Пархимович З. В. | ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

аспирант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

E-mail: zarina.pa@ya.ru

Научный руководитель:

Савенков А. И.

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих педагогов к развитию изобразительного творчества детей младшего возраста; раскрываются основные компоненты профессиональной подготовки; рассматривается опыт работы по модулю «Психология и технологии продуктивной деятельности». 

Искусство считается необходимым средством активизации процесса развития детского изобразительного творчества. Актуальность представленной области общего художественного образования в ФГОС, очевидна. Лидирующую позицию в современной педагогике занимает активизация процесса творческой деятельности детей младшего возраста, которая обусловлена объективными факторами: важным значением творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, развитии целостного мышления, эмоционально-ценностного отношения к миру, толерантности – это то, что нужно для полноценной реализации человека в современном мире.

Федеральный образовательный стандарт включает достаточно объемный блок содержания образовательной области «Искусство». Требования к результатам освоения данной образовательной области на уровне начального общего образования следующие:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Поскольку данная область важна для подготовки будущих студентов-педагогов в учебные планы образовательных программ бакалавриата, направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» и др., коллективом разработчиков из числа профессорско-преподавательского состава института педагогики и психологии образования был разработан модуль «Психология и технологии продуктивной деятельности».  Трудоемкость модуля составляет 7 зачетных единиц. В состав данного модуля входят дисциплины:

Психология продуктивной деятельности,

Технология приобщения детей к искусству,

Методика обучения технологии детей младшего возраста.

Цель модуля «Психология и технологии продуктивной деятельности»:

Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров профиля «Начальное образование», посредством освещения вопросов методики организации продуктивной деятельности детей младшего возраста на уроках изобразительного искусства и технологии, знакомство студентов с основными методами и приемами проведения уроков различных типов.

Задачи модуля:

  • Сформировать представление о реализация воспитательных возможностей различных видов продуктивной деятельности ребенка.
  • Сформировать у студентов представления о роли продуктивной деятельности в психическом развитии детей.
  • Ознакомить с психологическими особенностями разных видов продуктивной деятельности детей.
  • Сформировать психолого-педагогические компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности.
  • Способствовать овладению психолого-педагогическими технологиями организации и проведения продуктивной деятельности с детьми разного возраста.
  • Способствовать овладению основ изобразительного искусства, применению современных технологий приобщения детей к искусству.
  • Изучить дидактические основы организации процесса обучения и воспитания детей на уроках технологии.

Рассматривая вопрос профессионального формирования будущих студентов-педагогов по данному модулю, мы пришли к выводу, что деятельность должна охватывать следующие направления:

  1. Психолого-педагогическая подготовка, ориентированная на формирование компетенций в рамках дисциплины «Психология продуктивной деятельности»–психологические особенности продуктивных видов деятельности детей, психология творчества как основа изучения психологических особенностей продуктивных видов деятельности детей; методики диагностического исследования, основанные на анализе продуктов детской деятельности; психологические особенности организации изобразительной деятельности в детском саду и школе, психологические особенности организации продуктивных видов деятельности детей, психолого-педагогические условия развития продуктивных видов деятельности у детей и др.
  2. Подготовка по специальным предметным темам, ориентированная на формирование компетенций в рамках дисциплины «Технология приобщения детей к искусству» – основы рисунка и декоративного рисования, понятие перспективы и объема в рисунке, виды рисунка и работа над рисунком, рисунок в декоративно-прикладном искусстве, жанровое разнообразие в изобразительном искусстве, общая характеристика стилистических направлений изобразительного искусства различных эпох, развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования, цветоведение и значение цвета в изобразительном искусстве, цветовое восприятие, жанры скульптуры и пластическая анатомия, основы живописи, практическая основа живописи, методы и приемы приобщения к живописи, графике, скульптуре, архитектуре, дизайну и декоративно-прикладному искусству и др.
  3. Технологическая подготовка, ориентированная на формирование компетенций в рамках дисциплины «Методика обучения технологии детей младшего возраста» – теоретические, практические, методические особенности организации и проведения уроков технологии, особенности работы с различными материалами, конструирование из природных материалов, приемы лепки из пластилина и соленого теста, роль и место электронных ресурсов уроках и занятиях технологии, использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности и др.

Самостоятельной работе обучающихся уделяется большое внимание, так как на данный вид деятельности обучающихся отводится большее количество часов. На самостоятельную работу отводится 162 час.; на практические, лекционные — 54 час., контроль (экзамены) 68 час.  от общей совокупности часов за модуль 288 час.

Основные виды работ, выполняемые студентами: подготовка практических разработок, докладов, презентаций; подготовка портфолио (методические материалы: картотека произведений искусства, виды техник, творческие работы, схемы, конспекты, литература и др.); подготовка обучающих видеороликов и др.

Контроль качества освоения модуля включает в себя промежуточную аттестацию обучающихся по каждому составляющему элементу модуля и по модулю в целом.

Профессиональная подготовка сегодня определяется сформированностью трех основных компонентов личности педагога. Во-первых, владение основными компетенциями в профессиональном педагогическом мастерстве. Поощряется творческая деятельность обучающегося как в решении профессиональных задач, так и креативность понимаемая как готовность к инновациям в образовательной деятельности. Во-вторых, неотъемлемым компонентом профессионализма будущего педагога являются педагогические компетенции, которые призваны сделать его педагогом. В-третьих, огромную роль играет педагогическая направленность личности[3, 4].Соответственно, в основе подготовки студента должен лежать комплексный многокомпонентный подход, обеспечивающий формирование всех трех основных компонентов развития профессиональной компетентности будущего педагога.

Формирование художественно-педагогической компетентности, педагогической направленности студента невозможно без практик. Удельный вес практик в процессе подготовки студентов значительно вырос в последние годы с переходом на ФГОС ВО 3++. В рамках летней педагогической практики, в детских оздоровительных лагерях, студенты учатся использовать приобретенные психолого-педагогические навыки в условиях реальной работы с учащимися.

Развитие основ художественного мастерства невозможно без развития творческого потенциала студентов. В электронном журнале «Известия ИППО» размещена экспозиция работ преподавателя и студентов профиля «Начальное образование». Выставочная деятельность стимулирует творческую активность, позволяет максимально объективно оценить результаты индивидуальных достижений, подвести итоги определенных этапов в рисовании.

От того какие методы и приемы использует педагог, зависит успех развития изобразительного творчества детей младшего возраста.

Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

В исследование вопросов способностей и творческого мышления свой вклад внесли психологи Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн [5], Б.М. Теплов и другие.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) определяют ведущим фактором становления личности влияние учебной деятельности, которая формирует творческое мышление, познавательную активность, накопление опыта в творческой поисковой деятельности обучающихся.

Л. С. Выготский считал, что «творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» [1]. Творческая деятельность может быть любая: научная, художественная, производственно-техническая и так далее. Творческая активность ребенка может рассматриваться как интегративная черта личности, основанная на двух компонентах: стремление к творческой деятельности (мотив) и способность найти способы для ее воплощения (организационно-деятельностный компонент). Качества, которые свойственны творческой личности — это работоспособность, трудолюбие, заинтересованность, активность, самостоятельность.

Может ли любая творческая деятельность являться предпосылкой к одаренности? Американский психолог Джозефа Рензулли представляет одаренность как сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); творческости; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Важно понимать, что одаренность представляет собой не одну определенную характеристику, а комплекс, включающий три свойства. Данный комплекс дает возможность понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Считая, что развивают творческий потенциал личности, в начале своей деятельности будущие педагоги учат детей делать конкретный продукт, показывая подробно все приемы для его выполнения, которые дети механически повторяют, отрабатывают лишь операциональную сторону деятельности. При этом изготовление такого продукта становится самоцелью. Возникает вопрос, является ли данная деятельность творческой? Может ли характер деятельности по инструкции дать детям самостоятельно осмыслить процесс, сделать собственный выбор, дать толчок к творческому поиску? Сложно ответить. Как часто мы видим, заходя в группу к детям на стене двадцать пять одинаковых рисунков? Одной из главных причин данного следствия нам видится в использовании образца как эталона. Это не значит, что он не нужен, нужен не один, но об этом позже. Давая детям готовый образец, обозначив определенную тему, мы можем заметить, что вольно невольно они начинают срисовывать с образца из-за отсутствия познавательного изобразительного багажа. Ребенок ориентируется на этот единственный образец, который показал педагог.  Здесь будущему педагогу важно понимать, что он показывает, как показывает и что в итоге отображает ребенок. Становление профессиональной компетенции будущего педагога во многом зависит от его умения анализировать свою педагогическую деятельность.

Как педагогу совместить потребность пошагового действия (по инструкции) с ребенком, чтобы он чему-то научился и при этом развивался художественный потенциал?

Когда мы обучаем чему-то мы должны создавать образовательное пространство, в котором ребенок умеет что-то выбирать (формат, разные вариации образцов, разнообразие приемов и способов), т.е. действовать пошагово (по инструкции), но с люфтом выбора. Выбор — это то что необходимо предоставлять детям, так как иначе ничего не получится.  Иначе мы увидим на стенде группы очередных, уже, 25 одинаковых рыбок.

И так, первый шаг – это выбор, а второй вариации. Когда у ребенка есть варианты из чего выбирать, он может сориентироваться по тому, что ему ближе. Затем на основе компиляции у него появится свой вариант или: а я сделаю по-своему. Вот это по-своему должно зарождаться на чем-то, если нет основы, и ребенок привык действовать по четкой пошаговой инструкции, то конечно мы творчества не получим.  Отнимая у детей возможность искать собственные пути творческого развития, мы обрекаем их на творческую нереализованность.

Третий шаг – разнообразие приемов и обобщенных способов изображения. Т.е. раскрытие перед детьми основных приемов получения изображения, а затем наполнение его конкретным содержанием. При этом раскрывается сущность приема или способа, осуществляется возможность не только показать и объяснить детям, но и продемонстрировать различные варианты их комбинирования. Демонстрация способов изображения в отрыве от конкретных продуктов будет способствовать формированию у детей представлений о способах изображения как самостоятельных образованиях, каждое из которых можно использовать для создания многих других продуктов творчества. Далее усвоенное разнообразие способов, соотнеся с новыми условиями, дети смогут переносить их в новые ситуации и изображать в соответствии с собственным замыслом. Переориентацию детей с получения практического результата на осознание способов изображения, и как результат, получить множество разнообразных продуктов самостоятельной творческой деятельности обеспечит обучение, построенное по принципу от общего к частному.

Для самовыражения и творческого поиска ребенка, в образовательном процессе, должно отводиться место, ведь детское изобразительное творчество не только оказывает благотворное воздействие на способность принимать нестандартные решения и самостоятельно перерабатывать информацию, но и затрагивает их нравственную сферу, что содействует становлению у них социальной позиции.

Таким образом, применение изложенных подходов в деятельности будущих студентов-педагогов будет способствовать развитию изобразительного творчества, позволит переориентировать детей с получения практического результата на осознание способов изображения как средства получения новых интересных продуктов, будет способствовать формированию умения создавать новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения, комбинировать способы и приемы получения изображения.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология творчества. – М.: Инфра-М, 2011. – 487 с.
  2. Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В., Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019 Т. 24. № 178. С. 100-109.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  4. Поставнев В. М., Поставнева И. В. Пути формирования психолого-педагогических компетенций у студентов педагогического вуза // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 2 (8). – С. 14-21.
  5. Поставнева И. В. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 1(7). – С. 52-59.
  6. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. – М.: Питер, 2015. – 705 с.
  7. Савенков А. И. Психология детской одаренности: Учебник. Сер. 68. Профессиональное образование. – М.: Юрайт. 2019. – 334 с.
  8. Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ начала ХХ веков // Одаренный ребенок. – 2016. – № 3. – С. 6-12.
  9. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. Учебное пособие для студентов вузов /Т.Д. Савенкова. Москва. Юрайт. – 2020. 146 с.

Abstract. This article is devoted to the problem of the formation of professional competence of future teachers for the development of the visual creativity of young children; reveals the main components of professional training; the experience of work in the module «Psychology and technologies of productive activity» is considered.

Key words — fine arts, art education, artistic activities of children.

http://izvestia-ippo.ru/parkhimovich-z-v-gotovnost-studentov/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *