Пинаева Ксения Владимировна | ТЕАТР И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент бакалавриата МГПУ

 

 

Статья посвящена возможностям внедрения театрального искусства в современный образовательный процесс. Рассмотрены два направления использования театра в образовании: «Театр, где ребенок – зритель» и «Театр, где ребенок – актёр» и их преимущества для обучения и развития. Предложены способы интеграции театра в образование для обоих направлений с выстраиванием межпредметных связей.

The article is devoted to the possibilities of theater art in the modern educational process. Two directions of using theater in education are considered: “Theater where the child is a spectator” and “Theater where the child is an actor” and their advantages. The ways of integrating theater into education for both directions with building interdisciplinary links are proposed.

Театр в том или ином проявлении практически всегда был неотъемлемой частью воспитательного процесса. Характерные для детей 4-7 лет сюжетные игры, в которых проигрываются ранее увиденные сценарии из жизни — чем не театр? Так же, как и обряды на праздники, яркие сказки на ночь от бабушки. В советский период театр для детей появляется уже в непосредственном его значении – новогодние ёлки и утренники в детских образовательных учреждениях; детские радиоспектакли; детские театры и театральные объединения для детей. Надо сказать, что появились детские спектакли еще в 1779 году – впервые в домашнем театре А.Т. Болотова, который сам написал первую пьесу для детской аудитории. В спектаклях тогда играли жившие в усадьбе дети, и до современного представления о детском театре было ещё далеко как и в целом до распространения этой идеи.

В последние годы возрос интерес к театральному искусству как инструменту воспитания детей и подростков, свидетельством чему является целый ряд статей и докладов на конференциях соответствующей тематики. Так, можно отметить проект «Подростковый театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов», реализованный Центром междисциплинарных исследований современного детства МГППУ в 2021—2022 гг. [1] Основной целью проекта являлось обоснование эффективности школьного театра как средства воспитания, а также развития метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста. В целом ряде работ российских педагогов раскрывается роль театра в развитии личности, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, духовно-нравственном воспитании, социализации детей и подростков, в том числе с особенностями развития [2-4].

Однако потенциал театра в современном образовании, для всех возрастных категорий все еще остается нереализованным. Можно наблюдать эпизодическое использование театральной деятельности в учебном процессе по инициативе педагога. Школьные театры обычно организуются также по инициативе отдельных педагогов или школьной администрации, существуют как объединения дополнительного образования, таким образом, занятия театральной деятельностью оказываются практически никак не связанными с учебной программой [5].

Какой же мы видим роль театра в современном образовании, и какие преимущества даст приобщение ребёнка к театру?

Для начала стоит разделить театр в образовании на два разнонаправленных блока: «Театр, где ребёнок – зритель» и «Театр, где ребёнок – участник».

Театр, где ребёнок – зритель, – это привычный нашему образованию формат, который всё же недооценен. Речь здесь идёт об интеграции в процесс обучения просмотра спектаклей в театрах. Зачем это ребёнку? Говоря об образовании, мы имеем в виду не только обучение, но и воспитание, то есть процесс формирования не только практических навыков, но и социальных, а также формирования личности в целом. Театр является прекрасным инструментом развития эмпатии, сострадания, позволяет ребёнку пережить с героями опыт социального взаимодействия, который поможет ему в дальнейшем менее травматично переживать подобные ситуации, поскольку модели их решения они уже видели на сцене. Разумеется, театральные постановки можно и нужно использовать и для более «приземленных» целей: например, в изучении литературных произведений. В современном мире, когда приучение к чтению уже является проблемой, когда ребенку сложно сосредоточиться на книге в силу привычки к коротким информативным и эмоционально окрашенным видеороликам, вовлечение ребёнка в мир литературы через яркие театральные образы более чем актуально.

Театр также может служить мощным средством выстраивания межпредметных связей. Сейчас всё очевиднее становится необходимость в организации связи между изучаемыми на разных предметах темами для более полного погружения и вовлечения ребенка в предмет (ярким примером является концепция проектного обучения). К сожалению, действующие предметные программы не всегда позволяют это сделать, но такое стремление должно присутствовать. Театр здесь может служить отправной точкой изучения, или наоборот, закреплением пройденного материала. Известно, что существуют три канала поступления информации, которые каждый человек в силу личных особенностей психики использует с большей или меньшей интенсивностью: зрительный, слуховой и кинестетический. Театр позволяет удовлетворить потребности восприятия каждого ребёнка (особенно детский театр, оборудованный для юного зрителя). Яркие цвета, активное действие, эмоциональность актёров, новая обстановка, звуки музыки, голоса и многое другое надолго остаётся в памяти у ребёнка.

Приведём пример подобного вплетения театра в процесс образования младшего школьника:

— смотрим с детьми спектакль «Доктор Айболит»;

— на уроке литературного чтения изучаем произведение «Доктор Айболит»;

— на уроке окружающего мира говорим об Африке;

— на уроке математики помогаем доброму доктору что-то посчитать или найти;

— на уроке изобразительного искусства рисуем полюбившихся героев или африканский пейзаж.

Таким образом, ребёнок погрузится в процесс образования, и получит максимум знаний, ведь они будут для него подкреплены яркими эмоциями и будет конкретная познавательная цель.

Театр, где ребёнок актёр.

Здесь речь идёт не только о театральной студии как таковой. Они есть далеко не в каждой школе, и не у всех ребят есть возможность и желание заниматься именно театром как «дополнительной активностью». Кроме того, как уже было сказано выше, занятия в театральной студии обычно оторваны от образовательного процесса. И, что немаловажно, часто целью таких занятий является не столько развитие детей, сколько постановка конкретного спектакля и «отыгрывание» его в качестве своеобразного отчета для родителей и администрации.

Тем не менее, вносить элементы театрального образования в школьное образование более чем реально. Такая интеграция может реализовываться за счет:

— творческих заданий детям — разыгрывать сценки по мотивам прочитанного материала. При этом речь идет не только о литературе. Не менее интересным и полезным является использование этого приема на уроках истории, обществознания, иностранного языка;

— изучение литературных произведений с использованием театральных методов разбора текста (а не просто требование «читать с выражением»);

— использование на физминутках артикуляционных упражнений, упражнений на координацию и раскрепощение;

— использование на уроках физкультуры работы в «предлагаемых обстоятельствах» и т.п.;

— изучение и использование на уроках изобразительного искусства и технологии различных техник изготовления пальчиковых и театральных кукол, декораций, костюмов;

— подбор на уроках музыки музыкальных композиций, соответствующих различным эпизодам и отрывкам произведений

И так далее.

Интеграция в образовательный процесс актерского мастерства имеет те же преимущества, что и использование «наблюдательного» театра, но, кроме того, здесь ребёнок сам является творцом. Поэтому помимо улучшения восприятия он развивает: речь, эмоциональный интеллект, навыки выступления на публике, стрессоустойчивость, ораторское искусство, память, воображение, коммуникативные навыки, навыки командной работы.

Таким образом, интеграция различных аспектов театрального искусства непосредственно в современный школьный образовательный процесс возможна и целесообразна как для общего развития, так и для повышения образовательных результатов. Однако для достижения лучших результатов при этом необходима коррекция и синхронизация учебных планов по различным предметам, что позволит использовать театральное искусство в том числе как средство выстраивания межпредметных связей.

 

Литература

  1. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 52–64. DOI: 10.17759/pse.2022270105
  2. Дегтярева Р.В. Роль театра в развитии коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у подростков. В сборнике: Искусство, культура, образование: цифровые стратегии, инструментарий, искусственный интеллект. Сборник статей участников IX Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 103-108.
  3. Al jabur A.R.O. Children’s theater and its role in the upbringing and development of children // Высшее образование сегодня. 2023. № 3. С. 117-122.
  4. Князев С.А. Pоль школьного инклюзивного театра в развитии личности ребенка. В сборнике: Инклюзивные практики в социокультурном пространстве. сборник материалов международной научно-практической конференции. Ижевск, 2022. С. 62-64.
  5. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144-156. DOI:10.17759/pse.2020250612

http://izvestia-ippo.ru/pinaeva-kseniya-vladimirovna-teatr-i-t/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *