Офитова С.Н. | ЖАНР ЗАРИСОВКА КАК ОСНОВА СИТУАЦИИ УСПЕХА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК: 372.881.161.1

Магистрант Московского городского педагогического университета

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

В статье анализируются возможности создания ситуации успеха на уроках русского языка через освоение художественно-публицистического жанра «зарисовка». При этом подчеркивается аспект особенностей мозговой организации познавательных процессов учащихся в свете необходимости индивидуализированного обучения в массовой школе.

Ситуация успеха – важный мотивационный фактор в образовательном процессе. Исследователи отмечают значимость ситуации успеха не только как педагогического инструмента поддержания интереса к обучению, но и как эффективного средства педагогической коммуникации.

Основой для уверенности в своих силах, обратной связи между учеником и педагогом, может стать процесс освоения жанра «зарисовка». Знание речевых жанров, свободная речевая практика –  позволяет человеку чувствовать себя уверенно во многих жизненных ситуациях, полнее и ярче раскрывать свою индивидуальность, варьировать ситуацию общения, ясно выражать свои мысли, реализовывать свободный речевой замысел.

Зарисовка – короткий текст, реплика, в которой автор как будто мазками вербализирует свои впечатления о чем-либо.  Композиционно и содержательно это относительно свободный жанр, что позволяет проявлять фантазию, творчество, образное мышление и отражать свой индивидуальный взгляд.

Одна из главных педагогических задач, которая преследуется при освоении зарисовки, – дать возможность ребенку высказаться и быть услышанным, создать основу для ситуации успеха. Педагогическая коммуникация подразумевает диалог, обратную связь с учеником. Через творчество, выражение исключительно своих, а не шаблонных мыслей, чувств, примечаний в зарисовке эта коммуникация полностью реализуется.

Изучение жанра зарисовки как основы различного вида коммуникаций — один из эффективных приемов обучения, который не частотен в образовательном процессе. Одна из причин – отсутствие отработанных методик, алгоритмов преподавания и освоения этого жанра.

Актуальность обращения к зарисовке с раннего школьного возраста диктуется необходимостью сохранить самобытность и культурное пространство русского языка.

Поэтому зарисовка (по сути – в современных категориях – это пост) в условиях выхода общения школьников на онлайн-площадки несет в себе своего рода презентационную функцию педагогической коммуникации, которая традиционно «связана с необходимостью предъявления «должного», эталонного в знании, поведении, отношениях» [1], а также «специфическую функцию сохранения родного языка и языка культуры — прежде всего, это относится к проблеме предупреждения засорения, искажения родного языка» [там же].

Поскольку зарисовка – художественно-публицистический жанр, в ней используются многочисленные средства создания выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Но главное её отличие от других типовых методов построения речи (в частности, от простого «описания», которое нередко ошибочно называют зарисовкой) – это оценочность, предельно чётко и ярко выраженные чувства автора в отношении предмета его внимания, одновременное использование многообразия словесных образных инструментов. При этом ряд образных выражений, например, фразеологизмов и устойчивых выражений, не только раскрашивает речь, но и сохраняет в живом языке историю русской национальной культуры, традиции русского народа. Публикуя посты в соцсетях, дети неосознанно используют жанр зарисовки. В наших силах представить им эталон подобных публикаций.

А подготовить их помогут задания, предполагающие использование широкого ряда средств выразительности речи.

Задание: Саша самый отзывчивый. Запиши в одном или нескольких предложениях, в чём выражается это его качество, какие чувства оно вызывает в ответ.  

Пример ответа может быть следующим: Саша всегда поможет, если обратиться к нему. Отзывчивость вызывает теплоту в душе и ответное желание помогать. 

Зарисовка универсальна, что помогает уйти от типовых заданий, стандартных схем, основанных только на заучивании, копировании и воспроизведении. Интересным и полезным опытом оценочных характеристик могут стать первые попытки словообразовательного творчества.

Задание: Композитор Пётр Чайковский выделял картины Исаака Левитана среди остальных, в шутку называя его индивидуальную манеру письма «левитанистой». Придумай, отталкиваясь от своих впечатлений, запавших в память моментов, названий, имён свой эпитет, характеризующий  погожий день, слог Владимира Маяковского? Придумай и запиши другие оригинальные эпитеты или оценочные слова к творчеству твоих любимых писателей, композиторов или  дай характеристику книг, фильмов, людей, объясняя свои идеи.

Зарисовка отвечает тенденции межпредметной основы образования, так как один и тот же предмет, который планируется вербализировать на уроке русского языка, можно изучить на часах окружающего мира, слепить или сделать на уроке труда, нарисовать на изобразительном искусстве, рассмотреть с точки зрения истории, обсудить в рамках литературных дискуссий. Таким образом, почти по Говарду Гарднеру и его теории множественного интеллекта, сквозное освоение зарисовки расширяет спектр возможностей для создания ситуации успеха. Примером всестороннего, «сквозного» применения зарисовки может стать изучение образа «старого леса»: его можно слепить, изобразить пантомимой, дать словесную характеристику, рассмотреть с точки зрения естествоиспытателя, а затем выразить своё впечатление в жанре «зарисовка» на уроке русского языка. Таким образом, дети с разными (в том числе и сенсорными) типами восприятия информации, различными увлечениями и склонностями смогут легче приобщиться к русскому языку посредством рассмотрения «знакомого» уже предмета с точки зрения разных дисциплин. Логично и обратное движение: повышение через предмет зарисовки интереса к различным областям знаний.

Ситуация успеха несомненно призвана создавать импульсы для развития творческого потенциала (креативности) ребенка. При этом критерии креативности – такие как беглость, эвристичность, критический взгляд, гибкость и пр., близко перекликаются с целями и этапами освоения жанра зарисовки [2].

Развитие творческого аспекта в образовательном процессе особенно актуально в свете экспериментальных данных о том, что левополушарные дети — правши (а таких большинство) «лучше контролируют свою речь, в силу чего не имеют успеха в свободной, «творческой» беседе [4]. «Невербальный тип интеллекта, рациональное программируемое мышление заставляют их обдумывать каждое слово, им не хватает целостности, образности мышления. Они на 16 % чаще, чем правополушарные, испытывают трудности с обобщением и подведением итогов. Вместе с тем «правши» более точны в применении слов в устной речи, легче применяют правила на практике (на 11 % лучше правополушарных учащихся), но медленнее выполняют письменные работы» [4].

Это знание поможет приблизить к реальности идею индивидуализации в массовой школе. Ведь именно индивидуальный подход [5], поставленный сегодня во главу перспективных тенденций образования и утвержденный ФГОС, выступает как один из столпов успешности школьника.

Поэтому, занимаясь подбором методов проверки сформированности компетенций учащихся, учитель, учитывающий ведущее полушарие головного мозга обучаемого, будет достигать лучших результатов в своей деятельности. «Для проверки знаний левополушарных учеников больше подходят решение задач, письменные ответы на вопросы без ограничения по времени, вопросы закрытого типа. Правополушарным школьникам следует предложить устный опрос, задания с открытыми вопросами со строго определенными рамками выполнения» [4].

Вопросы открытого типа дают таким детям возможность проявить своё творческое начало. Поэтому, с учетом одновременного выполнения заданий, их можно формулировать в свободной форме, или в форме выбора, но с предполагаемым единым результатом.

Например, при отработке как содержательных, так и композиционных структурных компонентов в задании, предполагающем продолжение текста, можно сделать отступление в историю, рассказав о том, к каким грандиозным результатам может привести работа с чужими текстами:

Задание: Известный фантаст Рэй Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет, когда написал продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза. В одном из интервью он признался, что был беден и не мог купить себе эту книгу, но решил вообразить, что же может произойти дальше. Брэдбери признавал, что не прочти он Берроуза, «Марсианские хроники» не были бы написаны.  

Прочтите отрывок из произведения Виктора Драгунского «Не хуже вас, цирковых». Допишите свой вариант окончания, или продолжения этой истории.

По замечанию Н.Г. Савкиной и Н. П. Шевелевой, тенденция предпочтительного выбора форм заданий у младших школьников такова: левши предпочитают устное выполнение задания, и в меньшей степени вызывают их интерес работы, связанные с разбором и анализом. Правши же «предпочитают задания с опорой на ранее изученный материал, с четким алгоритмом выполнения, на выявление правил и закономерностей. Задания, требующие творческого подхода, с опорой на весь имеющийся кругозор, могут вызвать протест» [4].

Ситуацию может исправить работа с мультимедийным контентом. Юное поколение живо откликается на работу с диджитал-составляющей. «В цифре» современные дети чувствуют себя уверенно, что создаёт благоприятные предпосылки для освоения материала, формирует ситуацию успеха.

Это может быть работа с поликодовыми текстами, задания на вербализацию визуальных метафор. Вовлекающим фактором обучения станут электронные квесты. Например, 3D-книги (в интернете уже можно найти примеры такой формы работы с учениками), где в процессе преодоления препятствий (ответы на вопросы, поиск ответов) ученик участвует в образовательном процессе, находя нужный материал по ссылкам.  Электронная среда не меняет целей офф-лайн обучения: здесь уместны задания на поиск синонимов, работы с онлайн-словарями, анализ электронных репродукций картин, создание зарисовки с использованием иного визуального контента.

В условиях многочисленных классов осваивать зарисовку можно и при помощи других современных медиа-инструментов в электронных средах: в системе уроков «перевернутый класс» (например, вкупе с приложением типа Kahoot); посредством «лингвистического конструктора» с использованием  гиперссылок.

Вовлекающим элементом в тему использования средств выразительности речи, как постоянной части работы над освоением жанра зарисовки, может стать работа над фильмонимами. Их не изучают в школьном курсе, но, по сути, они органично дополняют задачи освоения синонимии и омонимии, стимулируя  если не креативность, то, как минимум, языковую инициативу учеников.

Фильмоним — понятие яркого переводного заголовка. В наших целях мы можем  предложить ученикам  «перевести» заголовки с «русского на русский».  Из обычного заголовка сделать такой, который станет «крючком», привлечет читателя,  зрителя.

Задание: Придумай свой вариант названия фильма, если бы ты снимал его по мотивам рассказа «Серая Шейка».

В этом ряду «переиначивать» можно любые названия школьных произведений, знакомых детям, а также названия экранизаций классики, современных фильмов и мультфильмов.

Помимо увлекательного времяпрепровождения, ученики усвоят принцип выделения сути текста, улавливания главного в повествовании, фильме, ситуации.

В этой же связи уместен будет и выработанный алгоритм написания зарисовки. С одной стороны – это четкая инструкция, ожидаемая правшами, с другой стороны, она подойдет и левшам, так как не жёстко направляет их творческий поток и не мешает генерации идей, предполагаемой жанром зарисовки [2].

На уроках русского языка, как отмечают исследователи, для обучения леворуких учащихся необходимо использовать составление слов и предложений из частей, сочинения, чтение, пересказ, чтение по ролям, нахождение взаимосвязи, нахождение отрывков в тексте, проведение экскурсий[4]. Для правшей – эффективные задания заключаются в сопоставлении и прослушивании текстов, анализе рассказа, разборе слов и предложений по составу, им также будут удаваться задания на поиск ошибок, работа с применением правила, многократное повторение. «В этом случае, как показали проведенные эксперименты, неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут» [там же], что само по себе можно назвать фактором успешности.

В заданиях по освоению и написанию зарисовки есть весь вышеперечисленный функционал.

Вот некоторые варианты заданий при освоении этого жанра: выделить зарисовку и её стилистические признаки среди похожих текстов; доказать принадлежность текста к жанру «зарисовка»; закончить зарисовку; пересказать предложенный текст от имени наблюдателя или героя; найти формулировку понятия, предмета; начать вести  «дневник зарисовок»; описать чувства, которые вызывает ситуация, человек, герой книги; разделить внешние и внутренние характеристики; отобрать лексические средства для выражения собственных чувств и чувств представителей внешней среды: друзей, героев произведений; составить объективный «портрет», сравнить характеристики явлений, героев, представленных разными авторами; найти сходства и отличия; выделить наиболее удачные примеры и т. д. [2].

Таким образом, систематическое освоение зарисовки в начальной школе будет способствовать индивидуализации образовательного процесса и адресному подходу к каждому ученику, что, в свою очередь,  повысит эффективность обучения [5]. Очевидна когнитивная составляющая развития школьников в процессе работы над зарисовкой, где прослеживается практика всех видов мыслительных процессов – восприятия, памяти, формирования понятий, решения задач вербализации воображаемого, развития дивергентного мышления, а значит – креативности [3].

Креативность – маркер профессионализма в любой сфере деятельности. Выходить за рамки, творить нестандартно – значит быть успешным в своем деле. Это и есть ситуация успеха, фундамент которой можно заложить задолго до профессионального становления человека – на уроках русского языка в начальной школе.

Литература

  1. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И.А.; под ред. Сластенина В.А. — М.: Изд.центр «Академия», 2007. – С. 78-79.
  2. Офитова С. Н. Особенности обучения младших школьников жанру «зарисовка». Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (27 февраля 2020 г.). М.: Издательство «Экон-Информ»,  2020 – С. 379-384.
  3. Офитова С. Н. Обучение жанру зарисовки как Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых:материалы ХIII Международной научной конференции (Шуя, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. А.А. Червова. – Шуя : Изд-во ИвГУ, 2020. – С.90-94.
  4. Савкина, Н.Г. Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учащихся / Н.Г. Савкина, Н.П. Шевелева // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016.- №12. С. 136-138.
  5. Хаймович Л. В. Работа над риторическими определениями в школе // Русская словесность. 2007 № 7.  С. 72-76.

The article analyzes the possibilities of creating a situation of success in the lessons of the Russian language through the development of the artistic and journalistic genre «sketch». At the same time, the aspect of the peculiarities of the cerebral organization of cognitive processes is emphasized, which are sluggish in the light of the need for individualized teaching in mass school.

Key words: pedagogical communication, sketching, publicistic genre, сreative potential, creativity, situation of success, cognitive development; Russian language, interdisciplinary, brain organization of cognitive processes.

http://izvestia-ippo.ru/ofitova-s-n-zhanr-zarisovka-kak-osnova/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *