Никитин А. А. | ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доктор педагогический наук, кандидат искусствоведения, профессор,  

                                                                                    ХГИК, Хабаровск

                                                                                  E-mail: nikitinarts2011@yandex.ru

 материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

 Статья посвящена энергетике как структурному компоненту художественной одаренности, который ранее в нее не включался. Включение энергетики в структуру художественной одаренности актуализируется необходимостью достижения эффективной коммуникации в художественном творчестве, направленном на реципиента для достижения катарсической реакции. Энергетический компонент находит выражение, прежде всего, в интенсивности, экстенсивности и длительности духовного излучения художника, в энергетической композиции – скрытом структурном плане художественного произведения, который вкладывается в него автором для программирования необходимой эстетической реакции у аудитории.

Художественная одаренность представляет собой наименее изученный и наиболее загадочный вид одаренности по причине его исключительной сложности и очевидной связи с духовной сферой. Личность художника-творца, создающего новую реальность, соединяющую в себе наличную, субъектную и метафизическую действительность, с трудом поддается научному анализу, теоретической рефлексии. Психология искусства, у истоков которой стоял Л.С. Выготский, рассматривая художественную одаренность и продукты ее деятельности как психологический предмет исследования, сталкивается в ее постижении с ограниченностью своих возможностей. На это в свое время указал К. Юнг, который пришел к выводу, что «предметом психологии может быть только та часть искусства, которая охватывает процесс художественного образотворчества, а не та, которая составляет собственно сущность искусства; эта вторая его часть…может быть предметом лишь эстетически-художественного, но не психологического способа рассмотрения» [7, с. 347-348].

Художественная одаренность – феномен, основанный на даре, который надо рассматривать как ресурс, данный для выполнения определенной миссии. Ее цель – благотворное художественно-эстетическое преображение самого художника и окружающего мира – предметного и человека, его духовно-нравственной сферы. Это преображение требует активной позиции творца, главной побудительной силой которого является неудовлетворенность от несовпадения несовершенной окружающей действительности и ее идеальной художественно-эстетической формы, дарованной художнику. Сближение этих двух миров требует энергии, преодолевающей сопротивление жизненного и художественного материала. Величина этой энергии определяется главным целеполаганием художника и мотивацией, им порождаемой. Эта величина тем больше, чем больше различие между миром внешним и внутренним.

Таким образом, предметом данной статьи является энергетический компонент художественной одаренности, который должен дополнить ее главные основания – эстетическое отношение к миру, креативность («мастер цели») и владение художественной формой («мастер средств»).

Исследование энергетического компонента художественной одаренности (в дальнейшем ХО) осуществлялось автором данной статьи с 2004 года по 2019 с использованием таких методов, как наблюдение за творчеством деятелей искусства (художники, музыканты, актеры, танцоры); изучение научной литературы, просмотр и прослушивание видео и аудиоматериалов, педагогической и экспериментальной деятельности в сфере музыкального исполнительства.

В результате проведенной исследовательской работы был выявлен

1) энергетический компонент ХО, включающий наличие энергетического потенциала для творчества; способность воспринимать энергию выразительных объектов и явлений для пополнения собственного энергетического ресурса; способность управлять творческой энергий, воздействовать ею на слушательскую и зрительскую аудиторию;

2) дано определение энергетике художественного творчества, включающей 4 вида энергии – телесную, психическую (энергия эмоций), духовную и социальную;

3) было открыто такое явление как энергетическая композиция – скрытый структурный план, присутствующий в зафиксированной художественной композиции или заложенный исполнителем (музыкантом, актером, танцором, поэтом) в интерпретацию того или иного художественного произведения с целью достижения максимально эффективной художественной коммуникации, связанной с режиссурой слушательского/зрительского внимания.

В ХХI веке умение войти в коммуникацию со слушателями или зрителями, создать канал прямой и обратной связи – центральная задача для деятелей искусства в условиях растущего мастерства коллег, жесткой конкуренции, рыночных требований, трудностей, связанных с обнародованием художником результатов своего творчества, что и объясняет исключительную актуальность данного предмета исследования в наши дни, который ранее почти не рассматривался психологией одаренности как ее необходимый структурный компонент.

Цели художественной коммуникации:

– когнитивная – познание действительности, через художественный мир творца, обогащение картины мира реципиента;

– эстетическая реакция как результат обмена энергиями, приводящий к выражению её в чувствах, мыслях, настроениях;

– достижение катарсиса, гармонизация личности реципиента.

Коммуникативный аспект искусства, по сути своей, – аспект синергетический, раскрывающий механизм объединения энергий партнёров – творца, слушательской или зрительской аудитории для увеличения эффективности совместных действий.

Исследовательская и практическая деятельность автора данной статьи привели к следующему выводу: энергетика есть необходимый компонент художественной одаренности, выражающийся, прежде всего, в интенсивности (силе), экстенсивности (масштаб воздействия) и длительности духовного излучения личности художника, в способности владеть различными видами и формами энергии, её потоками, количественным и качественным распределением энергии во времени и пространстве того или иного вида искусства. Наиболее ярко выражает себя энергетика во временных и пространственно-временных видах искусства – поэзии, музыке, театре, танце, кино, анимации. В музыкально-исполнительском искусстве, например, она побуждает музыканта организовать пространство и время, массу и скорость почти с математической точностью, выстроить стратегию энергетической «атаки» на слушателя, рассчитать подачу эмоций, игру планов, «действующих лиц».

По мнению А. Ф. Лосева, энергетика искусства есть выражение предметной сущности, её смысловой стихии в художественно-эстетическом инобытии. Искусство является способом говорить символами, энергийно с максимальной силой выраженным эйдосом — смысловой и цельной картиной мира, живого предмета посредством поэтической формы. Через выразительное происходит воссоединение человека с миром, возвращение к первичному их единству, гармонии. «Выражение есть энергия сущности, которая есть смысловая изваянность сущности, неотделимая от самой сущности, но отличная от неё… Выражение всегда динамично и подвижно, и направление этого движения есть всегда от «внутреннего» к «внешнему» и от «внешнего» к «внутреннему». Выражение — арена встречи двух энергий, из глубины и извне, и их взаимообщение в некоем цельном и неделимом образе, который сразу есть и то, и другое, так что уже нельзя решить, где тут «внутреннее» и где тут «внешнее»», —так описал сущность «выразительного» выдающийся русский мыслитель А. Ф. Лосев [4, с.240].

Схожую мысль высказывает Павел Флоренский в своём определении символа: «Он не только обозначает нечто иное, но и реально являет его, обладает его энергией, предстаёт живым взаимопроникновением двух планов бытия. Символ — явление вовне сокровенной сущности, обнаружение самого существа, его воплощение во внешней среде» [6, с.131]. Творческую деятельность Павел Флоренский понимает, как развёртывание «энергии духа». При этом он различает духовную и психическую энергию (энергию эмоций). Кроме духовно-нравственной и психической энергий в структуру художественной энергетики входят физическая и социальная энергии. Различие между ними, по мнению Е. Я. Басина [2], не субстанциальное, зависящее от связи с разными субстанциями. Энергия одна, но она направлена на обеспечение разного рода деятельности. Физическая энергия –  это энергия физических движений (например, у танцора); психическая энергия –  движение внимания, воображения, мышления и т. п. (например, у поэта, художника или композитора); духовная энергия –  это энергия идейных, эстетических, нравственных, религиозных, художественных процессов. Все названные виды энергии необходимы для достижения эффективной художественной, в данном случае, катарсической коммуникации, связанной с восприятием высокого искусства, без которой художнику не достичь желаемой цели.

Мысли А. Ф. Лосева о природе «выразительного» развивает Р. Арнхейм в труде «Искусство и визуальное восприятие», рассуждая об энергетической структуре произведений искусства на примере изобразительного искусства: «Зрительные модели выразительны настолько, насколько им удаётся вызвать в нервной системе зрителя чувство напряжения и движения. Экспрессия художественного объекта является первичным содержанием, которое воспринимает зритель. В качестве основы экспрессии выступает конфигурация сил… Такие мотивы, как подъём и падение, господство и подчинение, сила и слабость, гармония и беспорядок, борьба и смирение лежат в основе всего существующего», — утверждает Р. Арнхейм [1, с.374].

Психологический механизм активации творческих ресурсов художника дан в теории эмоционального резонанса французского психолога Тодда Любарта [5]. Согласно его теории внешние или внутренние формы выразительного выступают как источник резонанса, энергетической «волны», активирующей в мозгу человека определённый содержательный элемент (понятие или образ) и его эндоцепт (след эмоциональной памяти), распространяя дальше резонанс путём активирования родственных ему эндоцептов различных личностных сфер – телесной, психической, духовно-нравственной, психосоциальной. Резонанс, порождаемый выразительным элементом эстетической действительности, есть чувственное и энергетическое выражение явленной нам совершенной духовности, требующей для объективации её идеальной формы, способностей и качеств личности, сопряжённых с высшим творческим «Я» человека и, прежде всего, воображения. Результатом резонанса становится построение образа, привлекающего многообразие близких и далёких ассоциаций. Этот образ может представлять механическую проекцию внешнего фактора, породившего первичный резонанс (в качестве примера, можно привести некоторые картины русского художника И.И. Шишкина), а может быть его творческой трансформацией. Примером такой трансформации является живопись художников-импрессионистов, творчество Пикассо, Модильяни, Дерена, Кандинского и др.

Художественный опыт убеждает нас в динамической природе искусства, в том, что движение есть основной его элемент. Оно существует 1) как процессуальное объективированное действие человека – жест, мимика, пластика, движения дирижёра; 2) в скрытых внутренних формах (движения «изнутри») в виде ощущений, чувств, эмоций, переживаний, представлений, образов воображения, мышления. Движение связано с миром природы и его явлениями; материальными объектами, созданными человеком, воображаемых объектов и явлений.

Владение движением, динамикой его развития, отличает художественно одаренную личность, особенно проявляющую себя в мастерстве выстраивания энергетической композиции, которую слушателю или зрителю необходимо выявить, что весьма затруднительно, поскольку она не фиксируется специальными обозначениями. Энергетическая композиция – это реализованный в художественном произведении энергетический план его развёртывания в пространстве-времени, характеризующийся в рамках высшего масштабно-временного уровня восприятия особым тонусом и ритмом в последовательности частей, их функциональными соотношениями, и служащий целям воплощения художественного содержания, управления слушательским или зрительским восприятием. Энергетическая композиция обнаруживает себя в наличии в многоплановой фактуре различных силовых линий – ведущих и подчиненных, доминировании рода энергии – янь (мужская, императивная) или инь (незаметно подчиняющая себе объект внимания), типе энергии – аполлонической (гармоничной, уравновешенной) или дионисической (стихийной, необузданной); в формах энергии, которые открыты А. Чижевским, и представляют такие формы как «взрыв», «свет», «поток», «волну» и «поле», имеющие большую амплитуду – от минимально энергетически выраженных до максимального их проявления. Например, энергия «волны» может представлять собой легкую рябь или цунами. Энергетическая композиция, её драматургия целью своей имеет катарсис — эстетическую реакцию высшего порядка, освобождающую душу и дух от груза обыденности, позволяющую обрести гармонию с самим собой и миром.

Среди общих факторов, увеличивающих «плотность» энергетической композиции, создающих напряжение в творчестве и восприятии, следует выделить следующие факторы: сложность, задержку в удовлетворении, дезориентацию, новшество, неопределённость, динамизацию, нарушение баланса, яркость, познавательный диссонанс, ожидание, незавершённость и др. Эти факторы затрагивают различные приёмы и средства выразительности в тех или иных видах искусства:

  • в живописи – фон, комбинация цвета, отношение «часть-целое», вариации, контрасты (цвета, света, тона, разных точек зрения, объём и направление движения, ритм);
  • в скульптуре – контраст яркости, текстура, разные точки зрения, объёмы и направления масс, направления движения, точка зрения на часть и целое, пространство, ритм;
  • в архитектуре – соотношение «опор» и «упоров», вертикали и горизонтали, нарушение симметрии;
  • в литературе и поэзии – метр, ритм, просодия, фонемы, предложения, синтаксис, драматургия;
  • в музыке – смена метроритма, темпа, фактуры, тональности, модуляции, направления движения мелодии, наличие в ней контрастных элементов и др.
  • в танцевальном искусстве – смена фигур, темпоритма, стиля, количества танцующих на сцене, контрастное сопоставление звуковых и танцевальных планов и др.

Исследование энергетики художественной одаренности и художественного творчества во всех видах искусства позволит использовать ее для более эффективного воздействия на души людей, их благотворное духовное и физическое преображение; создать современный аналитический и исполнительский инструментарий для постижения и передачи ценностно-смысловой и идейно-содержательной сути произведений искусства.

 

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Эстетика и теория искусства. – М.,2005. – С.330-390.
  2. Басин Е. Я. Искусство и энергия: психолого-эстетический аспект. – М.,2010. – 256 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 310 с.
  4. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – 480 с.
  5. Любарт Т. Психология креативности. Перевод с французского. Учебное пособие. – М.: Когито-центр, 2009. – 215 с.
  6. Флоренский П. А. Имена: сочинения. – М.: Эксмо, 2008. – 896 с.
  7. Юнг К. Архетип и символ. – М.,1991. – 332 с.

The article is devoted to energy as a structural component of artistic giftedness, which was not previously included in this structure. Today, the inclusion of energy in the structure of artistic giftedness is actualized by the need to achieve effective communication in artistic creativity aimed at the recipient in order to achieve a cathartic reaction. The energy component of artistic giftedness is expressed, first of all, in the intensity, extensiveness and duration of the artist’s spiritual radiation, as well as in the energy composition – the hidden structural plan of an artistic work, which the author consciously or unconsciously invests in it to program the necessary aesthetic reaction in the audience or audience.

Key words: artistic talent, art; energy; motivation; artistic communication; the energy composition.

http://izvestia-ippo.ru/nikitin-a-a-yenergeticheskiy-komponent/

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *