Нарикбаева Л.М., доктор педагогических наук, профессор, кафедра музыкального образования и хореографии, Институт искусств, культуры и спорта,КазНПУ им.Абая, г.Алматы, E—mail: Lora_mn05@mail.ru
Карибаева Ж.Б., магистрант 2 курса специальности «7М01402-Музыкальное образование»кафедра музыкального образования и хореографии,Институт искусств, культуры и спорта,КазНПУ им.Абая, г.Алматы, E—mail: karibaeva-zhanzira@mail.ru
Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В настоящее время на всех уровнях образования актуализируются вопросы возрождения истоков воспитания подрастающего поколения, сохранения народных ценностей, преемственности культурных традиций общества. В этой связи усиливаются требования к подготовке учителей школ в данном направлении, формированию у них теоретических и методических знаний, умений и навыков, а также мотивационно-ценностного отношения к передаче духовных достижений с учетом современных тенденций информационного развития.
В контексте нашего исследования, нацеленного на решение одной из задач указанной проблемы проведен поиск путей и условий совершенствования подготовки будущих учителей музыки, в частности подготовки к организации детских модерн-фольклорных ансамблей в школе. В данной статье мы кратко изложим методические подходы к профессиональной подготовке студентов к исследуемому нами качеству – готовности студентов к организации модерн-фольклорных ансамблей в профессиональной деятельности в школе.
В нашем понимании «модерн-фольклорный ансамбль» — это совместное музыкальное исполнение произведений на основе новых подходов и технологий организации современного инструментального фольклорного ансамбля, при этом создание музыкального образа посредством преодоления классических музыкальных традиций через трансформацию народных инструментов (в нашем случае казахских народных инструментов), использование оригинальных средств музыкального искусства (стиль, технические приемы исполнения, синкретизм и эклектика инструментов, синтез и жанров и др.).
Данный подход, на наш взгляд позволит преобразовать устаревшее эстетическое восприятие народной музыки и фольклорных инструментов, сформировать интерес к народным истокам через призму современных тенденций развития человечества во всех сферах деятельности.
Обращаясь непосредственно к подготовке студентов – будущих учителей музыки к дальнейшей профессиональной деятельности, мы опирались на разработанную нами «модель готовности к организации модерн-фольклорного ансамбля в школе» студентов к данной деятельности, которую мы рассматриваем как определенный сформированный уровень профессионально-личностных качеств в единстве трех компонентов: мотивационного, содержательного и рефлексивного, где:
- Мотивационный компонент – это ценностное отношение к народному творчеству в целом и инструментальному фольклору в частности;
- Содержательный компонент – это владение профессиональными теоретическими знаниями и практическими исполнительскими умения и навыками;
- Рефлексивный компонент – это аналитическое и исследовательское отношение к собственному профессиональному развитию в данном направлении.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы, а также констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что эффективная подготовка студентов к организации модерн-фольклорных ансамблей в школе возможна путем поэтапного формирования искомого качества – готовности, представляющая в целом методику подготовку к данной будущей профессиональной деятельности студентов.
На формирующем этапе нашего исследования методика формирования готовности студентов к организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе решала две основные задачи: 1) формирование теоретико-методических знаний, умений и навыков через прохождение спецкурса (эллективного курса) «Методика организации модерн-фольклорного ансамбля в школе»; 2) практическая проверка эффективности модели готовности студентов к организации модерн-фольклорного ансамбля в школе в ходе учебной и внеучебной деятельности студентов.
Методика подготовки к организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе основывается на разработанной нами модели готовности и отражает взаимосвязь и оценку формируемых признаков исследуемого качества. Главный принцип предлагаемой нами методики – формирование творческой активности студентов в отношении музыкально-фольклорной деятельности с детьми в школе с учетом современных потребностей подрастающего поколения и общества в целом, а также развитие данного направления в системе среднего общего образования.
Согласно формируемой модели готовности студентов нами были определены следующие этапы методики подготовки:
- Мотивационно-ценностный этап (мотивационный компонент)
- Теоретико-практический этап (содержательный компонент)
- Рефлексивно-оценочный этап (рефлексивный компонент)
На каждом этапе были использованы методы и формы учебной и внеучебной работы со студентами по формированию соответствующего компонента готовности на основе системы творческих заданий.
Первый этап – Мотивационно — ценностный. Основная задача данного этапа – формирование эмоционально-ценностного отношения к народному творчеству, национальной музыке. Эта задача реализовывалась путем освоения студентами народного творчества и фольклорного жанра через изучаемые дисциплины «История казахской музыки», «Оркестровый класс», «Фольклорный ансамбль», «Основной инструмент», «Дополнительный инструмент», «Вокал». При прохождении данных дисциплин студенты знакомились с народными традициями, студентам экспериментальной группы были включены в репертуар для исполнения произведения композиторов народного творчества, расширялось их познание истории развития национального фольклора, особенности бытования и традиции народа, специфика сценического и бытового представления жанра фольклора.
Отметим, что задействование уже на первом этапе исполнительских дисциплин для формирующего эксперимента позволило качественно повысить понимание у студентов значимости народного творчества в повседневной жизни, эмоционально-ценностное отношение к фольклору в целом, побудить стремление более глубже изучить данное направление музыкального искусства в дальнейшей профессиональной деятельности, что дало основание нам перейти к реализации к следующего этапа исследования.
Хотелось бы также заметить, что именно в ходе исполнения произведений народного творчества в репертуаре основного музыкального либо дополнительного инструмента студенты проникались в глубину чувств и восприятия особенностей народных произведений через интонационные и мелодические отличия, имитации и вариативные приемы, что в целом развивало мировоззрение и духовное отношение к истории человечества.
Система методических заданий на данном этапе была основана на технических исполнительских приемах и методах: певчески-речевых, интонационных, кантиленных, артикуляционных, имитационных, вариативных, тембровых, динамических приемах исполнения народной музыки.
На теоретических профильных дисциплинах выполнялись анкеты, тесты, задания на знание истории развития национального фольклора, жанрового разнообразия, стилевых особенностей фольклора. Предлагались задания на сочинение текста к народным произведениям и наоборот – сочинение музыки к народным текстам или на заданный лад, а также анализ и сравнение фольклорных произведений, анализ особенностей приемов исполнения народной музыки на различных инструментах.
С учетом предмета будущей профессиональной деятельности студентов в общеобразовательной школе, изначально давались студентам произведения из детского фольклора (колыбельные, национальные обрядовые и календарно-праздничные народные песни и произведения, музыкальные произведения из детских народных сказок).
В ходе прохождения дисциплин «оркестровый класс» и «фольклорный ансамбль» студенты пробовали создавать инициативные дуэты, трио, квартеты в составе из различных инструментов и вокала, выполнять роль дирижера созданного ансамбля. Репертуар фольклорного ансамбля компоновался из произведений различных по характеру, содержанию, обрядовой принадлежности и эмоциональной окрашенности. Студенты овладевали начальными основами игры на различных фольклорных инструментах, навыками гармоничной выработки звука в ансамбле, работы с диссонансами, коллективной работы и сплоченности в ансамбле, сценического поведения. Осуществлялись попытки инсценировки и постановки обрядовых мини-сценок с исполнением народных произведений, поиск сценического решения мини-постановок.
Кроме перечисленных выше сугубо профильных методических приемов и форм работы на данном этапе использовались также педагогические методы: ситуативные игры и моделирование, ролевые мини-спектакли, бытовые пантомимы, что способствовало развитию творческой активности студентов, выявлению их актерских и артистических способностей, снятию эмоциональных напряжений, раскрытию индивидуального музыкально-творческого потенциала.
Второй этап – Теоретико-практический этап. Данный этап представляет непосредственно внедрение целенаправленной подготовки студентов специальности бакалавриата «6В014-Музыкальное образование» через реализацию специально курса (курса по выбору) «Методика организации модерн-фольклорного ансамбля в школе». Содержание данного спецкурса в виде учебно-методического комплекса нами будет представлено в следующих публикациях. В данной статье лишь изложим вкратце основное содержание работы в ходе формирующего эксперимента в контексте указанного разработанного спецкурса.
Основная задача данного этапа – формирование профессиональных теоретических и исполнительских знаний, умений и навыков по модернизации фольклорных ансамблей и трансформации в модерн-фольклорные ансамбли в ходе работы с детьми на уроках музыки в школе.
Несмотря на то, что на первом этапе уже формировались у студентов теоретические и методические основы знаний, умений и навыков работы в данном направлении, на втором этапе продолжалась данная экспериментальная работа. Студенты более углубленно осваивали теоретические и методические знания и умения в фольклорно-ансамблевой работе с детьми в школе.
Также как в аналогичных исследованиях, в ходе прохождения спецкурса, студенты осваивали историю не только фольклора в целом, но и обобщенные нами в теоретической части исследования особенности развития современных фольклорных ансамблей, и стилевые особенности исполнения, репертуар таких ансамблей, средства художественной выразительности современного исполнения фольклора, изменения бытовых обрядов и национальных традиций, трансформация музыкально-поэтического языка фольклора через различные современные музыкальные инструменты [1].
В ходе чтения нашего курса было уделено особое внимание отражению фольклора в этнопедагогике, литературе, в творчестве современных композиторов, в поп-рок культуре и т.п. Студенты учились более детально анализировать современные фольклорные произведения, отличать стилевые и жанровые особенности, видеть новизну в национальных костюмах, знакомились с исполнением и творчеством современных различных модерн-фольклорных ансамблей и групп.
Спецкурс состоял из двух модулей: теоретической и практической. В ходе теоретического модуля студенты выполняли рефераты по темам курса, изучали разнообразную психолого-педагогическую, музыкально-методическую литературу, хрестоматии, репертуары с содержанием на тему традиционного и современного фольклора. Во время семинарских занятий студенты выступали с докладами, вступали в дискуссии на различные темы фольклора и модерн направлений в музыкальном искусстве.
После усвоения теоретического модуля, студенты были ориентированы на самостоятельное выполнение практических заданий в ходе прохождения спецкурса и в период прохождения педагогической практики. Практические задания были направлены на: самостоятельный отбор репертуара модерн-фольклорного ансамбля, самостоятельное формирование ансамблевого коллектива с товарищами по группе. В период практики задания на усиление материалов фольклорной направленности в конспектах уроков музыки в качестве учителя, пробная организация детского модерн-фольклорного ансамбля в прикрепленном классе в школе, проведение мини-инсценировок и мини-постановок детских фольклорных сказок, национальных обрядов и праздников и т.п.
По итогам прохождения практик было задание подготовить портфолио результатов работы в данном направлении, которое включало: конспекты уроков музыки на темы фольклора и народной музыки; составление репертуара детского модерн-фольклорного ансамбля; видео-занятия и видео-ролики внеклассных мероприятий; написание сценария детских народных сказок; постановка праздничных концертов; эссе на различных композиторов народного творчества; копилка художественных произведений и картинок на тему фольклора и т.д.).
Практические умения организации модерн-фольклорных ансамблей приобретались у студентов на основе хорошо усвоенных теоретических знаний и исполнительских навыков (подбора, структурировании, построении композиции, аранжировки, имитации, образно-интонационных установок, редактировании фольклорного материала с учетом адресуемой возрастной категории детей, совместное исполнение с детьми фольклорных и классических произведений).
В целом при усвоении спецкурса «Методика организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе» решались задачи формирования общей национальной музыкальной культуры студентов и учащихся школ, расширения их музыкального и историко-бытового кругозора, понимания особенностей изменений классических произведений с элементами фольклора и наоборот, знание музыкальных средств выразительности современных композиторов и исполнителей, овладения умениями синкретезировать в фольклорном ансамбле (от сл. «синкретизм» — основное свойство фольклора — от греч. соединение) [2] и эклетировать (от сл. «эклектика» – сочетание разнообразного, свободный выбор) [3].
Третий этап – Рефлексивно-оценочный. Основная задача данного этапа – наблюдение и исследование самооценки студентами уровня собственной готовности к организации модерн-фольклорного ансамбля в школе с детьми, выявление своих слабых и сильных сторон в данном направлении работы. Тем самым, на данном этапе студенты осуществляли самостоятельную исследовательскую работу по самоформированию искомого качества – готовности к организации модерн-фольклорных ансамблей в школе.
Одним из главных показателей данного этапа являлось для нас написание студентами курсовой работы на тему «Мой опыт организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе». Данное задание отражало не только весь ход работы студента, но и выбор форм и методов работы с детьми, знания и умения, уровень сформированности готовности к данной деятельности, мотивационно-ценностное отношение, музыкально-педагогическая квалификация, направленная на воспитание детей в духе народного творчества, исполнительская и концертная деятельность с детьми.
Качественным итоговым показателем на данном этапе нашей методики подготовки студентов к организации модерн-фольклорного ансамбле в школе явился отчет студента после окончания практики и выступление с презентацией портфолио о проделанной работе. А также результаты повторного анкетирования и тестирования студентов на предмет исследуемого качества и сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Таким образом, проведенное нами исследование и его результаты показали эффективность разработанной нами методики организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе при создании следующих педагогических условий в вузе: 1) Разработана модель готовности студента — будущего учителя музыки к организации модерн-фольклорного ансамбля в совокупности трех компонентов (мотивационного, содержательного и рефлексивного) и соответствующих им критериев и показателей по уровням (высокий, средний, низкий); 2) Разработана методика подготовки будущих учителей к организации модерн-фольклорного ансамбля в школе как система поэтапного формирования искомой готовности в последовательности трех этапов: мотивационно-ценностный, теоретико-практический, рефлексивно-оценочный; 3) Внедрение на втором этапе методики подготовки спецкурса (эллективного курса) «Методика организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе», реализующегося в двух модулях (теоретическом и практическом); 4) Разработка системы творческих заданий для всех этапов подготовки с целью формирования искомой готовности в соответствии с формируемыми компонентами в ходе учебной и внеучебной деятельности студентов. При этом задания должны быть усложняющего характера по всем компонентам готовности с учетом индивидуальных способностей студентов.
Таким образом, представленная методика подготовки студентов – будущих учителей музыки к организации модерн-фольклорного ансамбля с детьми в школе позволяет сформировать не только искомое качество для будущей профессиональной деятельности, но и в целом музыкально-фольклорную культуру учителей и педагогов музыки различных образовательных учреждений.
Список литературы
- Никольская Е.В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к музыкально-фольклорной работе с детьми дошкольного возраста: Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 153 с. [Электронный ресурс]: URL: https://iknigi.net/avtor-elena-nikolskaya/91655-formirovanie-gotovnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov-k-muzykalno-folklornoy-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-elena-nikolskaya.html (Дата доступа 04.05.2015)
- Википедия// https://ru.wikipedia.org/Синкретизм
- Википедия// https://ru.wikipedia.org/Эклектика
http://izvestia-ippo.ru/narikbaeva-l-m-karibaeva-zh-b-metodika/