

Интерактивные и игровые цифровые среды играют важную роль в развитии креативного потенциала одаренных учащихся, предоставляя им гибкие, многослойные и мотивирующие инструменты для саморазвития. Мы солидарны с мнением В. А. Гусева в том, что: «Внедрение цифровых технологий требует тщательной педагогической поддержки и планирования, но их использование способно раскрыть не только креативные, но и интеллектуальные способности учеников, помогая подготовить их к вызовам будущего» [2, с. 29].

Список литературы

  1. Бабаева Ю. Д., Вяткин Б. А. Психология одаренности детей и подростков. Санкт-Петербург: Речь. 2000. 335 с.
  2. Гусев В. А. Интерактивные образовательные технологии в развитии личности учащегося. М.: МПГУ. 2017. 473 с.
  3. Мещерякова Ю. В. Интерактивные и игровые технологии в образовании детей и подростков. М.: Издательство Московского университета. 2019.
  4. Кривошеев А. И. Цифровые среды в образовании: Новые подходы к обучению. Санкт-Петербург: СПбГУ. 2018.
  5. Гарднер Г. Игра, в которую играют дети: Теория игр и ее практическое применение в педагогике. М.: Издательство «Педагогика». 1997.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1983. 125 с.
  7. Prensky M. Digital Game-Based Learning. New York: McGraw-Hill. 2001.
  8. Shaffer D. W. How Computer Games Help Children Learn. New York: Palgrave Macmillan. 2006.

 

http://izvestia-ippo.ru/polchenko-n-m-interaktivnye-i-igrovy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *