Павлова Надежда Петровна | ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УСТОЕВ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Доцент департамента педагогики,

Института педагогики и психологии образования
Московского городского педагогического университета, г. Москва.
Кандидат педагогических наук, доцент
Е-
mail: PavlovaNP@mgpu.ru

 Статья посвящена формированию нравственных устоев детей в образовательном пространстве города, рассматриваются различия между нравственностью и моралью; даны определения таким понятиям, как: нравственность, мораль. Выявлено, что у детей младшего школьного возраста, имеется недостаточная степень развития нравственных качеств, понятий и представлений о нравственности. Определены, причины слабого привития нравственных качеств у детей.

Вопросы формирования нравственных устоев интересовали человечество во все времена. В современном мире достаточно остро ощущается дефицит заботливого и бережного отношения друг к другу, все чаще встречается аморальное поведение. Недочеты и пробелы в нравственном воспитании ребенка в образовательном пространстве города обусловлены жизненными противоречиями, и данная тема является весьма актуальной в наше время.

Становление нравственного поведения у детей в образовательном пространстве города напрямую зависит как от возрастных особенностей детей, так и от воспитания в социальных институтах общества. У большинства детей и подростков остро проявляется социальный инфантилизм, категорическое нежелание принимать участие в общественных делах и нескрываемое иждивенческое поведение. Формирование нравственных основ необходимо закладывать в ребенка с самого раннего детства.  Именно с формирования духовности в детях нужно начинать воспитание ребенка не только в семье и в школе, но и в структурах дополнительного образования. Необходимо не только правильное усвоение высоких нравственных принципов, идеалов и эталонов, но и гармонично выстроенное собственное поведение, соответствующее этим нормам. Ребенок начинает размышлять над тем, что нравственно, а что нет, опираться в своем поведении на общепринятые нормы морали. Заложенное в детстве всегда устойчиво и именно на этом фундаменте происходит дальнейшее развитие.

В научной литературе понятие нравственности приравнивается к понятию морали. Мораль (латинское mores-нравы) — “нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, народом, обществом)” [3. c. 127].

В словаре В.И. Даля понятие мораль трактуется так: “Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести” [2. c. 40].

Анализ понятий «мораль» и «нравственность» позволяет сделать вывод о том, что понятия морали и нравственности схожи и тесно переплетаются друг с другом, но рассматриваются все же в различных аспектах. Понятие морали более обширно, оно застрагивает сферы массовой социальной деятельности, раскрывая ее нормы и правила поведения, в то время как нравственность более конкретизировано и направленно показывает усвоение личностью тех самых норм и правил поведения, вызывая рефлексию внутреннего Я. Таким образом, нравственное самосознание представляет собой сложную многоуровневую структуру. Оно расслаивается на теоретический и обыденный уровни. Относительно самосознания существует много различных доводов, подходов и взглядов. В онтогенезе развитие нравственного самосознания проходит несколько этапов. К первому этапу можно отнести простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма, это — когнитивный; на втором этапе происходит самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями, — это личностный; интеллектуальный этап включает самоанализ и самонаблюдение; и симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением это поведенческий этап [1].

Изучение уровня нравственности у учащихся мы начали с того, что выделили две моральные нормы, которые взяли за основу: «доброжелательности» и «ответственности».

Выявляя степень проявления интереса самих младших школьников к проблеме нравственности, было установлено, что значительно больший процент учащихся поставил высокую оценку именно ценностям, носящим социальный характер, а именно таким как: хорошая учеба, прибыльный бизнес, богатство, в среднем около 57 % опрошенных. Не столь актуальными оказались такие нравственные ценности, как достоинство, честность, порядочность, благородность, честь, совесть, сочувствие, жалость, милосердие и т.п. Так ответило около 43 % учащихся.

Далее были выявлены качества у младших школьников, которыми они обладают, по собственной оценке. Полученные результаты показали, что 41,5 % детей приписывают себе такие качества как доброта, дружелюбие, честность, благородность и ответственность. Примерно 32% школьников затруднились ответить, а около 26.5% совершенно не согласны с тем, что они должны менять свое отношение к определённому кругу лиц.

В последующем была проведена беседа с заведующим по учебной части по работе в начальной школе. В ходе беседы был выявлен педагог начальных классов, который целенаправленно проводил работу по нравственному воспитанию у своих учащихся. Проведя беседу удалось выяснить, что педагог в своей урочной и внеурочной деятельности активно использует разнообразные методы и приемы работы. На уроках внеклассного чтения, или же в другое внеурочное время активно используются: этические беседы; рассказы на этическую тему; составление, придумывание рассказов и сказок; сочинения на нравственную тему; публичные выступления в своем классе на нравственную тематику; разбор кейсовых ситуаций; посещение театров, музеев и других культурно-исторических памятников; нравственные дискуссии и споры (тему могут выбирать сами учащиеся) и другие.

Из проведенного исследования вытекает, что нравственная воспитанность учащихся вполне соответствует норме и приемлема для детей младшего школьного возраста, потому как многие учащиеся имеют полноценное представление о том, что такое ответственность и доброжелательность, как поступают ответственные и доброжелательные люди и почему. В то же время дети понимают положительную или отрицательную направленность, но конкретизировать те или иные понятия затрудняются. Часть испытуемых четко осознает потребность в совершенствовании нравственного поведения в ситуациях, возникающих в повседневной жизни, а именно, когда попадают под отрицательное влияние сверстников или своих идолов, кумиров и т. д. Следовательно, в сложившейся ситуации необходимо регулярно проводить работу, которая бы  напоминала детям о нравственности и морали, о плохом и хорошем, о достойном поведении и наоборот, поскольку в результате возможно сформировать основы цельной личности   [4].

Подводя итог и оценивая полученные нами результаты, мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста, имеется недостаточная степень развития нравственных качеств, недопонимания понятий и представлений о нравственности.

На основе ранжирования основных причин, которые повлекли за собой недостаточный уровень сформированности нравственных представлений, мы выявили ряд проблем, наблюдаемых в педагогическом коллективе: на уроках и во внеурочное время наблюдается достаточно низкий уровень использования возможностей нравственного воспитания; методическая база нравственной направленности недостаточно проработана; недостаточная методическая подготовка учителей в вопросах нравственного воспитания обучающихся или не желание этим заниматься (недостаток времени).

 

Список использованной литературы

  1. Баянов К.Р., Павлова Н.П. Трансформация образовательной и воспитательной модели: исторический и логический аспекты //
    Философия хозяйства. 2018. № 6 (120). С. 222-231.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. — Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. — 700 с.
  3. Краткий словарь по философии / [Азаров Н. И., Айзикович А. С., Аникеев Н. П. и др.; Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина]. — 4-е изд. — Москва : Политиздат, 1982. — 431 с.
  4. Павлова Н.П. Современный контекст педагогических взглядов Н.И.Пирогова //Историко-педагогический журнал. 2014. № 4. С.95-102

http://izvestia-ippo.ru/pavlova-nadezhda-petrovna-formirovan/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *