Никитин А.А. | РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ОБЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ЦЕНТРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

                                                                           Никитин А.А., профессор, доктор педагогических наук, Хабаровский государственный институт культуры, г. Хабаровск

  Email: nikitinarts2011@yandex.ru

 

 В данной статье показан опыт развития у детей общей художественной одаренности, накопленный в Центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска в студии общего эстетического развития с детьми в возрасте 5-7 лет и в музыкальной студии на занятиях по предмету «Первые шаги в мир искусства» (возраст детей 7-8 лет). В статье даны дефиниции художественной одаренности и детской художественной одаренности, которая может выступать в педагогическом процессе как функция и как ценность. В статье даны образцы детского творчества, интегрирующие музыку, поэзию и изобразительное искусство, показывающие перспективность обучение детей в полихудожественном образовательном пространстве.

Существует общепринятая точка зрения на художественную одаренность, согласно которой последняя выражает себя, как правило, в одном виде искусства, то есть является специальной или узко специализированной художественной одаренностью. Однако жизнь дает примеры проявления одаренности у некоторых людей в различных видах искусства и даже в иных сферах деятельности, связанных с естественными науками. В качестве примера можно привести А.Л. Чижевского – известного советского учёного, который является основателем космического естествознания, биофизики, космической биологии и гелиобиологии, аэроионификации, изобретателем, философом, музыкантом, поэтом, художником.

Общая художественная одаренность отличает многих детей, которые легко переходят от изобразительной деятельности к театральной, танцевальной, музыкальной, компьютерной графике и анимации. Сама жизнь сегодня нацеливает детей на деятельность в полихудожественном пространстве. Создание мультфильмов, например, требует от ребенка умение сочинить сценарий фильма, подобрать к нему музыку, озвучить в ролях, дать соответствующее оформление.

Данная статья своим предметом делает развитие общей художественной одаренности у учащихся Центра эстетического воспитания детей г. Хабаровска (далее ЦЭВД) дошкольного и младшего школьного возраста, у которых способности к различным видам художественной деятельности проявляются особенно часто и являются объектом особого внимания педагогов этого образовательного учреждения.

Что же есть художественная одаренность как феномен и её выражение в детском возрасте?

Художественная одарённость, на наш взгляд, есть обусловленная целевой причиной способность личности к эстетическому познанию, освоению и творению мира; способность воздействовать на человека средствами искусства с целью его духовно-нравственного усовершенствования.

Художественная одарённость существует в двух проявлениях:

– как возрастная одаренность, связанная с взлетом способностей к отдельным видам искусства в определенный период жизни ребенка, как правило, исчезающая к 10-12 годам;

– как индивидуальная художественная одарённость, являющаяся пожизненным качеством.

Детскую художественную одаренность мы определяем как возрастную одаренность, как свойство присущее детскому возрасту, проявляющееся в доминирующей способности ребенка к самовыражению или самореализации в художественно-творческой деятельности – эстетическом восприятии, познании, освоении, творении мира и себя в нём.

Рассматривая детскую художественную одаренность как педагогическое явление можно говорить о ней как о функции и как о ценности. Педагогические цели и стратегии в работе с детской художественной одаренности определяются преобладанием ценностного либо функционального аспекта в педагогике детской одаренности.

В модели детской художественной одаренности представлены три грани, главные направления, определяющие педагогические задачи (рисунок 1):

1) развитие способностей и качеств, позволяющих ребенку эстетически познавать и осваивать окружающий его мир;

2) развитие способностей к творческому преобразованию эстетической

действительности в художественные образы (левая сторона треугольника – креативность);

3) развитие способностей и качеств, необходимых для воплощения художественных образов в материале различных видов искусства в законченной форме (правая сторона треугольника – владение формой).

Рисунок 1. Модель ДХО

Выявление общей художественной одаренности у детей начинается в ЦЭВД в студии общего эстетического развития с эстетического отношения к миру. В ней дети с 5 до 7 лет обучаются по программе, в которую включены музыка, танец, ритмика, живопись, художественное слово и театр.

В рамках программы представлено три задания, которые позволяют оценить различные показатели детской художественной одаренности: эмоционально-ценностного отношения к предметам действительности; эстетическую эмпатию, способности детей воспринимать выразительность форм предметов и проникать в их содержательную глубину. Каждый из этих показателей был дифференцирован по уровням выраженности. Таким образом определялись количественные характеристики одаренности.

Креативность выявляется в процессе занятий, в которых обнаруживаются три возможных ее уровня – стимульно-продуктивный, когда ребенка надо «подталкивать» к творчеству; эвристический, когда он самостоятельно начинает усовершенствовать полученные творческие навыки; творческой инициативы, когда у него проявляется не стимулируемая творческая активность, по собственной инициативе.

Владение формой обнаруживается, в первую очередь, в чувстве материала (бумаги, красок, звуков, пластики, танцевальных движений, театральных композиций и др.), в наличии во внутреннем мире ребенка «идеальной формы».

Таким образом, в дошкольной студии общего эстетического развития ЦЭВД проводится диагностика ОХО одаренности, получающей развитие в процессе занятий, в которых осваиваемый детьми мир закрепляется в темах, сквозным стержнем проходящих через все предметы художественного цикла, причем синхронно. Так, например, тема осени или лесных обитателей является

одновременно темой занятий музыкой, ИЗО, ритмикой, танцем, речью, театральной деятельностью.

В специализированный студиях ЦЭВД – музыкальной, театральной, танцевальной, изобразительного и прикладного искусства, компьютерной графики и анимации педагоги стремятся создать для детей полихудожественное пространство для развития ОХО. Так, например, в музыкальной студии более 25 лет ведется предмет «Первые шаги в мир искусства» на развитие образного

мышления, который сочетает в себе музыку, изобразительное искусство, литературное и поэтическое творчество. Программу для этого предмета разработала Юлия Дорожкина – преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. В процессе занятий педагог, вовлекая в творческий процесс все органы чувств детей, стимулирует их для создания оригинальных художественных образов. Одной из интересных творческих работ учащихся Юлии Дорожкиной стало создание презентации, опирающейся на фортепианный цикл «Мимолетности» Сергея Прокофьева.

Вот как описывает Юлия Дорожкина работу над этой презентацией: «Ребята нашей студии на занятиях по предмету «Первые шаги в мир искусства» сделали попытку оживления образов «Мимолетностей» С. С. Прокофьева.  Им было предложено представить, что каждая Мимолетность живая. На вопрос: «Кем или чем могла бы быть мимолетность ?» – вариантов ответов было достаточно много: это и облако, которое пролетает мимо и меняет свой облик в зависимости от того, что видит; это и  маленькие феи, которые попадая в музыку, меняют свое настроение и превращаются в разные образы, это и невидимые призрачные существа, которые навевают нам мечты и приносят прекрасные сказочные сны; это и разноцветные фантазии.

Свое восприятие эмоционального тона, ощущение и понимание образов музыки С. С. Прокофьева ребята выразили в рассказах-фантазиях и рисунках. Приведем несколько примеров детских фантазий-вариаций на данную тему.

Мимолетность №1 Автор фантазии Мингалеева Лера (возраст 7 лет)

Утренняя фантазия в нежных тонах

«Нежным сиреневым утром Мимолетность тихо плыла по небу мимо пушистых белоснежных облаков, которые то и дело меняли форму, превращаясь в причудливые фигуры. Мимолетность плавно меняла форму, подражая облакам. Но вскоре ветер унес вдаль белоснежные облака, а на смену им примчал седые косматые тучи, переполненные дождевыми каплями. Мимолетности захотелось узнать, откуда берется дождь, и она заплыла в середину тяжелой свинцовой тучи.  Там она оказалась среди множества капель, которые с шумом прыгали вниз, смачивали землю собою и на этом месте проклевывались зеленые ростки. Мимолетность обняла одну из капель и вместе с ней понеслась вниз. Попав на землю мимолетность вместе с каплей смочили какое-то семечко, которое тут же начало расти и вскоре таинственным образом превратилось в прекрасную нежную розу, в лепестках которой мимолетность начала мечтать».

А вот фантазия Дорожкина Арсения (возраст 7 лет), представляющая собой изобразительно-поэтический триптих:

Таинственное путешествие в калейдоскопе

«Сегодня мне купили калейдоскоп! Это такая интересная штука. Я стоял под деревьями и сосредоточенно рассматривал чудесные узоры в своей волшебной трубочке поворачивая ее в разные стороны.  Разноцветные стеклышки перекатывались, меняя картинки. Я даже не сразу заметил, как ко мне на руку скатилась Мимолетность. Она увлеченно играла с солнечными лучами, прыгала по ним, скользила и съезжала как с горки прямо на зеленые листочки деревьев, не рассчитав силы она скатилась прямо мне на руку. Ей стало любопытно, чем я занят, она заглянула в отверстие калейдоскопа, и тут картинки начали оживать.

Сначала мне показалось, что я оказался в сверкающем замке из драгоценных разноцветных камней, которые переливались и сияли, но не успел я все рассмотреть, как Мимолетность превратила замок в узорный ковер-самолет, который унес меня в космические миры, полные сияющих звезд, планет, огненных комет и причудливых созданий.

Вокруг сияющие звезды, вращающиеся планеты, огненные кометы. И вот вместе с Мимолетностью мы прилуняемся, и я уже иду по поверхности Луны в новеньком скафандре, знакомлюсь с инопланетянами – причудливыми  созданиями. Я был удивлен и очарован этими необыкновенными видениями, в которые отправила меня Мимолетность».

Список литературы

  1. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Художник в каждом ребёнке. – М.: Просвещение, 2008. – 148 с.
  2. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. – М.: Искусство, 1985. – 267 с.
  3. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика-ХХ1, 2004.
  4. Никитин, А.А. Художественная одарённость. Монография. – М.: Классика-ХХ1, 2010. – 196 с.
  5. Никитин, А.А. Художественная одаренность и ее развитие в детском возрасте. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: издательство «Питер», 2018. – 352 с.

Abstract. This article shows the experience of developing children’s general artistic talent, accumulated at the Center for Aesthetic Education of Children in the city of Khabarovsk in the studio of general aesthetic development with children aged 5-7 years and in the music studio in classes on the subject «First steps into the world of art» (children aged 7-8 years). The article gives definitions of artistic giftedness and children’s artistic giftedness, which can act in the pedagogical process as a function and as a value. The article presents samples of children’s creativity integrating music, poetry and fine art, showing the prospects of teaching children in a poly-artistic educational space.

 Keywords. General artistic giftedness; giftedness as a function and as a value; poly-artistic educational space.

http://izvestia-ippo.ru/nikitin-a-a-razvitie-u-detey-obshhey-khud/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *