Н.М. Семенюк | ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Московского городского педагогического университета

E-mail: SemenyukNM@mgpu.ru

 

 

В статье освещена роль театрализованных игр в развитии младших школьников. Описаны специфика содержания и организация игр-драматизаций, режиссерских игр во внеурочной деятельности.

В основных нормативных документах, регламентирующих организацию и содержание учебно-образовательного процесса в начальной школе (ФГОС НОО и ПОП НОО), отмечается важная роль внеурочной деятельности как средства, направленного на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, обеспечивающего решение задач воспитания и социализации детей, а также способствующего достижению основных планируемых результатов освоения основной образовательной программы [4]. Внеурочная деятельность осуществляется в различных направлениях, одним из которых является театрализованная деятельность.

Использование театрализованной деятельности как средства воспитания и образования подрастающего поколения имеет достаточно длительную историю. Но только в XX веке были заложены научные основы театральной педагогики. Большую роль в их формировании сыграли труды выдающихся русских ученых: Б.В. Асафьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др.

Огромный вклад в развитие и практическое воплощение идей театральной педагогики внесли многие прогрессивные педагоги и деятели искусств, такие как Н.Н. Бахтин, А.А. Брянцев, Н.А. Ветлугина, С.В. Образцов, Н.И. Сац, К.С. Станиславский, Л.С. Фурмина, С.Т. Шацкий и многие другие. Все они сходились во мнении, что поскольку театр совмещает в себе многие виды искусства (литературу, музыку, танец, живопись), художественно отражает жизнь и несет в себе ценностную информацию об окружающей действительности, то приобщение к театру и непосредственному участию в театрализованной деятельности будет: оказывать многостороннее влияние на восприятие человека; учить воспитанников ценить прекрасное; развивать их эмоциональную и познавательную сферы, эмпатические чувства; способствовать становлению нравственного и духовного опыта, развитию творческих умений; формировать навыки коммуникации и способствовать успешной социализации детей и подростков [3: с. 65].

Проблема организации детской театрализованной деятельности в образовательном процессе начальной школы не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Театрализованные игры используются в педагогической практике как инструмент для решения широко круга воспитательных и образовательных задач.

К настоящему времени накоплен значительный научно-педагогический и методический опыт по применению различных видов театрализованных игр и приемов театрализации в урочной и во внеурочной деятельности в различных образовательных областях, в том числе в области филологического образования младших школьников. Здесь следует отметить особую роль театрализованных игр в речевом развитии детей. «В процессе театрализации у ребёнка развивается умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения» [2].

В ходе драматизаций для воплощения какого-либо образа, ученику необходимо использовать целый комплекс вербальных и невербальных выразительных средств. Дидактическая ценность игр-драматизаций, заключается также в том, что в ходе инсценировки ребенок в игровой и непринужденной форме осваивает и осознает значение важнейших структурных элементов речевого общения, а именно:

  • значение и смысл слов, фраз (правильность произношения звуков, выразительность и смысл интонации, точность употребления слов, правильность построения фразы);
  • звуковых явлений (темп, тембр, ритм, интонация и дикция речи, модуляции и тональность голоса);
  • выразительные качества голоса, то есть специфические звуки, возникающие при общении (смех, шепот, вздохи, паузы и др.).

Невербальные средства выразительности (мимика, жестикуляция, пантомимика) также играют важную роль в общении. В игре-драматизации они усиливают влияние сказанных слов, воздействуют на эмоции и воображение, способствуют поддержанию интереса к исполнителю и происходящему действию. На этом основании можно утверждать, что использование игр-драматизаций в практике работы учителей начальных классов является ценным методическим приемом, способствующим эффективному развитию выразительности речи обучающихся как важнейшего средства коммуникации.

Велико значение игр-драматизаций и в развитии интереса обучающихся к художественной литературе, в формировании внимательного и вдумчивого читателя. Они помогают детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивают воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной произведения. С учетом всего вышесказанного театрализованные игры в школе можно рассматривать как своеобразный «дидактический театр».

Анализируя различные определения понятия «театрализованные игры», можно прийти к выводу, что они представляют собой разыгрывание литературных и фольклорных произведений с привлечением элементов театральной атрибутики и обязательным наличием зрителей. Существуют разнообразные классификации театрализованных игр, но многие специалисты (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.) разделяют их на две основные группы: игры-драматизации и режиссерские игры. Каждая из названных групп может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.

В играх-драматизациях роль «артиста» исполняет сам ребенок. Как правило, драматизация разыгрывается по конкретному сюжету или готовому сценарию, тем не менее, здесь всегда остается много места для импровизации, касающейся как текста, так и сценического действия. В начальной школе основой для игр-драматизаций являются сюжеты басен, сказок, короткие рассказы, ролевые диалоги, отдельные сцены из литературных произведений и др. Возможно и собственное сочинение сказок по мотивам знакомых произведений («сказки на новый лад») с последующей их инсценировкой, что пробуждает творческое мышление и воображение младших школьников, создает условия для дополнительного обращения к тексту сочинений и способствует лучшему их запоминанию. В дальнейшем все перечисленные выше виды драматизаций могут лечь в основу разработки сценария заключительного урока-обобщения по литературному чтению или тематического утренника для младших школьников.

Рассматривая особенности режиссерских игр, следует отметить, что их отличительной чертой является использование в качестве «артистов» игрушек или замещающих их предметов. В ходе режиссерской игры «ребенок озвучивает «героев», управляет ими, комментирует сюжет, использует разные средства вербальной выразительности и таким образом выступает в качестве «сценариста» и «режиссера»» [1]. О.А. Акулова предлагает различать режиссерские игры в соответствии с видом кукольного театра, который используют для театрализации. На основании данного принципа можно выделить режиссерские игры с применением настольного театра, театра на руке (бибабо, пальчикового, перчаточного), марионеток, теневого, верховых и напольных кукол и др. С учетом специфики данного вида театрализованных игр немаловажное значение при их проведении играет уровень владения обучающимися разнообразными навыками кукловождения.

В заключении следует отметить, что конечный успех проведения театрализованных игр во внеурочной деятельности, во многом определяется увлеченностью и компетентностью самого педагога-организатора, обеспеченностью предметно-пространственной развивающей среды предметам театральной атрибутики, стимулирующей творческие игровые, речевые, художественные проявления обучающихся.

 

Литература

  1. Акулова О.А. Театрализованные игры [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php
  2. Бадулина О.И. Речевые диалоги. Учебное пособие для детей 6-7 лет. ФГОС [Электронный ресурс] – 52 с. – Режим доступа: https://a21-vek.ru/goods/Badulina-O-I-Rechevye-dialogi-6-7-let
  3. Семенюк Н.М. Театр, музыка, дети в России XX-XXI веков // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – М.: Изд-во «Школьная Пресса», 2019. – № 2. – С. 65–70.
  4. ФГОС НОО (от 05 июня 2021 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dolschool.edu22.info/images/Doc/Documenty/0001202107050028_compressed.pdf

http://izvestia-ippo.ru/n-m-semenyuk-teatralizovannye-igry-vo/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *