Проблемы и перспективы педагогического образования в сетевом обществе Материалы научно-практической конференции (23 марта 2017г) Секция: Современные образовательные технологии работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Глебов Всеволод Викторович/ аспирант Института педагогики и психологии образования ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва Е-mail: sevanbI4@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития у детей младшего возраста эстетических потребностей. Автор исходит из того, что в этом процессе особая роль принадлежит выставочной деятельности, организованной соответствующим образом. Педагогическое сопровождение процесса организации и проведения выставок, привлечение к нему детей рассматриваются в контексте его влияния на мотивацию к дальнейшему продолжению творческой деятельности детей, развитию их творческих способностей, умений и навыков.
Проблема развития эстетических потребностей у современных школьников актуальна как для отечественного образования, так и зарубежного – в последние годы ЮНЕСКО отмечает важность и необходимость развития творческой личности, которая способна не только замечать прекрасное в окружающей реальности, но и творить это прекрасное, созидать, желать изменять жизнь и себя к лучшему. И совершенно очевидно, что начинать развивать интерес к прекрасному, эстетические потребности детей следует как можно раньше. Именно дошкольный и младший школьный возраст – это очень яркий, неповторимый и незабываемый этап жизни каждого человека. Это период начала активного приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям, хотя не следует забывать и о том, что маленький человек приходит в мир с уже имеющимся «багажом» своего отношения к прекрасному и безобразному. Не случайно из нескольких предложенных игрушек ребенок выбирает более яркую, эмоционально реагирует на музыку, с интересом слушает ритмическую речь (стихи) и т.д. Каждый младший школьник является маленьким исследователем, который радостно открывает для себя окружающий мир, и очень важно сохранять и укреплять у него этот интерес.
При этом эстетические потребности детей младшего школьного возраста, условия их развития остаются на сегодняшний день мало изученной проблемой в педагогической теории. Скорее, сама практика ставит сегодня остро вопросы необходимости разработки теоретических основ содержания и организации процесса развития эстетических потребностей у детей, его педагогического сопровождения.
Среди возможных факторов, оказывающих влияние на этот процесс, выделяется выставочная деятельность – возможности включения школьников в ее активное освоение, приобщение к ее организации и проведению. Мы делаем акцент именно на активное участие ребенка в выставочной деятельности, а не только пассивное созерцание им экспонатов выставок. Мы рассматриваем выставочную деятельность как одно из средств педагогического воздействия в целостном процессе развития эстетических потребностей у детей младшего школьного возраста – гипотеза исследования заключается в том, что при соответствующей организации и проведении выставочная деятельность может служить мощным стимулом пробуждения интереса детей к творчеству. Педагогическое сопровождение этого процесса и роль взрослых (педагогов, родителей, сотрудников выставочных залов и т.д.) нам видятся в его организации – в создании, моделировании ими, по М. Р. Битяновой, таких условий [1], которые способствуют процессу «…совместного с ребёнком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [3, С.21]. По мнению А.В. Мудрика, психолого-педагогическое сопровождение – это специфическая деятельность педагога, направленная на привитие детям тех социально-культурных и нравственных ценностей, которые необходимы для самореализации и саморазвития [6].
В немногочисленных педагогических исследованиях выставочная деятельность, на которую мы обратили свое внимание, редко выделяется в качестве самостоятельного средства. На первое место учеными и практиками выводятся беседы и наблюдения, познавательная (в смысле пополнения информации) и творческая деятельность, что абсолютно резонно. Тем не менее, мы убеждены, что выставочная деятельность может рассматриваться в общей системе педагогического воздействия как самостоятельное средство, обладающее особым развивающим и воспитательным потенциалом за счет использования ее специфических технологий.
Наблюдая, анализируя и впоследствии создавая что-то свое, оригинальное, отличное от увиденного, ребенок обязательно хочет сделать это творение общедоступным, он обязательно должен показать его маме, папе, воспитателю, получить одобрение. Без этого итогового этапа процесс собственного творчества обесценивается. Нет обратной связи – нет отклика на созданное – исчезает мотивация к творчеству. Исчезает мотивация – гаснут эстетические потребности. Поэтому не только посещение самих выставок, но и их организация – самых различных видов выставок (детского творчества, поделок, книг и др.) в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, культуры и т.д. – имеет безусловный двусторонний эффект: на ней не только демонстрируются результаты – часто совместной – деятельности детей и взрослых, но и дается толчок к новому творческому витку в развитии, формируются новые эстетические представления, чувства и, как результат, – новые эстетические потребности, удовлетворение которых ребенок будет находить в освоении мира вокруг себя, осознании самого себя и в собственном творчестве. Мы разделяем точку зрения многих известных педагогов (Н.С. Витковской, А.Б. Щербо, Д.Н. Джолы, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и др.) о том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте все без исключения дети – творцы, они еще не помещены в рамки протестированных способностей, их возможности кажутся им безграничными. Задача педагогов – сохранить в детях эту творческую безграничность и смелость, дать возможность проявиться их способностям, и, по возможности, сделать результаты их творческих трудов публичными, пусть даже для малой аудитории [2; 5].
В организации демонстрации результатов творческой деятельности детей, как правило, участвуют взрослые: воспитатели, родители. Именно они берут на себя в этом процессе основную работу: дети же редко включаются в подготовку проведения самих выставок. Не то чтобы однозначно принято исключать их из процесса организации, просто бытует мнение, что работа эта не по силам младшим школьникам, она утомительна, требует много усилий от организаторов-взрослых, им легче и быстрее справиться самим, нежели привлекать к этому процессу детей. Как-то уже традиционно сложилось, что младшие школьники оказываются выключенными из процесса подготовки экспозиций и выставок, демонстрирующих результаты их творческой деятельности. К этому процессу, как правило, больше привлекаются уже дети среднего и старшего школьного возраста. Однако немногочисленный, но все-таки имеющийся опыт привлечения детей к организации и проведению выставок, к участию в них (З.И. Анищенко, Т.А. Цквитария, Л.П. Бакшинова, Г.А. Марина и др.) показывает, что этот процесс может быть для них увлекателен и интересен, полезен, развивает у них организаторские способности, коммуникативные навыки, умения работать вместе со своими ровесниками и со взрослыми, оказывает влияние на мотивацию к дальнейшему продолжению творческой деятельности.
При этом, недостаточная разработанность в педагогической теории и практике вопросов использования возможностей выставочной деятельности как специфического средства в работе по развитию у детей эстетических потребностей и способностей представляется нам очевидной. Важными в связи с этим являются вопросы о том, каковы условия активного включения детей младшего школьного возраста в выставочную деятельность на разных ее этапах (организационном, демонстрационном, этапе подведения итогов), в чем может выражаться ее воспитательный потенциал, в какой мере выставочная деятельность может послужить стимулом для мотивации к дальнейшему продолжению творческой работы детей, развитию их творческих способностей, умений и навыков, какова роль взрослых в педагогическом сопровождении этого процесса, возможно ли, и если «да», то как проследить динамику развития эстетических потребностей у детей – какие именно методики из существующих сегодня применимы в данном случае. Получить ответы на эти вопросы представляется нам чрезвычайно важным и этому и посвящено наше исследование по педагогическому сопровождению развития у детей младшего школьного возраста эстетических потребностей.
Развитие эстетических потребностей у детей младшего школьного возраста посредством выставочной деятельности, на наш взгляд, будет эффективно при условии специально организованной работы, включающей в себя:
- систематическое проведение художественных выставок в стенах образовательного учреждения;
- разнообразие содержания выставок;
- привлечение детей к организации выставок и участию в доступных видах творческой деятельности на их материале (бесед, мини-экскурсий по выставкам, творческих импровизаций и пр.);
- сотрудничество с учреждениями культуры (в плане организации и посещения выставок).
Список литературы
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе М.: – Генезис, 2000. – 300 с.
- Витковская, Н.С., Щербо, А.В., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников: из опыта работы. – К.: Рад.школа, 1985. – 134 с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. – Вып. № 2. – М.: Инноватор, 1995. – С. 16–45.
- Львова А.С., Любченко О.А. Критерии оценки эффективности педагогических технологий тьюторской деятельности в современной образовательной организации / А.С. Львова, О.А. Любченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». – 2016. – №1(35). – С.89-96.
- Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 184 с.
- Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-proces/