Орысбаева А. Р. | МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ДРЕВНИЙ ВИД МУЗИЦИРОВАНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Орысбаева А. Р. магистрант Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

e-mail: messa.r@mail.ru

Научный руководитель: Нарикбаева Л. М., доктор педагогических наук, профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

 В статье на основе проведенного анализа научных трудов по исследуемой проблеме обучения музыкальной импровизации, авторами сделан вывод о необходимости специального обучения школьников этому искусству для раскрытия и развития уникальных талантов и творческой свободы. При этом подчеркивается, что имеются существенные предпосылки для этого как в теоретическом, так и в практическом плане. Кроме того, раскрыты некоторые исторические моменты развития импровизации в разных видах искусства в процессе развития общества. Главный тезис авторов заключается в том, что музыкальная импровизация на сегодня должна быть неотъемлемой частью профессиональных навыков любого музыканта.

In the article on the basis of the analysis of scientific works on the studied problem of teaching musical improvisation, the authors conclude that there is a need for special training of schoolchildren in this art for the disclosure and development of unique talents and creative freedom. It is emphasized that there are significant prerequisites for this both in theoretical and practical terms. In addition, some historical moments of the development of improvisation in different types of art in the process of society development are revealed. The main thesis of the authors is that musical improvisation today should be an integral part of professional skills of any musician.

Введение

Импровизация (от лат. Improvisus – неожиданный, внезапный) – старейшая форма музыкального творчества, в процессе исполнения которой совместно формируется написание музыки [3, с.16].

Идея импровизации существует уже давно и прошла долгий путь своего развития. Считается, что появление импровизации как искусства связано с древними фольклорными традициями. В древности и в средневековье люди использовали импровизацию в музыке, танцах и театре для передачи историй, восприятия особого настроения, общения с духами природы. Тем самым, история импровизации сложилась с незапамятных времен и тесно связана с развитием культуры и искусства в целом.

Первые формы импровизации возникли еще  в древних ритуалах, к примеру, для духовного общения с иным миром (шаманизм и др.), когда требовались интуитивные и творческие решения, которые в то же время являются основой искусства импровизации.

В истории импровизации можно отметить несколько важных периодов:

  • Древний Египет (3000 г. до н.э.) – на религиозных церемониях и праздниках использовались танцы и импровизированные музыкальные номера.
  • Древняя Греция (800 г. до н.э.) – играли на сцене и сочиняли музыку самостоятельно во время театрализованных спектаклей.
  • Средние века (5-15 века) – актеры часто полагались на импровизацию для юмора, эмоциональности и взаимодействия с аудиторией.
  • Ренессанс (15-17 века) – театральные постановки и музыкальные представления становились все более формализованными, т.е. подчинялись определенным правилам.
  • В 18 веке – термин «Импровизация» стал активно использоваться в области музыки.
  • В 20-21 веках – интенсивные творческие поиски мастеров разных видов искусств, в выражении своих впечатлений через импровизацию.

Целью данной нашей статьи является попытка разобраться в происхождении основ импровизационных умений и определить возможность их развития у музыкантов разного возраста.

Методика

Для достижения цели данной работы мы опирались, прежде всего, на теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение). На основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме мы выявили, что в разные культуры и периоды времени люди экспериментировали с музыкой, пытаясь создать новые звуки и мелодии. Например, в древнегреческой музыке музыканты использовали понятия «мелос» (импровизированная часть музыки), а также «импровизация» (творческая свобода исполнителя).

Если говорит о настоящем времени, то известно несколько подходов к музыкальной импровизации, в частности развитие различных видов импровизационных линий:

  1. Первый подход – развитие тематического и интонационно- музыкального материала во время сочинения музыки импровизатором.
  2. Второй подход – аккордовый метод, широко используемый в развитии импровизации, в частности, в поп-джазовой музыке. Условно этот метод можно разделить на три вида: тональный метод, модальный метод, метод Пентахорда [2, с. 14].

Итак, импровизация, являясь древней формой создания музыки, считается постоянно развивающейся областью в соответствии с современным процессом развития общества, следовательно, видов искусств.

Обсуждение

Импровизация – это непосредственное сочинение и изобразительное искусство музыкальных, театральных или литературных произведений без предварительной подготовки.

Музыкальная импровизация — это создание музыки в режиме настоящего времени, т.е. здесь и сейчас. Как правило, музыканты-импровизаторы хорошо владеют своими инструментами, они могут создавать музыку для демонстрации своего творчества. Этот опыт можно проследить в таких жанрах исполнительского мастерства, как: джаз, блюз, рок-н-ролл и др. Импровизация в музыке может использоваться как на сцене так в музыкальных студиях, когда используются при записи разные вариационные темы.

Г. Ф. Лейбниц, великий мастер (Arts combinatorica), считал,  что музыка – это как арифметика души, при этом этот процесс вычисления идет незаметно и скрытно. Таким образом, имея в виду, что любые импровизационные практики, по сути, определяют универсальные математические принципы, составляющие предмет комбинаторики в окружающем нас мире.

Следующее, что заслуживает внимания, на наш взгляд, это то, что импровизация основана на памяти. Другими словами, музыка, имея свойство оставаться в памяти, однако каждый раз интерпретируется исполнителями по-другому. Следовательно, композиция выросла из импровизации, т.е.   импровизация – основа композиции. Но насколько сложны их отношения?

Радикальный переход от «открытой» нотации эпохи ранней музыки к тщательно написанным партитурам романтиков не оставил возможности привнести в музыку спонтанность, непредсказуемость.

Далее, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день большое внимание педагогов музыки уделяется развитию художественно-творческих способностей учащихся в условиях быстроразвивающегося современного мира. Несколько слов о существующих методах развития импровизационных умений.

Так, Д. Б. Кабалевский утверждал, что «…уроки импровизации могут иметь две взаимосвязанные цели: первая — развитие интонационного и ладового слуха, вторая – развитие творческого воображения. Часто во время импровизации учащийся должен иметь возможность продолжить мелодию, начатую учителем, и закончить ее заданным тоном. Кроме того, распространенная техника не должна отказываться от второй – импровизировать мелодию вне обычного соотношения мажор-минор. Импровизации могут быть ритмичными и связанными с исполнением (изменяющими характер исполнения, темп, динамику)…» [1, с. 28].

Б.Л. Яворский видит ценность детской музыкальной композиции не в творческом продукте, а в процессе овладения музыкальной речью. Опыт письма детей, по его мнению, относится к наиболее эффективным средствам музицирования. По его мнению, главное для импровизации – это непрерывное развитие музыкальной мысли, а композиция соответствует «остановкам для размышлений». А также, он подчеркивает, что при импровизации не выбирается музыкальный материал, часто используются штампы, «общие места», тогда как композиция позволяет тщательно выбирать материал, создавать варианты, сокращать и т. д. [4, с. 18-19].

Профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Михайлович Мальцев неоднократно обращался к вопросу обучения школьников импровизации. Поскольку раннее обучение гармонии служит предпосылкой для детской импровизации, оно играет положительную роль в развитии творчества. Однако педагог должен учитывать опасность формального использования такого проекта и не позволять ребенку запоминать гармонические формулы (секвенции, кадансы), теряя живое ощущение гармонического разнообразия.

Заключение

В заключении статьи, мы можем сказать, что феномен импровизации играет важную роль в том, чтобы преобразовывать любую музыку, чтобы представить ее зрителю в необычной манере. В целом, изучение этой области не только позволяет оставить неповторимую подпись великих музыкантов, а, соответственно, способствует всестороннему развитию и оригинальному восприятию учащихся в школьных классах, раскрытию их внутренних способностей к свободной игре на инструменте. Это означает, что любой ребенок, который хочет увидеть себя в современной музыкальной сфере, может стать обладателем уникального творения в будущем. В современной музыкальной педагогике существует ряд методов обучения импровизации. Однако технологий развития импровизационных навыков в этой области остается открытым вопросом, которые надеемся найдут свои решения.

Список литературы

  1. Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. С.23-
  2. Ильясова К.К. Становление народно-инструментального и профессионального исполнения в Казахстане // Молодой ученый. 2016. № 5.3 (109.3). С. 14-16.
  3. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. 1987. 540 с.
  4. Чернова В. Учимся импровизировать и подбирать на слух: Практический курс на материале эстрадно-джазовой музыки. Новосибирск: Окраина, 2003. 68 с.

http://izvestia-ippo.ru/orysbaeva-a-r-muzykalnaya-improvizac/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *