Нарикбаева Л.М., Бейсенгали Б.Б. | «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» КАК ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Нарикбаева Л.М., доктор педагогических наук, профессор, кафедра музыкального образования и хореографии, КазНПУ им.Абая, Алматы

Email: Lora_mn05@mail.ru

 Бейсенгали Б.Б.магистрант 2 курса специальности «7М02116-Искусствоведение» КазНПУ им.Абая  

Email: balausa_beisengali@mail.ru

 Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье рассматривается вопрос  механизма взаимовлияния таких явлений художественного творчества как эмоции, эмоциональный интеллект, воображение, креативность. Показана попытка авторов вывести единые основы творчества в музыке и живописи через понятие «эмоциональный интеллект», тем самым определив структуру «эмоционального интеллекта», присущего создателям произведений изобразительного и музыкального искусства.

Сегодня во всех странах мира все чаще говорят про эмоциональный интеллект, активно внедряются программы развития эмоционального интеллекта. И, не случайно Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в ходе форума «Ұлы дала мұрагерлері» отметил: «Важным качеством конкурентоспособной личности в современном мире является эмоциональный интеллект. Умения убеждать, сочувствовать и слушать других, проявлять терпимость будут более востребованными, чем узкие технические компетенции» [1].

Это понятно, так как в условиях высокой конкуренции на мировом рынке труда каждому человеку необходимо обретение развитых социальных и эмоциональных навыков, которые могли бы ему помочь полноценно самореализоваться и достичь успехов в жизни.  К тому же давно было доказано результатами многочисленных исследований, что высокий уровень IQ не гарантирует сегодня успешность личности, более значимым оказываются «эмоциональный интеллект» (EQ), «социальный интеллект» (SQ), и «практический интеллект» (PQ) [2, 3, 4] .

В данной статье мы попытаемся рассмотреть интересующий нас вид творчества — художественное творчество, в частности механизм этого процесса в музыке и живописи. И, если получится в ходе анализа ответить на вопросы: Какую роль играет эмоциональный интеллект и главный его конструкт – эмоции в процессе создания произведений искусства? Есть ли взаимосвязь и единство эмоций в видах искусства, в частности в музыке и живописи? На что или на кого в конечном итоге направлены идеи авторов произведений искусства?

Мы не будем останавливаться на описании  сущности и структуры понятия «эмоциональный интеллект», так как этим занималось немалое количество ученых. Приведем лишь некоторые труды в данной области:  П.Саловей, Дж.Майэр и Д.Карузо[2], Р.Стернберг [3,4], Д.Гоулман [5], , Рубен Бар-Он [6], Д.В.Люсина, Д.В.Ушаков [7],  А.И.Савенков [8], Л.М.Нарикбаева [9]  и мн. др.

Главные утверждения во всех этих исследованиях ученых: хороший «эмоциональный интеллект» помогает человеку понимать свои и чужие эмоции, повышает эрудицию и продуктивность, дает навыки принятия решений и построения гармоничных отношений с окружающим миром. Человек с развитым эмоциональным интеллектом стрессоустойчив, поэтому более счастлив, обладает высокой конкурентоспособностью. Главными предикатами структуры эмоционального интеллекта являются: 1) восприятие (реакция – проявление эмоций); 2) понимание и распознавание эмоций; 3) использование эмоций; 4) управление своими и чужими эмоциями.

Перейдем к художественному творчеству. Известно, что эмоциии имеют определенную связь с искусством и могут влиять на успех процесса художественного творчества. По своей природе любое художественное творчество эмоционально, так в основе творений человека всегда лежат его чувства и духовные ощущения.  Известно, что творческие натуры  более эмоциональны по своей природе, поэтому, на наш взгляд,  владение эмоциональным интеллектом не только улучшит их личностные качества, но и положительно скажется на их творчестве, которое является средством самовыражения и коммуникации с окружающей действительностью.

Понятие «творчество» и  тождественное ему понятие «креативность», к примеру, известный психолог в данной области П.. Торренс относит к повышенной чувствительности человека к проблемам, действия человека по определению этих проблем и поиску их решений; оригинальность и способность генерировать многочисленные идеи, относящиеся к деятельностной сфере [10].

Обобщая различные источники и ссылаясь на определения различных авторов, креативность понимается многими как:

  • проблема, которую нужно решить творчески;
  • процесс, ведущий от проблемы к продукту, его характеристикам, фазам;
  • продукт, рассматриваемый как проявление креативности (творческого процесса);
  • персональные качества творца, его свойства, поведение.

В любом понимании креативности и творчества очевидно то, что для представителей искусства творчество не будет полноценными без воображения  как главного инструмента творчества, рождающий образ будущего творения. Неслучайно большинство определений воображения сводятся к одному – способность создавать образы в процессе мышления.

Однако, воображение часто связывают с памятью из-за способности представить ранее воспринятое в виде предметно-конкретных образов. Разница между воображением и памятью заключается в том, что воображение представляет собой нечто, не существовавшее ранее в своем целостном виде. В отличие от него память же привязана к прошлому, воссоздавая то, что было запечатлено ранее. Следовательно, воображение (даже если оно базируется на памяти) способно создавать новые образы.

Вернемся к эмоциям. Возникает вопрос: «Является ли воображение самостоятельным психическим процессом?» Существует ли связь между эмоциональным интеллектом и воображением?»

В психологии наряду с «объективным» и «пластическим» приводятся виды воображения: «субъективный» и «эмоциональный», которые по характеристике взаимосвязаны и  схожи с эмоциональным интеллектом. При этом эмоциональное воображение тесно связано с характеристикой самой творческой личности, ее типом, способностью  к коммуникации и т.д.

То, что воображение теснейшим образом связано с эмоциональной сферой личности утверждал еще Л.С.Выготский: «эмоция пробуждает работу воображения» [11].  Он назвал этот тип воображения – реалистическим — направленным на продуктивную творческую деятельность (т.е. интеллект в данном случае властвует над эмоциями).

В добавление подтверждения тесной связи творчества – воображения – эмоционального интеллекта, добавим, что информация, поступающая из  внешнего мира и их переработка, осуществляется, безусловно, эмоциональным интеллектом. Так как эмоциональный интеллект имеет свойство мышления сортировать воспринимаемую информацию с точки зрения актуальности, полезности, значимости, потребностей и возможностей личности.

Итак, роль эмоционального интеллекта в художественном творчестве огромна, более того, она первична. Рассмотрим эту роль эмоционального интеллекта в искусстве, в частности в двух сферах творчества – в музыке и живописи.

Известно всем, что музыка задевает струны нашей души. Включая любимую композицию или услышав случайно любимую песню, человек сразу может понять настроение в ней. В первую очередь – это текст в песне, затем мелодия: она может быть подвижная или медленная, ритмичная или прямолинейная.  В современном мире человек целенаправленно слушает музыку, подбирает ее под свое настроение и под то, что у него происходит в жизни. Тем самым в музыке человек ищет частичку себя, чтобы история героя в песне была похожа на него самого и ищет ответы на свои вопросы.

На вопрос «Почему музыка вызывает эмоции?» психологи давно пытаются найти ответ. Есть множество объяснений этому явлению.

Во-первых, музыка универсальна. Музыка была средством коммуникации и своего рода языком до того, как у людей появилась речь. Но, несмотря на то, что люди быстро овладели музыкальным искусством, сложно до сих пор объяснить влияние музыки на наши эмоции.

Второе предположение ученых, что люди испытывают настоящие эмоции  под музыку (плачут, смеются и т.п.), так как происходят изменения в физиологии человека. К примеру, когда слушают веселую музыку, у них учащается пульс и повышается кровяное давление. При прослушивании грустной, более медленной и диссонирующей музыки, такого не наблюдается.

Третий подход к исследованию вопроса связи эмоций с музыкой, это, когда пытались распознать разные выражения лиц людей при прослушивании различной музыки. Когда люди слушали радостную музыку, у них были счастливые, нейтральные и грустные лица им казались радостнее. А когда слушали грустную музыку, были более грустные глаза у испытуемых. Это конечно лишь внешние проявления эмоций, но это говорит о том, что музыка влияла на испытуемых эмоционально, следовательно, они воспринимали эмоции других людей, т.е. – творцов музыки.  Отсюда мы можем утверждать, что сила эмоционального интеллекта через творения-продукты художественного творчества огромна в плане воздействия на эмоциональную сторону, далее на духовно-личностную сферу человека.

Однако и здесь нельзя забывать одну неоспоримую вещь, доказанную Джеральдом Левинсоном: распознавание эмоции в музыке и переживание эмоций, связанных с музыкой, которые в зависимости от нашего эмоционального состояния могут совпадать с этой музыкой или же не совпадать. Другими словами, при депрессивном расстройстве человека жизнерадостная музыка только может усугубить состояние, а грустная музыка наоборот может вызвать положительные эмоции в силу того, что  такая музыка поможет разобраться в себе и проработать негативные мысли. Вывод Дж.Левинсона заключался в том, что музыка является не менее выразительным способом общения, чем обычный человеческий язык.

Еще одна важная вещь, которую стоит учитывать, это то, что музыка способна еще и навредить, если она не нравится. Слушать музыку, которая не нравится, достаточно тяжело. Это может вызвать негативные эмоции, которые могут отражаться на нашем здоровье. Негативную музыку не стоит слушать или же найти подход, понять её, чтобы она вызывала положительные эмоции.

Было доказано, что долгое прослушивание рэпа, хард-рока или хэви-метала может вызвать отрицательное воздействие на настроение. Рэп пробуждает отрицательные эмоции, хард-рок может являться причиной неосознанной агрессии. А, из-за хэви-метала вообще могут начаться психические расстройства. Напротив, если слушать блюз, джаз-рок или какой-нибудь мелодичный рок, например, альтернативный, то это может поднять настроение и вывести из депрессивного состояния, а также прибавит бодрости и сил. Отсюда, еще один вывод: каждый жанр музыки и стиль  влияет на человека по-разному, пробуждая те или иные  эмоциональные переживания. Вот почему важно очень трепетно относится к воспитанию  у детей «вкуса»  в искусстве, в  выборе жанра, стиля музыки, так как здесь могут проявиться индивидуальные психологические и эмоциональные проблемы, внутренняя удовлетворенность — неудовлетворенность, потребности в жизни.

Рассмотрим живопись. Здесь также каждый человек по-разному воспринимает картину. Эмоции в этом случае у каждого свои. Причиной этому могут быть и то, что они могут появляться на пережитом опыте, ассоциациях, а также сказываются их настроения в момент восприятия картины.  Необходимо также не забывать, что каждый по-разному воспринимает окружающий мир.

Художник, создавая образы (картины), пережитые на своем эмоциональном опыте, надеется, что их выражение в своем творчестве найдет обратную связь и адекватный ответ у зрителя. Само восприятие искусства зависит от нескольких факторов: от качества художественного произведения, от полноценности восприятия человеком данного произведения и от индивидуальности человека, который смотрит на картину. Тем самым, искусство способствует проявлению разных сторон человеческих качеств. Поэтому в психологии и искусствоведении нередко делаются анализы на творчество художников в целях более глубокого восприятия эмоционально-чувственных характеристик и особенностей восприятия самих авторов картин.

Известно, что если в музыке – главный инструмент воздействия на зрителя – звук, то у художника – цвет. Не углубляясь в эти специфические вопросы техники создания музыки и картин, скажем лишь то, что  цвет и звук – основы живописи и музыки. Понимая гармонические соотношения звуков у композитора и оттенки цветовых палитр художника, как они  взаимодействуют между собой, можно передать нужную атмосферу произведения зрителю. И, здесь опять повторимся, что звук в музыке и цвет в живописи оказывают непосредственное воздействие на психологию и физиологию человека, вызывая те или иные эмоции.

Швейцарский психолог Макс Люшер пришел к такому выводу: «Восприятие цвета человеком сформировалось и передавалось на генетическом уровне, когда жизнь человека определилась лишь двумя факторами – день и ночь. Днем от человека требовалось повышенное активное действие, такие как, добывание пищи, защита; ночью – временное прекращение активной жизнедеятельности. Предполагается, поэтому желтый цвет ассоциируется с активностью, синий – спокойствием, красный – генетическое воспоминание о пламени домашнего очага. Цвет оказывает решающее воздействие на формирование человеческих эмоций» [12].

Итак,  результатом творческой художественной деятельности является художественное произведение. Эстетическое отношение к окружающему миру у художника порождает эстетические эмоции, эстетические эмоции – художественные эмоции, последние в свою очередь порождает – художественное произведение.  Вслед за эмоциональным восприятием следует мыслительный процесс (интеллект) художника, который движется в двух направлениях: 1) к постижению глубиннной сути отображаемого; 2) к преображению по законам идеального мира, красота которого через отображаемое выходит наружу.

Соответственно, творческий процесс начинается с вынашивания замысла, где роль эмоционального интеллекта выступает на этапе  представления о содержании и форме будущего творения.  Сверхзадачей художника является вызов у зрителя эстетических реакций. Значимой структурой эстетической реакции является эмоциональная реакция.  Конечная цель эстетической реакции есть, так называемый «катарсис». «Катарсис» – (от греч. сл.  — «возвышение, очищение, оздоровление») — нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания [13]. Данный термин как цель искусства был применен еще Аристотелем, который понимал под ним облегчение и очищение от аффектов через произведения искусства, дающее при этом человеку «безвредную радость».

Художественное творчество представляет собой целостное образование и обнаруживается еще в процессе обучения и воспитания будущего творца (художника, музыканта), далее в его дальнейшей творческой деятельности. Ребенок учится понимать эмоции так же, как и речь во взаимодействие с родителями, взрослыми. Позже, совершенствование способности к пониманию невербальной речи (эмоций) возможно только на практике, в процессе общения с окружающей действительностью, в том числе через произведения  искусства.

Хотелось бы отметить, что в подтверждении единой основы эмоциональной сферы художественного творчества доказывается не только анализом и изучением в данном направлении, но и непосредственно самими шедеврами искусства, связь музыки и живописи. Так, существует огромное количество живописных произведений, где изображения имеют отношение к музыке. Это обусловлено тесной связью музыки и живописи, давая представление о развитии музыки. В начале XX века появился даже термин «музыкальная живопись», который имел цели как педагогические (эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике) так и научные (вопрос отражения музыки в рисунках: от мелодии, гармонии, лада, то есть отдельных средств музыкальной выразительности до разностилевых, разнохарактерных сочинений).

Впервые разработал эту методику австрийский искусствовед и психотерапевт Оскар Райнер в 1913 году, а результаты эксперимента опубликовал в одноименной книге в 1925 году. Леонардо да Винчи называл музыку «сестрой живописи». Изображение не только инструментов, но и соучастие самих музыкантов встречаются в работах Джорджоне «Сельский концерт», М.М.Караваджо «Лютнист», также изображение самых известных музыкантов-композиторов: Эжен Делакруа «Портрет Фредерика Шопена», И.Я.Репин «Портрет М.П.Мусоргского», И.Я.Репин «Портрет А.П.Бородина».

Но, не только живопись умеет звучать. В XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. Например, выдающийся немецкий композитор Р.Шуман в фортепианном цикле «Карнавал» сумел нарисовать портреты скрипача Н.Паганини и  композитора Ф.Шопена. Уже в XIX веке существовал жанр «симфоническая картина», посвященная изображению какого-либо определенного события. Наглядным примером служат музыкальная картина Н.А.Римский-Корсакова «Садко», «Волшебное озеро» А.К.Лядова, «Море» К.Дебюсси, симфоническое скерцо «Ученик чародея» Поль Дюка, фантазия «Лес» А.Глазунова.  Эти творения еще раз доказывают единую основу и стремления художников в  эмоциональных выражениях.

Таким образом, живопись и музыка – это различные виды искусства, но в то же время, имеющие единую основу, которая сильно воздействует на эмоциональное состояние человека. Все попытки анализа механизма творчества и его связи с эмоциональным интеллектом, приводит нас к следующему пониманию сущности и структуры эмоционального интеллекта в художественном творчестве.

Итак, «эмоциональный интеллект в художественном творчестве»  мы понимаем как психическое свойство человека, характеризующее его способность выражать свой эмоциональный опыт и духовно-личностный внутренний мир через создание произведения искусства, вызывающих эстетические реакции у людей с целью духовно-нравственного «возвышения, очищения, оздоровления». Структуру эмоционального интеллекта в художественном творчестве, в том числе в музыке и живописи, мы рассматриваем как  многоуровневую эмоционально-интеллектуальную сферу личности, состоящей из четырех  уровней:

  • Первый уровень развития эмоционального интеллекта – способность выражать эмоции. Нельзя забывать факт различия в силе выражения эмоций у разных людей. Есть люди, которые не могут адекватно выразить эмоции, либо слишком сдержанны в силу воспитания. Однако это отдельный вопрос для рассмотрения.
  • Второй уровень — понимание эмоций, к примеру (на лицах людей или при восприятии продуктов творчества) боли или радости, затем, умение отличать истинные эмоции от ложных и т.д., обогащая арсеналом распознавания калейдоскопа эмоций, почему именно та или иная эмоция выражена, ее причины, происхождения, последствия и т.д. В этом месте вспоминается, что великий режиссер К.С.Станиславский требовал от своих учеников уметь проговорить местоимение «Я» — в 100 оттенках. Поэтому, здесь важно также рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях, продуктах деятельности искусства. Кроме происхождения и специфики эмоции, личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  • Третий уровень эмоционального интеллекта – точная оценка эмоций, когда человек уже способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, знаниями об эмоциях, которые у него имеются.
  • Четвертый — самый высокий уровень развития эмоционального интеллекта — управление эмоциями. На этой ступени проявляется саморегуляция и управление эмоциями других людей: знания как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость, в том числе через произведения искусства (важно и то, что испытывал автор картины или музыки при создании, какой эмоциональный вызов он хотел передать  обществу).

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что эмоции оказывают существенное влияние на жизнь человека. От них напрямую зависит восприятие человеком окружающего мира. Человек, который испытывает положительные эмоции, вроде радости и счастья, смотрит на мир и окружающих людей в положительном ключе. А страдающие от тяжелых переживаний и негативных эмоции оценивают окружение только в темных тонах. Поэтому значимо в современном мире, чтобы мы были окружены положительными эмоциями и стараться, чтобы негативных эмоций было меньше.

Эмоция – это не просто реакция нервной системы, а важная часть эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект важная и значимая часть художественного творчества. Важно развивать эмоциональный интеллект на всех уровнях его развития (выражение, понимание, оценка, управление),  так как это позволяет разговаривать на разных языках искусства: звука, цвета, вкуса и др. Искусство существует для того, чтобы жизнь человека была прекрасна и расцвела яркими красками. Для этого важно то, что если среда или социум способствует развитию эмоционального интеллекта общества, то каждый человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным.

Литература

  1. Участие в форуме «Ұлы дала мұрагерлері», посвященном празднованию 10-летия АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akorda.kz — [Дата обращения 14.10.19г.]  
  2. Mayer, J. D., Caruso, D., & Salovey, P. (in press). (1994)Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence test. (pp. 303- 318).
  3. Sternberg, R. J. (1997b). Tacit knowledge and job success. In N. Anderson & P. Herriot (Eds), International handbook of selection and assessment (pp. 201-213). New York: John Wiley & Sons Inc.
  4. Практический интеллект /Р.Стернберг, Дж. Форсайт, Дж.Хадланд, Дж. А.Хорвард, Р.К.Вагнер, В.М.Уильямс, С.А.Снук, Е.Л.Григоренко. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  5. Goleman, D. (1995). Emotional intelligence. New York: Bantam Books.
  6. Bar-On R. Emotional intelligence inventory (EQ-i): Toronto, Canada, Multi-Health Systems, 1997.
  7. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М.: «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с.
  8. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха (рукопись), 2006.
  9. А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста //Одаренный ребенок- №6- 2007 – С.22-36
  10. Torranc E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994; Torranc, E.P. A philosophy of creativity. Norwood, N. J. : Ablex. 1995.
  11. Выготский Л.С. Психология искусства.- Ростов-на-Дону «Феникс», 1998. – 45 c.
  12. Max Lüscher: Der Lüscher-Test. Persönlichkeitsbeurteilung durch Farbwahl. Rowohlt, Reinbek 1985, ISBN 3-498-03812-5
  13. Катарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — С. 220.

 

Abstract. The article considers the aspect of the mechanism of mutual influence of such mental phenomena of artistic creativity as emotions and «emotional intelligence», imagination, creativity. It shows the authors ‘ attempt to deduce the common foundations of creativity in music and painting, thereby defining the structure of «emotional intelligence inherent in the creators of works of visual and musical art.

Keywords: emotional intelligence, creativity, artistic creativity, imagination, music, painting, art.

http://izvestia-ippo.ru/narikbaeva-l-m-beysengali-b-b-yemocio/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *