Орлова Е.Р. | ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент,

Московский городской педагогический университет, г. Москва

Email: Orlovaer@mgpu.ru

 

Статья посвящена изучению особенностей развития воображения младших школьников на внеурочных занятиях c помощью театральной деятельности. Рассмотрены формы стимулирования развития воображения обучающихся. Описан практический опыт организации внеурочной театральной деятельности для развития воображения детей.

Процесс творческого развития обучающихся младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Связано это с тем, что обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно подходить к решению тех или иных задач. В связи с этим возникает необходимость поиска определенных форм, методов и средств развития воображения обучающихся. Театральной деятельность является эффективным средством развития детского творчества.

В отечественной педагогической науке проблемой развития воображения младших школьников занимались такие исследователи, как: О.В. Акулова, Ю.А. Беляева, Л.С. Выготский, Л.В. Константинов, В.А. Спирина, З.Я.С. Сваяди, Е.С. Сорокина и др.

В.А. Спирина справедливо подмечает, что развитое воображение является значимым свойством психики, так как оно позволяет ученику получать большой спектр эмоций, а также познавать окружающий мир нестандартными способами. Автор также упоминает, что учитель может применять нетрадиционные формы обучения, создавая тем самым определенные условия для развития воображения младших школьников [5, с. 75]. Целесообразность развития воображения именно в младшем школьном возрасте заключается в том, что у обучающихся только формируются ценностные ориентиры. Именно в данном возрасте ученики пробуют новые активности, которые стимулируют развитие у них воображения, одной из которых является театральная деятельность. З.Я.С. Свади считает, что применение театральной деятельности на внеурочных занятиях может быть организована в следующих формах: просмотр театральных представлений с последующими обсуждениями в классе, игры-драматизации, подготовка и постановка учениками сказок и сценических произведений, совместная театральная деятельность учеников, их родителей на разных праздниках и мероприятиях [4, с. 84].

Применение театральной деятельности предусматривает не только самостоятельную работу учеников по организации театра/спектакля, но также и включает способ взаимодействия с их родителями, а также непосредственный просмотр театрализованных представлений. Следует отметить основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель при организации внеурочных занятий с элементами театрализации в качестве средства развития воображения у обучающихся младшего школьного возраста: 1) подбор произведений для постановки должен соответствовать интересам и возрасту младших школьников; 2) учителю следует советоваться с учениками по выбору произведения для постановки; 3) учитель позволяет ученику самостоятельно интерпретировать своего персонажа; 4) учитель вместе с учениками может придумать сказку, соответственно проявление воображение в данном случае будет максимально результативным.

Среди форм театральной деятельности могут быть задействованы следующие: игры-имитации, инсценировки, импровизации, драматизации, пантомимы, театрализованная игра [2, с. 424]. На занятиях во внеурочной деятельности необходимо задействовать различные формы театральной игры, чтобы по-разному воздействовать на развитие воображения обучающихся младшего школьного возраста. Можно организовывать занятия в форме технологии коллективной творческой деятельности. Данная технология поддерживает инициативу детей, умение договариваться со сверстниками, планировать и распределять роли [3, с. 52 — 60].

Очень привлекательны для детей разнообразные театральные фольклорные праздники, театрализованные малые музыкальные фольклорные формы, живые фольклорные картины, сценки по знакомому и понятному сюжету. Современные студенты – будущие педагоги убеждены, что фольклор развивает у детей «речь, мышление, воображение, творческие способности и т.д.» [1, с. 103].

Так, например, в ходе собственной педагогической практики с учениками в ГБОУ «Школа № 1155» г. Москвы в 3 «Б» класса была организована театральная деятельность во внеурочных занятиях. Работа по формированию воображения предусматривала использование разных форм театральной игры, особенности применения которых рассмотрим ниже.

На первом занятии происходила дискуссия учителя с обучающимися по выбору произведения, который ученики хотели бы инсценировать. Для этого было отобрано несколько произведений: 1) «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова; 2) «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского; 3) сказка Ш. Перо по выбору: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка» и др.

Ученики выбрали произведение «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова для инсценировки. На занятии происходила разбивка ролей для каждого ученика. Важно было выбрать такую сказку, чтобы все обучающиеся, которые посещают внеурочные занятия, смогли получить роль. В этой сказке было 11 главных персонажей и более 10 второстепенных. Среди главных были: Элли, Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Лев, Гудвин, Гингема, Виллина, Бастинда, Стелла. В качестве домашнего задания ученикам было поручено прочитать эту сказку и выписать основные характеристики своего персонажа.

На втором внеурочном занятии ученики доставали свои записи о том, как будет выглядеть их персонаж. Для этого ученикам необходимо было задействовать свое воображение, чтобы представить того или иного персонажа.  Они делились с тем, какие эмоции и чувства должен испытывать их персонаж, а также рассказывали, какой костюм они хотели бы сделать для своего персонажа. В результате проведения данного занятия происходило определение внешнего вида каждого персонажа, который будет задействован в инсценировке. На этом же занятии учитель раздал роли каждому участнику, которую необходимо было выучить к следующему занятию для репетиции.

На третьем занятии происходила репетиция инсценировки с костюмами, которые ученики создали своим персонажам на основе описания из книги. Каждый добавил специфические и отличительные характеристики в образ своего персонажа, тем самым развивая собственное воображение. Например, мальчик, исполнявший роль Железного дровосека, соорудил себе костюм из фольги и даже добавил себе на костюм пятна со ржавчиной, тогда как ученик, который исполнял роль Страшилы, принес солому и наполнил ею свой костюм для придания объема. Все это указывает на то, что обучающиеся достаточно внимательно изучили свои роли в сказке и задействовали свое воображение так, чтобы создать правильные костюмы для них.

На четвертом внеурочном занятии была представлена инсценировка по произведению «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова в актовом зале перед учениками других начальных классов.

Таким образом, для развития воображения необходимо использовать нестандартные формы организации внеурочных занятий с учениками, среди которых важное место может отводиться именно театральной деятельности. На конкретных примерах было рассмотрено, как эта деятельность может быть применена во внеурочных занятиях с целью развития воображения. Также следует обратить внимание на то, что для получения максимального эффекта от таких занятий необходимо позволять ученикам самим управлять процессом организации театральной деятельности, тогда как учитель – только контролирует дисциплину, помогает ученикам организовывать их работу, а также подсказывает как сделать что-то в театральной деятельности так, чтобы развитие воображения младших школьников было эффективным.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алисов Е.А., Илюшина Н.Н. Социально-педагогическое значение фольклора: категориальный анализ и перспективы использования в образовательной практике // Пространство фольклора, литературы и педагогики. материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 101-104.
  2. Ильина Л.М. Формирование творческих способностей младших школьников через театральную деятельность // Инновации. Наука. Образование. 2021.№ 25. С. 422-426.
  3. Илюшина Н.Н. Технология коллективной творческой деятельности в летней педагогической практике // Hominum. 2023. №2. С. 52 – 60.
  4. Свади З.Я.С. Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогика искусства. 2020. №1. С. 79-87.
  5. Спирина В.А. Особенности развития воображения младших школьников // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: материалы пятнадцатой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. С. 74-75.

http://izvestia-ippo.ru/orlova-e-r-opyt-organizacii-vneurochn/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *