Никитин А.А. | «ВНУТРЕННЯЯ» И «ВНЕШНЯЯ ФОРМА» В ДЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

        доктор педагогических наук, профессор

                                          ФГБОУ ВО ХГИК, Хабаровск,

Email: nikitinarts2011@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт исследования внутренней и внешней форм, обнаруживающих себя в художественном творчестве ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах искусства – изобразительном и танцевальном искусстве, музыке, литературном творчестве. Положения и выводы, приведенные в статье, продиктованы ходом и результатом экспериментальной работы по развитию способностей детей вышеназванного возраста создавать внутреннюю и внешнюю формы в процессе художественного творчества, проведенной в период 2015-2020 гг. в Центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска. В статье дана характеристика 1) внутренней формы – нематериальной первоосновы творчества, формирующейся в процессе эстетического освоения окружающей действительности и произведений искусства через восприятие выразительного – предметов, живых существ, явлений, резонирующих с внутренними миром ребенка; 2) характеристика внешней формы, материализующей  творческий замысел ребенка и внутреннюю форму; 3) результаты эксперимента.

Введение. Проблема взаимосвязи внутренней и внешней форм в структуре детской художественной одаренности ранее прямо не поднималась в научных исследованиях. Частично ее касался Р. Арнхейм в своем труде «Искусство и визуальное восприятие» [1], А.А. Мелик-Пашаев в монографии «Мир художника» [3], автор данной статьи в учебном пособии «Художественная одаренность и ее развитие в детском возрасте» [4]. Понимание особенностей этих связей, их природы способствует более успешному развитию детской художественной одаренности, рождению ярких, выразительных творческих работ.

Детская художественная одаренность – возрастная или индивидуальная – выражает себя через внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя форма есть  явленность внутренней формы в материале того или иного вида искусства. Внутренняя форма у ребенка рождается чаще всего от встречи с выразительными объектами, предметами, явлениями окружающей действительности, которые оставляют след в сознании ребенка как результат их эстетического восприятия. Сучок, кувшинка, куст, цветок, рассвет и закат, многообразие флоры и фауны открывается пытливому взгляду ребенка через богатство форм, носящих для него содержание и смысл. Эти формы могут быть статичными и динамичными. Они выражают себя через телесную форму, знак, символ, материал или действие. Материальная основа воспринимаемых ребенком внешних форм, рождающих в его воображении художественные образы, требуют поиска материала и выразительных средств, воссоздающих свойства их прообраза.

Методика. C 2015 года по 2020 в Центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска проходил эксперимент по развитию способности детей дошкольного и младшего школьного возраста создавать «внутреннюю» и «внешнюю» формы в процессе художественного творчества в различных его видах – изобразительном, танцевальном искусстве, живописи, литературном творчестве и музыке. Эксперимент проходил в двух направлениях – создании спонтанной свободной формы и заданной (по модели, образцу, заданному алгоритму). В ходе эксперимента использовались различные способы, технологии создания внутренней и внешней форм – стимульно-продуктивные, свободных ассоциаций и др. Эксперимент показал перспективность обоих направлений, учитывающих возраст, индивидуальные особенности детей, их тяготение к материалу того или иного вида искусства.

Результаты исследования.

Внутренняя форма

Внутренняя форма – это нематериальная первооснова любого творчества, его «первоформа», а творчество есть воссоздание, объективация первообраза во внешней форме, извлечение его из небытия и материальное воплощение в наличной действительности.

У одаренных детей внутренняя форма нередко является идеальной формой, стихийной силой, которая есть осуществляемый закон, необходимость. Эта сила, по утверждению К. Юнга, властно прокладывает себе путь, становясь живым организмом, «автономным комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь» [5, с.29]. Идеальная форма есть движущая сила развития, проецирующая себя на деятельность и обладающая собственной энергийностью. Она задана и имеет виртуальный характер.

Внутренняя идеальная форма формируется в процессе эстетического освоения мира, которое связано с накоплением опыта эмоционально-ценностного переживания встреч с действительностью и произведениями искусства, вызывающими энергетический резонанс, активацию эмоциональной сферы, сопряженной со всеми другими психическими сферами личности.

В основе эстетического отношения к действительности, по утверждению А.Ф. Лосева, лежит способность воспринимать выразительное – предметы, явления, живые существа, их свойства, вызывающие у человека душевный отклик, резонирующие с его мыслями и чувствами. Выразительное есть выявление предметной сущности вещи, явления, их внутренняя (идеальная, сверхчувственная) и внешняя форма, конфигурация противоположно заряженных элементов, стремящихся к разрешению, разрядке напряжения, как полагает Р. Арнхейм.

Формы объективации «выразительного» в действительности:

– чувственно-визуальные (предметы, их положение и расположение, символы, знаки, события, живые существа, их облик и поведение);

– акустические (звуки, речь, музыка);

– тактильные;

– моторные;

– обонятельные (запахи, ароматы);

– вкусовые ощущения.

Возможна следующая классификация выразительного (психологический аспект):

– «мономодальная выразительность», воздействующая на один сенсорный

канал;

– «полимодальная выразительность» – совокупность различных модальностей, воздействующая на несколько или на все сенсорные каналы, их «букет», создающий комплексное впечатление – «перцептивную модель» (Р. Арнхейм) посредством звуков, красок, форм, запахов, ароматов.

Выражение всегда динамично и подвижно, по утверждению А.Ф.Лосева. Оно обладает энергийной природой и связано с движением. Следует выделить внешние и внутренние формы выразительного движения.

Движения внешние, визуально воспринимаемые в предметных формах:

1) движение как природное явление – ураган, смерч, молния, шторм, дождь, метель, природный ландшафт с его изменениями, настроением, обилием сменяющих друг друга красок, эмоциональных нюансов, движения живых существ (зверей, животных, насекомых, рыб, земноводных и т.д.);

2) процессуальное объективированное действие человека – жест, мимика, пластика, походка, профессиональные действия;

3) движение материальных объектов, созданных человеком.

Движения внутренние, как скрытый динамичный процесс:

1) ощущения, чувства, эмоции, переживания, представления, образы воображения, мышление (движения «изнутри»);

2) движение как основа образа, основополагающий элемент в его генезисе, структуре;

3) как константная статичная форма, существующая, например, в живописи, скульптуре, архитектуре, парковом искусстве, где имеется внутреннее движение, обусловленное наличием различных «визуальных сил» (Р. Арнхейм), осуществляющих себя в субъектном мире реципиента;

4) воля и воображение – силы, порождаемые внутренним миром субъекта, действие которых обусловлено его индивидуальными свойствами и целеполаганием.

Эстетическое восприятие действительности рождает внутреннюю форму – образы, которые «обрабатываются», совершенствуются воображением и мышлением, а затем обретают жизнь во внешней форме.

Внешняя форма

Внешняя форма творческого продукта ребенка есть не только каркас, схема или определённый алгоритм творчества, но, прежде всего, динамика развёртывания становящегося смысла, приходящего из небытия в бытие. Внешняя форма, ее выбор, разнообразие зависят от жизненного и художественно-эстетического опыта ребенка, интереса к возможностям материала в формостроительстве юного творца.

Внешняя форма детского творчества чаще всего воспроизводит формы, с которыми ребенок встречался, которые он видел. Так, в поэтическом творчестве он заимствует ритм и рифмы, в музыкальном творчестве – целостную форму или понравившийся оборот, в танцевальном искусстве – движения, которые знает и которыми владеет. Если сюжеты и образы придумываются ребенком из головы и не имеют визуальной, звуковой или двигательной опоры, то они представляют собой комбинацию знакомых элементов. Придумывая, например, образ фантастического зверя, дети могут «приделать» ему голову дракона, хвост крокодила, а лапы медведя или тигра

Обсуждение. Как показал эксперимент, мир ребёнка – это мир Красоты, но это мир его Красоты и путь восхождения к высоким человеческим ценностям неизбежно проходит через него. Психологу и педагогу необходимо знать особенности детской художественности, которая иная, нежели у взрослых. Суть её в том, что ребёнок улавливает, в первую очередь, выразительный облик воспринимаемых предметов или явлений и передаёт их доступными ему средствами, подчас далёкими от представлений о красоте взрослых. Специфика детской художественности — одухотворение предметов «вещного мира», неожиданность ассоциаций, особенное представление о совершенной форме, изобразительность, опора на предметный мир, повествовательность, непосредственность в передачи впечатлений, вольная модификация известных сюжетов. Это целостный мир в его освоенном пространстве, – мир, любящий ребёнка, существующий для него; мир чистых красок, гармонии, добра и красоты. Это отсутствие прямой перспективы, реальных пропорций предметов, «примитивизм» и декоративность в изобразительном  искусстве, острое чувство ритма, идеомоторное начало, обнажённая экспрессия в поэтическом, музыкальном, танцевальном искусстве и актёрском лицедействе.

Художественное творчество является для ребёнка способом освоение языка, мышления в его вербальных и невербальных формах — знаках и символах. В художественном творчестве детей реализуются все три способа репрезентации деятельности: образ, язык, действие. Художественное творчество есть для ребёнка форма познавательной игры с элементами мира и материалом искусства, в которой он чувствует себя свободным, независимым, реализующим свои чувственные фантазии и замыслы.

Для творческого воображения ребёнка дошкольного возраста и младшего школьного характерно использование таких приёмов создания художественных образов и «внешней формы» как гиперболизация, акцентирование и агглютинация; для подростков — метафора, аналогия, аллегория, символизация.

Создание внешней формы потребовало следующих качеств:

1) инициативы в выборе материала творчества;

2) волю к форме, критерием оценки которой является степень проявления стремления создать законченную творческую работу;

3) умение создать выразительную художественную форму, используя различные технологии ее построения, в которой замысел получает адекватное художественное воплощение.

Умение выбрать нужный материал опиралось на чувство материала, знание его свойств и особенностей, которые формируются в процессе практических действий, требующих оперирования материалом изобразительного и прикладного искусства, словом, музыкальными звуками, движением, жестом, природным материалом.

Волевая активность определялась потребностью объективировать творческий замысел и мотивацией, мобилизующей волевые усилия. Содержанием обучения в этом направлении стал поиск педагогом стимулов, созвучных интересам ребенка, побуждающих его создать выразительную форму в качественном оформлении для ее презентации, вызывающем интерес и одобрение окружающих.

Определяющую роль в создании формы играло содержание художественной работы – сюжет, фабула, образное мышление, раскрывающее отображаемое явление или предмет через ассоциации, сравнение, иносказание, перенос качеств и свойств одного объекта или явления на другой.

Заключение. С накоплением опыта, наряду с образным мышлением, у детей, участвующих в эксперименте, cформировалось композиционно-конструктивное мышление, опирающееся на владение языком искусства, выкристаллизовавшиеся в том или ином его виде структуры, а также формообразующее мышление, связанное с созданием целостной формы, знанием законов её образования, например, принципов, использующих сопоставление контрастного и схожего материала. Эти виды мышления опирались на специальные знания, практический опыт, представления о технической стороне того или иного вида художественного творчества.

 

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитеркута-С. 2007, 391 с.
  2. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда. 1990, 410 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция. 2000, 135 с.
  4. Никитин А.А. Художественная одарённость и ее развитие в детском возрасте. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Спб.: Питер, 2018. 352 с.
  5. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: Издательство политической литературы. 1991, с. 28-46.

 

Abstract.This article examines the internal and external forms that manifest themselves in the artistic creativity of a child of preschool and primary school age in its various forms – visual and dance art, music and literary creativity. The provisions and conclusions given in the article are dictated by the course and result of experimental work on the development of the abilities of children of the above-mentioned age to create internal and external forms in the process of artistic creativity, carried out in the period 2015-2020 at the Center for Aesthetic Education of Children in Khabarovsk. The article describes 1) the internal form – the immaterial primary basis of creativity, which is formed in the process of aesthetic development of the surrounding reality and works of art through the perception of expressive objects, living beings, phenomena that resonate with the inner world of the child; 2) the characteristics of the external form that materializes the creative intent of the child and internal form; 3) the results of the experiment.

Keywords: artistic creativity of the child, children’s artistic talent, «internal» and «external» forms.

http://izvestia-ippo.ru/nikitin-a-a-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-f/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *