О.А. Скрябина | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доктор педагогических наук, доцент;

профессор Рязанского государственного университета

им. С.А. Есенина

Email: olgaskr1@mail.ru

 Среди актуальных проблем современного российского образования в условиях цифрового общества особую остроту имеет подготовка к профессии современного учителя русского языка; выдвигается положение, согласно которому главным в данном процессе должно быть формирование «педагогического миросозерцания», системного мышления, опора на гармонию рационального и эмоционального; рассматриваются методические условия, обеспечивающие достижение поставленной цели.

Профессиональное педагогическое образование учителя русского языка рассматривается нами как одна из актуальных проблем нового времени. Ее актуализация обусловлена рядом причин, среди которых изменение социально-культурного контекста и создание цифрового общества, появление нового поколения российских школьников и студентов, именуемых «поколение Z» в силу специфических нейрофизиологических, речевых и когнитивных особенностей –черт этого поколения. Все это диктует необходимость ответить на ряд вопросов, среди них: Какими чертами наделяли учителя ученые-методисты прошлого? Каким можно представить современного учителя русского языка? Каков его портрет?

Профессиональная подготовленность и личностная состоятельность учителей русского языка есть основа основ филологического образования, традиционное понимание роли учителя в жизни общества и становлении личности ребенка (дитяти), заложенное нашими великими предшественниками (Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, И.И. Срезневским, А.М. Пешковским, А.А. Шахматовым и др.). Каким представлял учителя К.Д. Ушинский? Великий дидакт определял миссию учителя родного языка, исходя из того, что язык – это «народный ген», который учил людей тогда, когда не было книг. Учитель – это «посредник между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым» [6: с. 39]. Учитель – хранитель «святых заветов людей, боровшихся за истину и благо» [там же]. Далее: учитель не «слепой исполнитель инструкции», что весьма значимо для современного учителя, который, находясь в непрерывном потоке циркуляров, испытывает давление разнообразных инструкций, следование которым может превратить живое, творческое общение педагога с детьми в некий протокол, регламентировать его. Учитель – «живой ратоборец истины и добра», сознающий свое призвание как «одно из величайших дел истории», ибо на нем «зиждутся царства и им живут целые поколения» [там же]. Полагаем, что в данном контексте портрет учителя родного языка представлен вполне определенно, с учетом нравственности, гражданской позиции, духовности, творческой составляющей, самоотверженности в служении профессии.

Особая, духовная составляющая в деятельности учителя родного языка подчеркивалась Ф.И. Буслаевым в его труде «О преподавании отечественного языка» (1844). В нем заложена гуманистическая традиция в обучении языку на основе «генетической методы» развития «дара слова», поскольку она естественна языку, опирается на совпадение сущности родного языка и личности учащегося, служит главной задаче – вместе с языком «образовывать и развивать все духовные способности» учащегося.

Безусловно, в размышлениях о настоящем и будущем методики преподавания русского языка и том, на что опираться в профессиональной подготовке учителя, мы не можем не обратиться к традиции, поскольку сила традиции и заключается в том, что «она может быть осмыслена применительно и адекватно реальным условиям современного момента с учетом новой социокультурной и образовательной среды» [1: с. 14].

Современный социокультурный контекст характеризуется распространением цифровых технологий во все сферы жизни общества, включая образование, что повлекло за собой развитие отрицательных тенденций, имеющих влияние на процессы образования, воспитания и развития нового поколения, именуемого как «поколение Z».

Исследователи психологического портрета современных школьников, выросших в цифровой среде, пишут о трансформации памяти, превратившейся в «транзактивную память», о клиповом мышлении, о неспособности систематизировать получаемую информацию, о неразвитости коммуникативных и познавательных умений, что, безусловно, ограничивает и потенциальные способности обучающихся к развитию собственной личности. Следует отметить и развивающуюся у школьников и студентов такую черту, как экранозависимость, постепенное погружение в виртуальный мир, утрату интереса к чтению и реальному общению. Безусловно, это нужно учитывать при использовании новых технологий в образовательном процессе, отдавая предпочтение живому слову учителя, «согретому убеждением», его «нравственной энергией» (К.Д. Ушинский), чтобы не превратить учителя в экскурсовода по просторам Интернета, тьютера и тому подобное, чуждое его истинной профессии.

В исследованиях современных ученых (О.В. Алексеева, Л.Г. Антонова, О.В. Гордиенко, А.Д. Дейкина, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева Н.А. Исаева, Э.В. Криворотова, З.И. Курцева, О.Н. Левушкина, Е.И. Пассов, В.Н. Сорокоумова, В.Д. Янченко и других) проблема профессионального образования учителя русского языка рассматривается системно, с учетом основных педагогических и методических понятий, имеющих методологическую значимость: образование, личность, методика, методическое мышление, педагогическое мышление, педагогическое миросозерцание.

Методическое мышление понимается как процесс исследования языковых явлений в практике обучения «под углом зрения методики» (О.В. Алексеева). Это предполагает поиск оптимальных условий и методическое решение проблем формирования языковых, правописных, речевых умений, что вполне соответствует известному определению методического мышления как специального, профессионального мышления, которое позволяет учителю русского языка осуществлять свою предметную деятельность. Педагогическое мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, критичностью, способностью успешно взаимодействовать с учащимися в процессе решения педагогических задач.

Мы исходим из убеждения, согласно которому ответы на вопросы и вызовы нового времени при подготовке учителя к профессии во многом зависят от того, какова в данном процессе роль методики преподавания как научной и прикладной дисциплины, каковы ее общие цели и задачи и ведущая, главная цель. Нам очень близки в данном вопросе позиции А.Д. Дейкиной [1] и Е.И. Пассова [3]. А.Д. Дейкина называет истинных учителей «буслаевцами», которые, вслед за Ф.И. Буслаевым, отчетливо сознают, что «язык сросся с личностью каждого», учить родному языку – значит «вместе и развивать духовные способности учащегося» [1: с. 14.]. Так же, по-буслаевски, представил миссию методики и ее цели Е.И. Пассов: «…методика как теория и технология образования есть наука, которая создает, охраняет, защищает и развивает генетический код образования» [3: с. 66]. Понимая образование как «социокультурное наследование», Е.И. Пассов делает вывод о несостоятельности компетентностного подхода, поскольку «в компетентностном подходе не нашлось места самому главному в образовании – нравственности и духовности», а компетенция есть «неадекватное средство достижения указанных целей» [3: с. 63].

Существенной чертой в портрете учителя родного языка, а может, и доминирующей, полагаем, является педагогическое миросозерцание, о котором писал К.Д.Ушинский, но вполне определенно высказался В.А. Малаховский: «Методика должна познакомить учителя не столько с основными техническими приемами, сколько дать ему педагогическое миросозерцание в области избранной им специальности» [2: с. 224].

Полагаем, что «педагогическое миросозерцание» современного учителя – это некая совокупность представлений о ценности и цели выбранной деятельности, о своем назначении в профессии, осознанное понимание ученика как языковой личности, для чего необходима широта кругозора. Главное в «педагогическом миросозерцании» – мотивация к профессиональной деятельности, наличие чувства долга, бескорыстие в служении своему народу, желание не только учить, но и учиться (пожалуй, самое важное в формировании личности учителя).

Творческое воображение учителя и его потенциал, развитая языковая способность и чувство языка, эмоциональное и рациональное начала личности имеют значимость, дополняются знанием лингвистики, русской классической литературы – богатейшим источником дидактического материала [5].

Как же мотивировать студентов к будущей профессии? Думается, что нужно знакомить их с учителями, обладающими педагогическим миросозерцанием, видящими в своем предмете плодотворную силу, объединяющую поколения, осознающими, что родной язык изучается детьми «для речи, для мысли, для связи поколений» (М.Р. Львов). Далее: нужно и можно объединять студентов с учителями для создания общих проектов, для активного участия в проведении мастер-классов, как это происходит в течение 7 лет на организованной нами методической площадке «Инициатива» [4].

 

Литература

  1. Дейкина, А.Д. Гуманистическая традиция Ф.И. Буслаева и современные профессиональные ценности учителя // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография /отв. ред. В.Д. Янченко. – Москва: МПГУ, 2018. – С.12–18.
  2. Малаховский, В.А. Очерки по методике русского языка //Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1982. – С. 223–225.
  3. Пассов, Е.И. Духовный потенциал русской словесности (к проблеме создания системы профессиональной подготовки учителя) //Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография /отв. ред. В.Д. Янченко. – Москва: МПГУ, 2018. – С. 61–69.
  4. Скрябина, О.А., Южакова, Ю.А. О профессиональном объединении преподавателей вуза и учителей русского языка // Мир русского слова. – 2021. №3. – С. 82–91.
  5. Скрябина, О.А., Педагогическое миросозерцание как основа профессиональной подготовки учителя русского языка //Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева): коллективная монография /отв. ред. В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, 2018. – С.76–79.
  6. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы // Моя система воспитания. О нравственности. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 572 с.

 

http://izvestia-ippo.ru/o-a-skryabina-professionalnyy-portre/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *