Павлова Н.А. | ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

УДК 372.881.161.1

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд),  e-mail: nata.pavlova787@gmail.com

Статья посвящена проблеме формирования пунктуационных умений младших школьников. Авторы отмечают важность работы, направленной на овладение учащимися  пунктуационными нормами  в процессе формирования их языковой компетенции. Эффективность  обучения в  значительной степени зависит от наличия у учащихся положительной мотивации к овладению русским языком как средством общения. В статье раскрываются возможности игровой  технологии  для формирования  у младших школьников положительной мотивации к изучению русского языка, их познавательного интереса знакам препинания как средству письменного общения. Авторы рассматривают классификацию игр, раскрывают содержание структурных компонентов данной технологии. Кроме того, в статье содержатся рекомендации по организации  игровой деятельности младших школьников, направленной на формирование их пунктуационных умений.

 

В  содержании модернизации начального языкового образования важное место занимает процесс формирования языковой компетенции младших школьников, которая предполагает  знание самого языка, его устройства и функционирования, овладение основными нормами русского литературного языка, в том числе и пунктуационными. 

 Трегубова Л.С. следующим образом определяет основные условия формирования языковой компетенции:

  создание коммуникативных ситуаций, вызывающих у учащихся потребность и желание выразить свои чувства и мысли в устной или  письменной речи, повышение речевой мотивации школьников;

  обеспечение содержательной основы  для создания высказывания;

— освоение учащимися языковых средств, необходимых для создания высказывания,  формирование умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения [6].    

Данные условия необходимо соблюдать в процессе обучения младших школьников пунктуации. В современных методических исследованиях  указывается на важность и необходимость формирования пунктуационных умений  учащихся уже на начальных этапах обучения. пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. По мнению Л.С.Трегубовой,  целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания создает основу для последующего формирования у школьников пунктуационных знаний и умений, способствует осознанию роли знаков препинания в процессе письменного общения [4, c. 43]. 

Эффективность освоения пунктуационных норм русского языка в  значительной степени зависит от наличия у учащихся положительной мотивации к овладению русским языком как средством общения. Л.С. Трегубова считает, усвоение младшими школьниками правил пунктуации будет проходить более эффективно при соблюдении следующих условий мотивации: а) создание позитивной эмоциональной  и психологической атмосферы в процессе  учебно-познавательной деятельности; б) опора на личный речевой опыт учащихся; в) увлекательная подача учебного материала; г) использование современных образовательных технологий [5,  с. 697].

С целью формирования  у младших школьников положительной мотивации к изучению русского языка, их познавательного интереса знакам препинания как средству письменного общения целесообразно использовать игровые технологии, создающие  условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения. В игре активизируются интеллектуальные и коммуникативные способности ребенка [2]. 

В  работах О.С. Газмана представлена следующая классификация игр по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры предположения, игры-загадки, игры-диалоги (игры-беседы) [1]. Л.С.Трегубова следующим образом рассматривает особенности каждого вида игр. Так, в содержании игр-путешествий, которые используются  на уроках русского языка, находят отражение какие-либо языковые явления, понятия и их существенные признаки. Такие игры имеют сказочный сюжет. Через что-то сказочное и загадочное младшие школьники осознают существенные признаки изучаемых языковых понятий.  Цель такого рода игры – развитие эмоциональной сферы детей, подача познавательного учебного материала через сказочную необычность. 

В процессе игр-поручений  учащиеся совершают какие-либо действия с предметами, игрушками, языковым материалом и выполняют словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении выполнить что-то с определенной целью.  

Игры-предположения содержат задачу или ситуацию, которые требуют осмысления учащимися последующих действий. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…».  Игровые действия совершаются учащимися в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. В начале такой игры детям могут быть предложены какой-либо иллюстративный материал или речевая ситуация. Школьники высказывают свои  предположения относительно решения поставленной задачи и последовательности действий. 

Игры-загадки направлены на  расширение кругозора учащихся, развитие их познавательного интереса, а также на активизацию внимания, мыслительной деятельности младших школьников.  Игры-беседы  предполагают развитие эмоциональной сферы учащихся, наблюдение над изучаемым языковым явлением, сравнение существенных признаков понятия и обобщение в процессе общения педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом [3, c. 104-106].

Приведем пример применения игровой технологии на примере игры-предположения «Конструктор». Игровая деятельность учащихся организуется в соответствии со следующими структурными компонентами данной технологии: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила дидактической игры, результат (подведение итогов).

Дидактическая задача  формулируется педагогом в соответствии с целью организации учебно-познавательной деятельности школьников и отражает знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе игровой деятельности. Дидактическая задача данной игры – формирование у младших школьников умений определять роль знаков препинания в письменной речи, обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Игровая задача определяет игровые действия учащихся. Перед учащимися ставиться следующая игровая задача: «Что бы я сделал, чтобы из данных слов получилось предложение?» 

Основой игры являются игровые действия, которые направлены на реализацию игрового замысла и на выполнение игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игра «Конструктор» предполагает выполнение учащимися следующих игровых действий:

1.  Каждая группа  учеников получает карточку с рядом слов. Например:

 много, ягоды, можно, в лес, грибы, найти

красиво, в лесу, как, осенью

растут, такие, где, цветы

  Прочитайте слова, написанные на карточке.

2. Подумайте и определите последовательность действий для решения игровой задачи: «Что бы я сделал, чтобы из данных слов получилось предложение?»

3. Каждый ученик  в группе высказывает свое предположение о последовательности действий для решения задачи. 

4. Запишите последовательность своих действий в виде инструкции. 

5. Запишите предложение и объясните выбор знака препинания для обозначения конца предложения.

Регулируют дидактическую игру правила, которые указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения участников игры. 

Правила игры-предположения «Конструктор» таковы: 

1. Выполняя задание в ходе игры,  ученики работают в группе.

2. Ученики в группе по цепочке высказывают свои предположения о последовательности действий для решения задачи. 1 ученик называет первое действие, другой – второе и т.д. 

3.  Если у  кого-то из учеников в составе группы возникают трудности,  другие учащиеся оказывает ему помощь. 

4. После составления инструкции еще раз обсуждается ее содержание. 

5. Составление и запись предложения по инструкции, 

6. Выбор знака препинания для обозначения конца предложения с опорой на смысл и интонацию предложения.

После выполнения задания в группе   происходит коллективное обсуждение содержания инструкции последовательности действий учащихся при составлении предложения. После этого каждая группа учеников представляет составленное предложение и обосновывает выбор знака препинания.  Далее учитель подводит итоги игровой деятельности учащихся. При этом важно отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Таким образом, использование  игровой технологии в процессе формирования пунктуационных умений  младших школьников способствует   развитию познавательного интереса младших школьников к знакам препинания как средству коммуникации и в значительной степени повышает уровень их пунктуационной грамотности.  

 

Литература

1. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. – 43с.

2. Колотушкина С.В., Трегубова Л.С.  Использование технологии учебного сотрудничества и игровой технологии  в процессе обучения младших школьников пунктуации // Нижегородское образование. – 2018. – № 2. – С. 157-162.

3. Трегубова Л.С. Игровая технология как средство формирования пунктуационных умений младших школьников // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XYI / Отв. ред. В.А.Коханова. М.: МГПУ: Ремдер, 2018. – С. 101 – 107.

4. Трегубова Л.С. Обучение пунктуации в начальных классах // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 43-48.

5. Трегубова Л.С. Проблема повышения мотивации изучения русского языка на начальной ступени обучения в условиях многоязычия // Русский язык и культура в зеркале перевода: VIII Международная научная конференция; 27.04 – 02.05.2018 г., Салоники, Греция: Материалы конференции. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 695-705.

6. Трегубова Л.С. Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе обучения пунктуации // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов.  (Москва, 8 апреля 2010 г.) / Сост и отв. ред. С.Н. Вачкова.  – М.: Экон-Информ, 2010. –  С.292-295.

 

Рецензенты:  

Зиновьева Т.И., к.п.н., доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе.

Хаймович Л.В., к.п.н., доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе.

 

POSSIBILITIES OF GAME ACTIVITY FOR FORMATION OF PUNCTUATION ABILITIES YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Tregubova  L.S., Pavlova N.A.

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, 129226, (Moscow, Selskoxozyajstvennyj travel , e-mail: tregubova.l@mail.runata.pavlova787@gmail.com

Article is devoted to a problem of formation of punctuation abilities of younger school students. Authors note importance of the work directed to mastering pupils punctuation norms in the course of formation of their language competence. The learning efficiency substantially depends on presence at pupils of positive motivation to acquisition of Russian as the means of communication. In article possibilities of game technology for formation at younger school students of positive motivation to studying of Russian, their cognitive interest to punctuation marks as to means of written communication reveal. Authors consider classification of games, open the maintenance of structural components of this technology. Besides, contain in article the recommendation about the organization of the game activity of younger school students submitted on formation of their punctuation abilities.

Key words: language competence, punctuation abilities, positive motivation, game technology.

 

http://izvestia-ippo.ru/izvestia/pavlova-n-a-vozmozhnosti-igrovoy-deyat/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *