Панина Л. Н. | ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

E-mail: Paninaln157@mgpu.ru

Научный руководитель:  Поставнева И. В.

кандидат психологических наук, доцент,  ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Автором статьи охарактеризована актуальность проведенного исследования, используемые психодиагностические методики, дана количественная и качественная характеристика полученных результатов исследования, сформулированы выводы. Цель исследования: определить уровень сформированности отношения старших дошкольников к традиционным ценностям, стремления к проявлению гуманных отношений, сформированности традиционных ценностей. Показано, что преобладают средний и низкий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Выявленные в исследовании показатели сформированности отношения старших дошкольников к традиционным ценностям указывают на необходимость обогащения образовательного процесса содержанием и методами, направленными на формирование у дошкольников традиционных ценностей.

The author of the article describes the relevance of the conducted research, the psychodiagnostic techniques used, the quantitative and qualitative characteristics of the research results obtained, and the conclusions are formulated. The purpose of the study is to determine the level of formation of the attitude of older preschoolers to traditional values, the desire for humane relations, and the formation of traditional values. It is shown that the average and low levels of emotional attitude to moral norms prevail. The indicators of the formation of the attitude of older preschoolers to traditional values revealed in the study indicate the need to enrich the educational process with content and methods aimed at the formation of traditional values among preschoolers.

Введение. Традиционные ценности рассматриваются как основа общества. Их сохранение, укрепление и защита является стратегическим национальным приоритетом. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу [8].

Отношение к традиционным ценностям, определяется наличием эмоциональных переживаний, выражается в действиях человека, которые определяются его социальными связями. Каждое отношение характеризуется положительным или отрицательным знаком, а также уровнем активности или пассивности, то есть насколько актуальна та или иная потребность, которая выражается в отношении, поэтому В. Н. Мясищев называет отношения «движущей силой» личности [Цит по: 1]. Следует отметить, что современные тенденции в развитии отечественного образования актуализируют проблему формирования традиционных ценностей [7]. Так, опираясь на представления детей и их родителей о нравственных нормах, гуманных отношениях, традиционных ценностях в отечественных образовательных организациях реализуются лучшие инклюзивные практики [4], [5], [6].

Цель настоящего исследования: определить уровень сформированности отношения старших дошкольников к традиционным ценностям, стремления к проявлению гуманных отношений, сформированности традиционных ценностей.

В качестве испытуемых выступили старшие дошкольники государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа №1679» города Москвы. В исследовании приняло участие 25 детей в возрасте 6–7 лет.

Методы исследования: Методика «Сюжетные картинки» [3] предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.) [9] направлена на изучение стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений. Методика Е. П. Арнаутовой «Формирование ценностных ориентиров» [2] позволяет исследовать когнитивный и эмоциональный аспекты к ценностям добра, познания, красоты, здорового образа жизни.

Результаты и обсуждение. Полученные результаты по методике «Сюжетные картинки» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение испытуемых по уровню эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам

На рисунке 1 мы видим, что 44% детей набрали по 2 балла – средний уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Это говорит о том, что данные дети не просто правильно разложили картинки с изображениями нравственных и безнравственных поступков детей, но и смогли пояснить свои выборы. Их эмоциональные реакции на изображения были адекватными (радость или осуждение), но слабовыраженными;  32% детей набрали по 3 балла – высокий уровень. Это говорит о том, что данные дети правильно разложили картинки с изображениями нравственных и безнравственных поступков детей, обосновали свой выбор, а также несколько человек смогли назвать моральную норму: «мальчик ленится», «вежливый мальчик», «обманывает», «жадничает». Их эмоциональные реакции на изображения были адекватными и ярко выраженными, проявлялись в мимике и жестах.

Низкий уровень эмоционального отношения продемонстрировало 20% детей, набрав по 1 баллу. Это говорит о том, что данные дети разложили картинки с изображениями нравственных и безнравственных поступков детей правильно, но не смогли пояснить почему так разделили карточки. Их эмоциональные реакции на изображения были не везде адекватными. При этом 4% детей набрали 0 баллов – очень низкий уровень. Были неверно разложены картинки: в одной стопки оказались изображения как с положительными поступками детей, так и с отрицательными. Эмоциональные реакции на часть картинок отсутствовало, на другую часть были неадекватными.

Результаты, полученные по методике «Незаконченный рассказ», представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение испытуемых по уровню проявления стремления старших дошкольников к проявлению гуманных отношений

На представленном выше рисунке мы видим, что у 48% детей диагностирован средний уровень проявления гуманных отношений. Это свидетельствует о том, что они охотно оказывают помощь, иногда прибегая к помощи взрослых; по-разному относятся к сверстникам, в зависимости от ситуации и настроения, могут жадничать; могут заботиться о животных, но зачастую перекладывают это на плечи взрослых; в случаях неудачи проявляют заботу, но без особого рвения, скорее из позиции долженствования; различают эмоции окружающих, могут переживать за своих друзей. У 28% дошкольников диагностирован высокий уровень проявления гуманных отношений. Это свидетельствует о том, что они охотно помогают другим, объяснят свои поступки своим дружелюбным отношением; доброжелательно относятся к сверстникам, понимают и могут объяснить, когда друг поступает правильно, а когда нет; в отношениях проявляют вежливость и благорасположение; с большим желанием заботятся о животных; верно определяют эмоции других людей, могут радоваться или огорчаться вместе с ними, проявляют сочувствие.

Низкий уровень проявления гуманных отношений выявлен у 24% испытуемых. Это свидетельствует о том, что они не понимают кому и когда нужно помочь, особого делания помогать не изъявляют; к сверстникам относятся недоброжелательно, часто злятся, жадничают, о животных не проявляют заботу; сильно расстраиваются, если кто-то что-то делает лучше их, везде хотят быть первыми, не способны уступать, делиться, не различают эмоции окружающих, не могут сопереживать другим и радоваться вместе с ними.

Результаты, полученные по методике Е. П. Арнаутовой «Формирование ценностных ориентиров», представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение испытуемых по уровню сформированности ценностных ориентиров старших дошкольников

На представленном выше рисунке мы видим, что у 44% детей диагностирован средний уровень сформированности ценностных ориентиров. Эти дети знают, что такое «доброта» и что значит «быть добрым», могут привести примеры добрых поступков. Дети объясняют зачем люди учатся и что значит «быть умным», знают, что люди делают, чтобы быть умными. Могут рассказать о самом умном ребенке в группе. Знают, что такое «красота», могут назвать что бывает красивым и рассказать о красивых поступках. Знают, что значит «быть здоровым» и как можно укреплять здоровье, могут назвать свои любимые виды спорта.

Не могут объяснить почему их можно или нельзя назвать добрым, хотят быть добрыми, могут объяснить в чем проявляется их доброта. Могут объяснить почему их можно или нельзя назвать умным; не хотят учиться. Не могут объяснить зачем людям нужна красота, назвать, где они видят красоту, не знают, что значит создавать красоту. Не могут рассказать, что делают, чтобы быть здоровыми, им нравится заниматься физкультурой и они хотели бы быть здоровыми. У 36% испытуемых диагностирован низкий уровень формирования ценностных ориентиров. Они плохо знают, что такое «доброта» и что значит «быть добрым», не могут привести примеры добрых поступков. Не могут объяснить зачем люди учатся, с трудом объясняют, что значит «быть умным», не знают, что люди делают, чтобы быть умными. Могут назвать самого умного ребенка в группе. С трудом объясняют, что такое «красота», не могут назвать что бывает красивым и рассказать о красивых поступках. Плохо объясняют, что значит «быть здоровым» и как можно укреплять здоровье, могут назвать свои любимые виды спорта. Они не могут объяснить почему их можно или нельзя назвать добрым, хотят быть добрыми, могут объяснить в чем проявляется их доброта. Могут объяснить почему их можно или нельзя назвать умным; не хотят учиться. Не могут объяснить зачем людям нужна красота, назвать, где они видят красоту, не знают, что значит создавать красоту. Не могут рассказать, что делают, чтобы быть здоровыми, им нравится заниматься физкультурой и они хотели бы быть здоровыми.

Высокий уровень сформированности ценностных ориентиров выявлен у 20% испытуемых. Эти дети знают, что такое «доброта» и что значит «быть добрым», могут привести примеры добрых поступков. Могут объяснить зачем люди учатся и что значит «быть умным», знают, что люди делают, чтобы быть умными, рассказывают о самом умном ребенке в группе. Знают, что такое «красота», могут назвать что бывает красивым и рассказать о красивых поступках. Имеют представление о том, что значит «быть здоровым» и как можно укреплять здоровье, могут назвать свои любимые виды спорта. Могут также объяснить почему их можно или нельзя назвать добрым, хотят быть добрыми, могут объяснить в чем проявляется их доброта. Способны объяснить почему их можно или нельзя назвать умным и аргументировать свой ответ; хотят учиться, чтобы стать умными. Охотно объясняют зачем людям нужна красота, назвать, где они видят красоту, хотят создавать красоту и могут рассказать, как будут ее создавать. Могут рассказать, что делают, чтобы быть здоровыми, им нравится заниматься физкультурой и они хотели бы быть здоровыми.

Анализ результатов эмпирического исследования сформированности отношения старших дошкольников к традиционным ценностям показал, что преобладают средний и низкий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам, стремления к проявлению гуманных отношений, сформированности ценностных ориентиров. Выявленные в исследовании показатели сформированности отношения старших дошкольников к традиционным ценностям указывают на необходимость обогащения образовательного процесса содержанием и методами, направленными на формирование у дошкольников традиционных ценностей.

Следует отметить, что выполненное нами исследование не претендует на полноту изучения всех аспектов проблемы формирования отношения старших дошкольников к традиционным ценностям и рассматривается нами как начальный этап исследования.

Список литературы

  1. Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Психологическая концепция отношений В.Н. Мясищева: основы и содержание // Психологический журнал. Т. 41. №2. С. 5-14.
  2. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие / под ред. Н.В. Наконешнюк. Прокопьевский район, 2015. 101с.
  3. Методика «Сюжетные картинки» // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб., 2002. С.35.
  4. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В. Мониторинг инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. № 4. С. 29 – 37.
  5. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Ващилин А.С. Мониторинг готовности субъектов образовательных отношений к инклюзивному образованию // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1(39). С. 19-34.
  6. Савенков А.И., Поставнев В.М. Предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Москва, 18–19 июня 2020 года / Составитель Н.И. Шевченко. М.: Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2020. С. 133-142.
  7. Суннатова Р.И. Личностные и коммуникативные качества педагога, обусловливающие субъект-субъектное взаимодействие // Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами: Статьи Международной научной конференции, Майкоп, 25–26 сентября 2020 года. Майкоп-Краснодар: Адыгейский государственный университет, Кубанский государственный университет, 2020. С. 333-337.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502(дата обращения: 10.11.2024).
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, Владос, 1995. 194 с.

http://izvestia-ippo.ru/panina-l-n-izuchenie-otnosheniya-starshi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *