Студент 4 курса
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
Направление: педагогическое образование с двумя профилями подготовки: начальное образование и английский язык
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков МГПУ Апарина Ю.И
В статье представлена история развития игровых технологий в школах от древности до XX века. В статье дана классификация игровых технологий Г.К. Селевко, а также раскрыты особенности применения игровых технологий в младшем школьном возрасте. Автором продемонстрирован пример использования игровой технологии в начальной школе на уроке английского языка на этапе проверки домашнего задания. Автором выделены преимущества применения игровых технологий в обучении иностранного языка.
The article presents the history of the development of gaming technologies in schools from antiquity to the XX century. The article gives a classification of gaming technologies by G.K. Selevko, and also reveals the features of using gaming technologies in primary school age. An example of the use of game technology at one of the stages of the lesson was given, and the advantages of using this method in teaching a foreign language were highlighted.
Игровая технология обучения считается одной из древнейших технологий обучения. Первые попытки внедрения игры в образовательный процесс были введены в период античной Греции. Для учеников организовывались соревнования по разным дисциплинам: танцы, ораторское искусство, различные виды спорта и т.д.
Рассмотрим зарубежный опыт изучения игровых технологий в образовательном процессе. Большинство ученых, философов, педагогов были противниками принуждения и полагали, что установление непринужденной игровой обстановки наилучшим образом содействует всестороннему развитию учеников.
Томмазо Кампанелла, итальянский философ, поэт и богослов, активно выступал за изучение мира в ходе игры. С его точки зрения, детей не нужно заставлять и принуждать, чтобы они с легкостью осваивали науки и познавали окружающий мир.
Кампанелла описывал в своём труде «Город Солнца», что прогулки и игры – это лучшие средства обучения для детей в идеальном государстве. Для данной цели на стенах города были нарисованы изображения, которые сопровождались разъяснительными надписями. Читая информацию на стенах, ученики могли изучать любую сферу жизни и науки: от ботаники до зоологии, от математики до географии, а также культуру и обычаи народов мира и многое другое. Процесс обучения у детей складывался следующим образом: сначала они изучают азбуку, основным методом является иллюстративный метод, т.е. использование картинок, на седьмом году обучения ученики осваивают естественные науки и ремесла.
Джон Локк, английский философ и педагог, придавал большое значение играм в процессе воспитания и обучения. С его точки зрения, основной целью игр у детей должно являться развитие полезных привычек, в противном случае дети приобщатся к плохим привычкам.
Локк полагал, что роль воспитателя заключается в организации занятий таким образом, чтобы образовательный процесс проходил легко и незаметно для обучающихся. Для этого следует применять наглядность в виде иллюстративного материала, обучать при помощи применения освоенных умений и навыков на практике [3, с. 145].
Также Локк утверждал, что любую учебную деятельность следует превращать в игру. Ребёнок должен учиться добровольно, а не по принуждению, и обучение должно привести к чувству признательности и благодарности, должно стать удовольствием или наградой за что-то.
Французский философ, Жан-Жак Руссо, утверждал, что образовательный процесс должен состоять из общественно-полезного труда, празднеств и совместных игр. Для философа была крайне важна задача гражданского воспитания человека. [4, с. 117].
Перейдем к отечественному опыту изучения игровой технологии в образовательном процессе.
С точки зрения Л. С. Выготского, «игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка».
Г.К. Селевко дал классификацию педагогических игр. По виду деятельности педагогические игры можно разделить:
а) физические (двигательные);
б) интеллектуальные (умственные);
в) трудовые;
г) социальные;
д) психологические [5, с. 128].
Педагогический процесс подразумевает наличие следующей классификации игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др» [5, с.128].
Также Г.К. Селевко рассмотрел особенности игровых технологий в начальной школе. Он отмечает, что дети младшего школьного возраста воспринимают окружающий их мир более ярко и непосредственно. Дети легко входят в образы, поэтому на уроках особой популярностью пользуются ролевые игры. Школьники легко включаются в игровую деятельность, они не могут долго сидеть за партами [5, с. 132].
Игра должна предполагать наличие проблемной ситуации для заинтересованности и вовлеченности обучающихся с целью ее решения. В ходе игры дети проживают проблемную ситуацию, тем самым лучше усваивают учебный материал. Обучающиеся относятся к игре довольно серьезно, у них присутствует чувство азарта. Следовательно, учитель сглаживает возможные конфликты и сохраняет дружелюбный микроклимат в классе, организовывает игру и объясняет правила, помогает, если это необходимо, а также принимает непосредственное участие.
Итоги игровой технологии должны нести как учебно-познавательный, так и игровой характер. На этапе рефлексии учитель и школьники обсуждают результаты игры. Обучающиеся суммируют, чему они научились и довольны ли они результатами, какие элементы темы хорошо ими освоены, а какие требуют более тщательного изучения. Игры, проводимые на уроках английского языка в начальной школе, способствуют обогащению и закреплению у детей активного и пассивного словаря, установлению связей слов в предложении, развитию языковой догадки и компенсаторных навыков, улучшению внимания, фонематического слуха, умению работать в команде, выслушивать мнения каждого ее участника.
В учебном процессе должна быть выделена часть времени на игровую деятельность. Игра должна включать в себя языковые и условно-речевые упражнения на отработку или проверку изученного материала. Такие игры формируют умение применять изученный материал в языковой среде, снимают языковой барьер, из-за которого школьники боятся говорить на иностранном языке. Таким образом, у школьников начального образования развивается умение владеть собой, быстро реагировать на слово, применять языковую смекалку и т.д. Игровая технология может применяться на протяжении всего урока. Урок можно построить таким образом, чтобы он сочетал в себе элементы сюжетно-ролевой игры. С помощью игровых технологий активизируется умственная деятельность школьников на каждом этапе урока.
В качестве примера рассмотрим применение игровой технологии на уроке английского языка в ходе проверки домашнего задания. Соревнование «Цветной поезд» — отличная игровая технология, которая используется после изучения цветов на английском языке. Сначала учитель объясняет правила игры: группа по 5-7 человек выходит к доске, каждый участник команды получает по два листа цветного картона или карточек, на котором изображен тот или иной цвет. В ходе данной игры учитель называет цвета на английском языке в произвольном порядке. Обучающиеся, услышав свой цвет, должны быстро поднять соответствующую карточку. Каждый школьник имеет три попытки для дачи правильного ответа. Если ученик ошибается, отметка снижается на один балл. Ребята, не освоившие материал, как правило, быстро расходуют свои попытки и первыми выбывают из игры, так как они поднимают карточки с неправильными цветами. Такие школьники отметку не получают и должны более тщательно изучить тему. Остальные ученики, которые намерены получить хорошую или отличную оценки, получают ещё один лист цветного картона. На данном этапе игры ученики, которые уже использовали свои три шанса, подняв неверную карточку, получают отметку «3». Остальные ученики получают ещё по карточке. Таким образом, ученики отрабатывают и закрепляют изученный материал, а учитель проверяет уровень сформированности лексических навыков в рамках данной темы. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников, утверждает Ю.И. Апарина, возможно в процессе игровой деятельности [2, с. 105].
Проведение данной игры на уроке английского языка имеет множество преимуществ. Прежде всего, наличие в игре элемента соревнования стимулирует у учеников чувство здоровой конкуренции. Каждый ребенок нацелен продемонстрировать свои способности. Даже те, кто испытывает трудности в изучении иностранного языка, стараются запомнить свои два цвета и вовремя поднимать соответствующие карточки. Некоторые гибкие школьники, не подготовленные к занятию заблаговременно, могут выиграть и получить отличную оценку. Успех в данной игре мотивирует школьников на дальнейшее изучение английского языка. Во-вторых, младшие школьники начинают тренировать языковую догадку и компенсаторные навыки, поскольку некоторые цвета на английском языке похожи на русские по звучанию, тем самым обучающийся может догадаться о значении произнесенного английского слова. Наконец, игра ставит детей разного уровня подготовки в равные условия, поскольку каждый уведомлен о критериях оценки, что исключает возможность субъективности со стороны учителя и несправедливой оценки. Геймификация на уроках иностранного языка в начальной школе, как указывает Ю.И. Апарина, способствует повышению продуктивности учебного процесса [1, с. 13].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение игровых технологий на уроках английского языка с детьми младшего школьного возраста имеет большое значение в образовательном процессе. Через игры школьники лучше усваивают, обрабатывают и применяют полученные от учителя знания и показывают высокий уровень сформированности умений и навыков в разных видах речевой деятельности. Игровые технологии можно применять на любом этапе урока (проверка домашнего задания, актуализация приобретенных знаний, закрепление материала, систематизация знаний, рефлексия и др.). С точки зрения зарубежных и отечественных исследователей, использование игр в ходе изучения английского языка эффективно и продуктивно, поскольку обучающиеся способны развивать различные навыки, такие как языковые, речевые, лексические, коммуникативные, умение работать в команде и индивидуально.
Литература
- Апарина, Ю. И. Геймификация в процессе обучения лингвострановедческому аспекту на уроках иностранного языка / Ю. И. Апарина, Е. И. Коваль // Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. – № 1. – С. 11-15. – EDN UKHUVO.
- Апарина, Ю. И. Цифровая среда и дидактическая речь как факторы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения / Ю. И. Апарина // Мир образования — образование в мире. – 2022. – № 2(86). – С. 100-106. – DOI 10.51944/20738536_2022_2_100. – EDN IMUGMA.
- Локк, Дж. Мысли о воспитании / Д. Локк // Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли : учеб. пособие для вузов / сост. : И. П. Андриади, Е. Б. Куракина, С. Н. Ромашова, А. А. Серова, А. В. Кудряшев, И. Э. Смирнова, Н. Н. Илюшина [и др.] ; под общ. ред. И. П. Андриади ; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО Моск. гор. пед. ун-т. — М., 2007. — С. 141–157.
- Макеева, А. М. Урок английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий / А. М. Макеева // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 3. – С. 114-119.
- Селевко, Г.К Современные образовательные технологии : Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко; Проф. пед. б-ка. — Москва : Нар. образование, 1998. – 255 с.
http://izvestia-ippo.ru/panina-alina-vladimirovna-istoriya-ra/