Назаренко Е.С. | РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 373

Студент бакалавриата ИППО ГАОУ ВО МГПУ

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

В статье разведены понятия «игра» и «игровые технологии». Рассмотрены возможности применения последних в развитии эмоционально-нравственной сферы детей, уровни детских игр, их типология, приведены соответствующие примеры сюжетно-ролевой, театрализованной, подвижной, дидактической игры.

 Проблема развития эмоционально-нравственной сферы детей является одной из ключевых в современном дошкольном и начальном воспитании, поскольку именно в период детства закладываются этические основы, формируются и укрепляются своеобразные варианты отношения к себе, к окружающим. К сожалению, в век информационных технологий размыты нравственные ориентиры, что выражается в обездушенности, безверии, враждебном настрое подрастающего поколения. Дети стали меньше общаться как между собой, так и со взрослыми, стали менее внимательными к чувствам и потребностям других. Они не могут контролировать свои эмоции, способны оценивать эмоциональный настрой других людей, в т.ч. сверстников, что может привести к серьезным межличностным конфликтам. А ведь эмоции, особенно в период детства, занимают важное место в жизни каждого ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Нравственное становление теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы, поэтому последнее, как и воспитание на его основе высших человеческих чувств, является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» [2, с.6].

В связи с этим в качестве одного из основных средств развития эмоциональной и нравственной сфер ребенка большинство специалистов рассматривают игру (Л.А.Венгер, Т.Д.Зинкевич, П.И.Зинченко, С.Л.Новоселова, М.Монтессори, Ф.Фребель, Д.Б.Эльконин), ибо игровая деятельность как один из основных этапов развития каждого человека на всех стадиях его формировании его как личности является способом социализации воспитанников, обеспечивающим их связь с миром взрослых, помогающим эмоционально раскрепоститься, снять неспешность и закомплексованность, развить творческую фантазию. «Игра…в жизни ребенка имеет тоже значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [4].

В современной дидактике не существует однозначного подхода к классификации детских игр и определению динамики их развития. Так, Д.Б. Эльконин определил четыре уровня их развития: 1) игры как часть бытовых действий с предметами или настоящими игрушками в отсутствии творческого замысла; 2) действия с предметами при соответствии игрового действа реальному (их логика и последовательность отвечает реальной жизни); 3) игры, чья основа — выполнение роли, вытекающей из ее действий, обозначающих характер взаимоотношений между всеми участниками игры (характеризуются четко обозначенными ролями, подборкой всего игрового материала в соответствии с ними); 4) игры, предполагающие выполнение действий, связанных с отношением к окружающим людям – ее участникам (уровень четкого распределения ролей, отбора игрового материала) [6]. То есть, каждый уровень развития игры имеет свою смысловую единицу: на первых двух –предметно-манипулятивное действие, на третьем – ролевое, на четвертом – контактное (передача ролевых отношений и взаимодействие с другими играющими).

В дошкольной практике наиболее распространенной является следующая типология детских игр (А.К.Бондаренко, Н.В.Самоукина и др.), в том числе способствующих решению задачи эмоционально-нравственного становления ребенка:

  1. Сюжетно-ролевые игры, где ребенок берет на себя функции взрослых, копируя их деятельность и взаимоотношения. Они позволяют детям вступать в разговор, поддерживать его с другими воспитанниками. При этом малыши учатся слушать и использовать мимику, жесты для наиболее действенного выражения собственных мыслей. В этой связи игровая деятельность осуществляется в специально созданных условиях. Примером подобного рода игр может служить игра «Семья», цель которой – формирование у ребенка представлений о семейных ценностях, бюджете, о совместном ведении хозяйства, об общих праздниках, воспитание любви, заботливого отношения ко всем членам семьи. В ней педагог предлагает детям «поиграть в семью», при этом роли многочисленных ее членов распределяются по желанию участников. Все объединены единой проблемой – хорошо подготовить празднование дня рождения мамы, поэтому чем-то обязательно занимаются: кто-то готовит праздничный обед, другие сервируют стол, остальные идут за покупками в магазин или составляют программу праздника. Задача педагога — наблюдение за взаимоотношениями между членами семьи в процессе игры, своевременное их направление.
  2. Театрализованные игры, пробуждающие интерес к театрально-игровой деятельности, развивающие у ребенка умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, учащие понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека (мимикой, позой, жестом, движением), развивающие рвение фантазировать на простые сюжеты песен, сказок, способствующие желанию выступать перед публикой [5, с.91]. Так, игра «День рождения» нацелена на развитие у детей навыков действия с воображаемыми предметами, воспитание доброжелательности и общительности в отношениях со сверстниками. В ней при помощи жеребьевки выбирается игрок, приглашающий всех участников-гостей на «День рождения». Последние по очереди приходят и приносят воображаемые подарки: с помощью эффектных движений «гости» должны показать, что именно они подготовили своему другу.
  3. Подвижные игры, способствующие формированию у ребенка в процессе активной двигательной деятельности умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Например, цель игры «Иголочка, ниточка, узелок» — учить детей менять направление во время движения и формировать чувство коллективизма в процессе имитации (дети, держась за руки, повторяют движение нитки за иглой — двигаются, не разъединяя рук, делают развороты, преодолевают преграды).
  4. Дидактические игры, специально созданные или адаптированные для образовательных целей (их отличие — четко поставленная цель, соответствующая прогнозируемому исходу обучения). В них перед воспитанниками ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Так, цель игры «Радио» — развивать умение быть внимательным к ближним, активизировать речь детей. В ней педагог, обращаясь к детям, мотивирует их к взаимодействию: «Сегодня мы будем играть в новую игру «Радио». Сейчас по радио мы будем слушать диктора, который будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу поймем, кто же из нас потерялся». Сначала в качестве диктора выступает педагог, описывая какого-нибудь ребенка из группы (по приметам – пол, характерные черты, броская одежда, друзья, любимые виды деятельности), тем самым показывая детям пример. Участники называют загаданного ребенка из своей группы. Затем нового диктора выбирают при помощи жеребьевки-считалки. Задача взрослого при этом — следить, чтобы дети называли наиболее отличительные черты своих друзей. Если ребенок- «диктор» дал невнятное описание, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!» [1: с. 7].

В целом игра, помимо эмоционально-нравственного становления детей,  решает многие задачи обучения, развития и воспитания: накопление представлений об окружающем мире; формирование навыков общения; развитие когнитивной, волевой сферы ребенка, мелкой моторики и др. Вместе с тем их решение не предполагает фрагментарность использования игры как ситуативного приема – необходимы системность и комплексность, что и обуславливает применение в процессе эмоционально-нравственного воспитания ребенка именно игровых технологий, отвечающих данным требованиям [3]. Направленность же последних в том числе и на развитие волевых качеств, познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), коммуникативных навыков, коррекцию высокого уровня тревожности, страхов, преодоление застенчивости и т.д. обуславливает их популяризацию в различных предметных областях, выход геймификации, играизации за рамки IT-сферы.

Таким образом, в научном и житейском представлении игра считается незаменимой и самой понятной формой деятельности детей, средством самовыражения, с чьей помощью можно наиболее эффективно развивать эмоционально-нравственную сферу. При этом каждый ее вид по-разному влияет на ребенка, выступая необходимым средством обучения и воспитания, подготовки к будущей жизни.

Литература

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада / А.К.Бондаренко. — М.: Просвещение, 1977. – 95 с.
  2. Запорожец А.В., Неверович Я.З. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  3. Козина Е.Ф. Геймификация как панацея начального экологического образования // Гуманитарный научный журнал. – 2019. — №1. – С.51-62.
  4. Макаренко А.С. О воспитании молодежи [Электронный ресурс]. – URL: http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Makarenko_about_games.htm (дата обращения: 31.10.2020).
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

The article divorces the concepts of «gaming technology» and «game». The possibilities of using the latter in the development of the emotional and moral sphere of children, the levels of children’s games, their typology are considered, the corresponding examples of plot-role, theatrical, mobile, didactic games are given.

Keywords: emotional and moral sphere of children, children’s game, game technologies.

http://izvestia-ippo/nazarenko-e-s-rol-igrovykh-tekhnologiy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *